Главная » Статьи » секция 6

ПРОЕКТ «ПОЮЩИЕ КЛОУНЫ» КАК ОПЫТ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

ПРОЕКТ «ПОЮЩИЕ КЛОУНЫ» КАК ОПЫТ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Кочетова Ксения Андреевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

kakochetova@mail.ru

 

В 2016-2017учебном году представители добровольческого движения «Студенческое сердце» ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» дали жизнь российскому межрегиональному проекту под названием «Поющие клоуны» в Донецкой Народной Республике.

«Поющие клоуны» – это добровольческий арт-проект, который представляет собой музыкально опосредованное сотрудничество с детьми с психоневрологическими заболеваниями, построенный на музыкальном волонтерстве. «Музыкальное волонтёрство – это вид социального служения граждан, в основе которого лежит использование музыкального воздействия и взаимодействия в добровольной, бескорыстной, социально значимой деятельности. Музыкант-волонтёр способствует реализации человеческих прав и потребностей благополучателя, решению социальных, культурных, экономических, экологических проблем, построению гуманного и справедливого общества» [1]. Акции «Поющих клоунов»– это музыкальные визиты волонтеров к детям с ограниченными возможностями здоровья, во время которых волонтеры исполняют детские песни, ни на секунду не прекращая их исполнение. Плавный ряд песен, перетекающих одна в другую, при участии ручных музыкальных инструментов (маракасов, погремушек, колокольчиков, бубнов) и в сопровождении гитарного аккомпанемента, призван не только создать доброжелательную, мягкую атмосферу, но и пробудить эмоции тех детей, природа заболеваний которых блокирует эмоциональное восприятие. Таким образом, наш проект тесно связан с понятием паллиатива и паллиативной помощи – подходом, целью которого является улучшение качества жизни больных и членов их семей, оказавшихся перед лицом заболевания, угрожающего здоровью или жизни; это оказание помощи детям в сложном физическом и умственном состоянии при использовании творческого подхода («Palliative care is an approach that improves the quality of life of patients and their families facing the problem associated with life-threatening illness») [4].

«Поющие клоуны» это долгосрочный проект; обязательным условием его реализации является длительное и регулярное взаимодействие добровольцев с конкретной группой детей.

Суть добровольческой деятельности – бескорыстное служение людям, подразумевающее под собой также и стремление подарить радость и положительные эмоции другому человеку. Одна из главных особенностей проекта – в выборе той категории детей, с которой мы работаем; в ходе реализации проекта мы воплощаем в жизнь основное наше стремление – помочь тем детям, которые, к сожалению, «недосягаемы» для других путей взаимодействия. Язык музыки универсален, легкодоступен для восприятия, более эмоционален и опосредован [2, c. 4] Музыкальная форма взаимодействия позволяет создать уникальную атмосферу доброжелательности, теплоты, положительных эмоций, которая, безусловно, нужна этим детям. Таким образом, наша основная цель – это общение с детьми с помощью музыки [3].

На сегодняшний день нами было осуществлено три визита в детское дошкольное учреждение № 11 «Колокольчик» компенсирующего типа (г. Горловка). Четыре группы (в среднем – по 4-6 детей) на 10-12 добровольцев, в каждой из которых мы проводим около 10 минут. Кроме того, каждую неделю мы организовываем репетиционные занятия, в ходе которых также изучаем теоретические аспекты проведения акций и проводим упражнения на объединение волонтеров.

Конечно, в ходе реализации программы мы столкнулись с рядом трудностей, которые потребовали внимания и тщательного рассмотрения с нашей стороны. Одной из таких сложностей стала моральная неподготовленность к восприятию инаковости детей, с которыми нам предстоит работать. К сожалению, несмотря на возросшую за последние полвека готовность общества к признанию таких детей, среднестатистический человек едва ли может составить представление о таких детях, об их особенностях и трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Кроме того, профессиональная направленность нашего института не предусматривает подготовку к работе с такими детьми. Вышеперечисленные факторы свидетельствуют о том, что основной трудностью для большинства наших студентов-добровольцев, принявших участие в реализации проекта, стала неподготовленность к детской аудитории с ОВЗ. Конечно, для нас не стоял в вопрос в принятии таких детей; но, согласно нашим наблюдениям, ряду добровольцев понадобились время и коллективная помощь для того, чтобы осмыслить и принять инаковость детей с психоневрологическими заболеваниями.

