Главная » Статьи » секция 6

ПЕДАГОГИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА: ОПЫТ ДВИЖЕНИЯ «СТУДЕНЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ» (г. ГОРЛОВКА)

ПЕДАГОГИКА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА: ОПЫТ ДВИЖЕНИЯ «СТУДЕНЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ» (г. ГОРЛОВКА)

Зябрева Светлана Эдуардовна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»

z_svet@mail.ua

История говорит, что гражданские инициативы возникают в такие периоды времени, когда ослабляются государственные механизмы защиты наиболее уязвимых категорий населения: детей, стариков, людей с ограниченными возможностями здоровья, и общественные структуры берут часть обязанностей на себя. Эта тенденция наблюдалась в 20-е годы XX в., и на этапе перехода страны к рыночным отношениям, и на этапе военного времени.

Волонтерское движение «Студенческое сердце» ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика) основано в 2014 г.

Оказавшись в эпицентре массовой психотравмирующей ситуации, причиной которой стали военные действия, студенты ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, ДНР) должны были не только адаптироваться к образовательному процессу высшей школы, утвердиться в правильности профессионального выбора, а главное, – научиться выживать.

Студенты ГИИЯ окунулись с головой в добровольческое движение, оказывая помощь и детям, и старикам, и просто нуждающимся людям. Впервые в своей жизни они ощутили ценность слова, дела и простого внимания. Никакая фотография в книге и описание каких-либо животрепещущих историй не затронут душу будущего учителя так, как светящиеся радостью благодарные глаза, первая за месяцы войны улыбка ребенка, бесконечные слова благодарности, вид человека, который делится самым необходимым. Именно теперь студентам стала так понятна и близка история Януша Корчака, польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля, отказавшегося спасти свою жизнь трижды и оставить своих воспитанников из Дома Сирот. Будущие учителя почувствовали свою ценность и нужность.

Сформировался актив, который организовывал первоначально сбор вещей, предметов первой необходимости для наших же студентов, для беженцев из городов Дебальцево, Углегорска, сожженных дотла. А дальше сфера приложения сил добровольцев становилась шире.

Эффективным способом, интегрирующим личностное и профессиональное развитие, стало добровольчество. Добровольческая деятельность студентов – особая форма внеаудиторной работы, обеспечивающая им реализацию личностной позиции, формирование их ценностных ориентаций, профессиональных компетенций и социально-педагогического опыта [1].

Такое понимание волонтерской деятельности студентов открывает её потенциал в повышении качества образовательных результатов подготовки будущих педагогов.

Согласны с утверждением Котлячкова [1], что педагогическое добровольчество способно разрешить противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности (по А.А. Вербицкому), преодолеть проблему возникновения формальных знаний, которые оторваны от реальной практики.

Реальная социально-педагогическая деятельность в форме добровольчества способствует обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин, возникновению понимания обязанностей и требований, предъявляемых к современному педагогу.

Именно включение студентов в активное профессиональное взаимодействие с субъектами педагогического процесса в форме добровольческих практик позволяет «прожить» педагогические ситуации и отношения, благодаря чему формируется опыт решения социально-педагогических задач.

Исследования последних лет, посвященные волонтерской деятельности (Е. С. Азарова, Л. В. Болотова, С. Г. Екимова, Н. В. Маковей, В. В. Митрофаненко, Л. Е. Сикорская и др.), подтверждают роль волонтерской деятельности как действенной формы социализации и личностного развития студенческой молодежи. Л. С. Мкртумян [2] проанализировала взгляды некоторых авторов на педагогический потенциал волонтерской деятельности.

Педагогический потенциал добровольческой деятельности реализуется при соблюдении ряда педагогических условий: обеспечение добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность, целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов, ориентация на долгосрочные социально-педагогические проекты.

Педагогическая сущность добровольческой деятельности, по мнению С. Г. Екимовой, заключается в том, что она является антропологическим, аксиологическим и деятельностным ресурсом для внутренних преобразований личности студента и развития его важных личностных качеств.

Антропологический ресурс позволяет развивать у участников добровольческой деятельности потребность в более бережном и внимательном отношении к людям, их проблемам. Взаимодействие с категорией населения, которая попала в трудные жизненные ситуации, способствует глубинным внутренним самоизменениям студентов, развивает высокую личную ответственность.

Аксиологический ресурс личностного развития студентов мощно регулирует их поведение, жизненные цели, ценностное отношение ко всему окружающему, к себе и своей деятельности.

Деятельностный ресурс акцентирует внимание на поиске такого построения внешне задаваемой волонтерской деятельности студента в процессе обучения в вузе, которое поможет изменить его внутреннюю деятельность, мотивацию, иерархию ценностных ориентаций, развить такие профессионально значимые качества личности, как эмпатия, толерантность, рефлексивность.

В добровольческой деятельности студенты практикуются, обнаруживают и начинают понимать себя, свои потребности, способности, возможности на основе не учебно-профессиональной деятельности, а той деятельности, которая впоследствии может стать делом всей жизни. Таким образом, педагогическое добровольчество дает возможность будущим специалистам познакомиться с реальным образом профессии и профессионала, что создаёт предпосылки для активизации процессов самопознания и самооценки, профессиональной идентификации и формирования образа «профессиональное Я».

Постепенно одиночные акции превратились в проекты «Спеши дарить радость»; «Помним о стариках», «Твори добро», «Добродей», «Плечом к плечу», «Ладонь добра». Стало очевидно, что необходимо педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студентов. Стихийную инициативу студентов творить добро, оказывать помощь, облегчить страдания, необходимо было перевести в плоскость организованного взаимодействия.

Так, в рамках проекта «Твори добро» мы стали проводить мастер-классы по подготовке тематических программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (например, обучение технике оригами). Появились записи самих мастер-классов по обучению добровольцев составлению тематических программ, брошюры. Обязательным стало обучение добровольцев перед выходом на программу, ознакомление их с особенностями физического и психического развития детей, для которых готовится тематическая программа.

Обобщив небольшой имеющийся у нас опыт, можно утверждать, что добровольческая деятельность позволила нам расширить арсенал используемых форм работы: игровые программы, мастер-классы, театральные постановки, утренники и т.д.; приобрести опыт подготовки, организации и проведения массовых мероприятий и положительного взаимодействия с детьми разных возрастных групп; получить опыт решения актуальных педагогических проблем коммуникативного характера, навыки успешного взаимодействия с коллегами и администрацией учебного заведения; научиться находить пути выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в ходе работы между детьми; выявить недостатки в той или иной сфере педагогической работы, скорректировать дальнейшую деятельность как в процессе самообразования, так и под руководством преподавателей в аудиторной и внеаудиторной работе.

Но нельзя останавливаться в своем развитии. Студенческой молодежи всегда интересно познавать новое, выходить за рамки известного. В значительной степени этому способствует изучение опыта работы других волонтерских организаций, в частности, добровольцев РФ. Участие в работе Школы общественного действия (Таганрог 2014, Казань 2015, 2016) позволяет охватить проекты, представленные в ряде регионов России, проанализировать их, выбрать приемлемые для нашей ситуации стратегии развития добровольческого движения.

По результатам поученных знаний, умений и навыков на ШОД в Казани 2016 в ГИИЯ был проведен круглый стол «Добровольческие практики: опыт молодежи РФ». Мы встретили у студентов неподдельный интерес к организации и проведению проектов, реализуемых как у нас в Республике, так и на территории Российской Федерации.

17.11.2016 в Донецком государственном музыкально-драматическом театре состоялась Республиканская студенческая церемония награждения премией «За Дело!». Волонтерское движение «Студенческое сердце» ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика) отмечено в номинации «За полезное дело». Сертификат победителя вручал директор Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии им. В.Гусака профессор Эмиль Фисталь.

Педагогическое добровольчество – важный этап в системе личностного роста, самоопределения и профессиональной подготовки высококачественных специалистов в области образования, так как оно является связующим звеном между полученными теоретическими знаниями и их опытом применения непосредственно в социально-педагогической работе с социально незащищенными категориями. А в условиях, в которых на сегодняшний день живет студенческая молодежь Донецкой Народной Республики, вдвойне. Добровольческая деятельность способствует активизации жизненной позиции студентов, оказывает благотворное влияние на процессы самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

В исследовании М.В. Певной установлена связь между участием, студентов в волонтёрском движении и их дальнейшим трудоустройством. В частности подчёркивается, что волонтёры намного легче трудоустраиваются как во время обучения в вузе, так и по окончании обучения. В то же время те студенты, которые не принимали участия в волонтёрских проектах, большей частью оказываются не трудоустроенными. Практически у половины работающих студентов, имеющих опыт добровольческой деятельности, трудоустройство связано с приобретённым профессиональным образованием. В то время как среди студентов, не имеющих опыта волонтёрской практики, наличие этой связи отметили лишь 35% респондентов [3, 135-136].

Добровольческая деятельность студентов может рассматриваться как один из путей профессионального становления, оказывающий влияние не только на их социализацию, развитие личностных качеств, но и на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов. Участие в добровольческом движении позволит подготовить конкурентоспособных, мобильных, творческих специалистов, которые могут самостоятельно применять полученные в вузе знания социальных и психолого-педагогических технологий и методик работы в деятельности с различными категориями населения, что в дальнейшем будет способствовать их более успешному трудоустройству.

Литература

  1. Котлячков С.В. Добровольческая деятельность студентов педагогического направления подготовки как способ формирования опыта педагогической работы / С.В. Котлячков, М.Н. Бурмистрова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 530-532; Режим доступа: URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13914 (дата обращения: 13.11.2016)

  2. Мкртумян Л.С. Анализ педагогического потенциала волонтерской деятельности / Л.С. Мкртумян // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 592-596.

  3. Певная М.В. Роль и значение волонтёрства в воспитательной деятельности и образовательном процессе современного Российского вуза / М.В. Певная // Уральский федеральный университет. Известия. – 2012. – № 3 (104). – С.135–136. – (Сер. «Проблемы образования, науки, культуры»).

 

 

Категория: секция 6 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (21.02.2017) | Автор: Зябрева Светлана Эдуардовна E
Просмотров: 752 | Комментарии: 2 | Теги: педагогический потенциал добровольч, Добровольчество, добровольческое движение | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 21:27, 21.02.2017
Добровольчество-важное и полезное дело. Вами проделана большая работа, спасибо!
avatar
0
2 marinasviridenk • 20:48, 27.02.2018
Очень ценный и полезный особенно с практической точки зрения материал.
avatar