Но главной проблемой, с которой мы столкнулись, считаем, прежде всего, недостаток знаний в области паллиатива. Как уж было отмечено нами ранее, наша профессиональная направленность не предусматривает подготовку в данной области, а потому на вопросы, возникшие в ходе акции, мы зачастую отвечаем более основываясь на личном опыте, опыте других добровольцев из «Поющих» (РФ), чем на конкретных знаниях. Так, к примеру, мы не можем быть четко уверены относительно реакции детей на наше взаимодействие: нам довелось столкнуться с конкретными ситуациями, когда мы не знали, как лучше нам поступить. К примеру, в ходе мероприятия мы не знали, как точно истолковать реакцию ребенка – нам было непонятно, была ли она положительной, или же, напротив, ребенку не понравилось то, что мы делали. Были также ситуации, когда дети банально перевозбуждались и начинали баловаться. В такие моменты важен контакт с персоналом учреждения; так, воспитатели детского сада «Колокольчик» готовы были ответить на наши вопросы о каждом конкретном ребенке и его особенностях. Но мы считаем нужным также признать недостаток конкретных знаний в области психологии и паллиатива – и этот пробел в теоретических познаниях мы рассматриваем как серьезную проблему для практической реализации проекта. Тем не менее, в дальнейших наших планах нами предусмотрены консультации не только с администрацией, медицинскими работниками и воспитателями учреждения, но и с психологом. Нами уже составлен ряд вопросов как общих, так и конкретных (по отдельно взятым детям и ситуациям), которые требуют рассмотрения. Мы также планируем проведение научно-методического семинара на базе ДОУ, с целью поиска возможных подходов к конкретным воспитанникам учреждения, изучения реакций детей на чужих людей и предложенного вида деятельности, определения алгоритма поведения добровольцев и сотрудников ДОУ во время визитов.

Резюмируя, хотим отметить, что проект наш совсем юный. Жизнь он обрел благодаря взаимодействию добровольцев ДНР (г. Горловка) и Российской Федерации (участниками межрегионального добровольческого форума «Школа общественного действия» (Таганрог 2014г., Казань 2015г., Казань 2016г.).Знакомство с куратором «Поющих клоунов», Ильей Артемьевым-Сысоевым, стоявшим у истоков проекта, а также другими добровольцами-участниками проекта – П. Федосовым, Е. Березуевой, А. Зыковой, А. Буровым, непосредственное участие наших добровольцев в акциях «Поющих», позволили приобрести необходимые знания, навыки и уверенность в том, что нам, горловчанам, такой проект необходим, что нашим детям тоже можно и должно так помогать. Благодаря содействию И. Артемьева-Сысоева, сотрудников дошкольного учреждения № 11 «Колокольчик» компенсирующего типа, инициативности и неравнодушию студентов института, проект «Поющие клоуны» стал частью добровольческого движения ГИИЯ. С ноября месяца в проекте задействовано 18 студентов 1-5 курсов разных факультетов. Что привело их в проект? Это, конечно, желание помочь ближнему, подарить толику тепла тому, кто в нем нуждается, поделиться чем-то радостным, творческим, ярким.

В данный момент мы считаем необходимым для себя продолжить репетиционный процесс, усилить педагогическое и психологическое сопровождение проекта. Безусловно, мы не планируем останавливаться на достигнутом – для нас нет преград в том, что мы делаем, ведь нас ведет не что иное, как желание помочь другому.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Апрелева А. Советы музыкального терапевта: краткое практическое руководство для музыкантов-волонтёров, работающих в медицинских и социальных учреждениях [Электронный ресурс] / П. Апрелева. – Режим доступа : http://muzterapevt.ru/volunteer/book02

  2. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Джульетта Алвин, Эриел Уорик; Под ред. Э. Уорик. – М. : Теревинф, 2008. – 240 с.

  3. Памятка для «Поющих клоунов». [Электронный ресурс]. – [Режим доступа]: http://xn--e1afhekbec6b2c3a1a.xn--p1ai/pamyatka/

  4. WHO Definition of Palliative Care [Электронный ресурс] / WHO. – [Режим доступа]:http://www.who.int/cancer/palliative/definition/en/

 

Категория: секция 6 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (24.02.2017) | Автор: Кочетова Ксения Андреевна E
Просмотров: 536 | Теги: Добровольчество, Паллиатив, дети с ограниченными возможностями | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar