Главная » Статьи » секция 6

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

 

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДОБРОВОЛЬЦЕВ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

 

Жильцова Яна Игоревна

магистрант

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

yasiaziltsova.93@mail.ru

 

Со времен становления Киевской Руси, в государстве всегда находились люди, которые готовы были прийти на помощь нуждающимся. Таких людей называли добровольцами. Именно в этот период (IX в.) появляются первые добровольческие организации. В XXI веке добровольческие организации являются неотъемлемой частью гражданского общества. Назовем лишь самые известные добровольческие организации и благотворительные фонды в мире: «Кто, если не я?» (РФ), «Польский фонд им. Роберта Шумана» (Польша), «Benevolat» (Франция) и многие другие. Главной задачей добровольческих организаций является бескорыстная помощь нуждающимся. Адресатами таких организаций являются различные социальные категории. В основном, это дети, инвалиды, престарелые и др. О том, что добровольцы занимаются возрастными людьми, свидетельствует проекты, целью которых является оказание помощи пожилым людям. Так, например, российский благотворительный фонд «Старость в радость» (г. Москва), ставит главной задачей улучшение жизни пожилых людей в домах престарелых и уменьшение того эмоционального вакуума, в котором оказываются старики после попадания в интернат [3]. Еще одним примером может служить деятельность известного благотворительного фонда «София» (г. Москва). Сначала «София» оказывала в первую очередь материальную помощь, но живущие в Домах престарелых и детских домах особенно нуждаются во внимании и любви. И поэтому с марта 2004 года в фонде получила своё развитие добровольческая служба.

Изучив научно-педагогическую литературу, можем утверждать, что такой аспект как работа студента-добровольца с пожилыми людьми рассмотрен недостаточно. Среди ученых, изучающих работу добровольцев с пожилыми людьми, выделим А. М. Волкова, С. С. Дружинина, Т. Н. Коваленко, А. А. Чеснокова и др.

В нашей статье мы рассмотрим некоторые особенности работы студентов-добровольцев с пожилыми людьми.

Участие в добровольческом движении не только даёт возможность оказать помощь пожилым людям, но и позволяет студентам – добровольцам развить в себе такие качества, как сострадание, человеколюбие, терпение, понимание.

В 2014 году, в пору военных действий, в Донецкой Народной Республике студенты ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» инициировали создание добровольческого движения «Студенческое сердце». Один из проектов, реализуемых добровольцами, – «Помним о стариках». Он оформился из разрозненных акций и мероприятий в сентябре 2016 года. Менее чем за год существования проекта была разработана программа проекта и успешно проведены добровольческие акции, а именно: «Из детских рук частичку теплоты» (сентябрь 2016 г.), «Бабушкины посиделки» (декабрь 2016 г.), поздравление пожилых людей с рождественскими праздниками в Горловском доме-интернате для пожилых (январь 2017 г.).

Рассматривая две возрастные категории (молодость и позднюю взрослость), отметим, что они относятся к одному психологическому периоду, а именно к периоду ‑ взрослость. Период взрослости наиболее продолжительный период онтогенеза, который включает в себя три стадии:

- ранняя взрослость (молодость);

- средняя взрослость;

- поздняя взрослость (старение и старость) [6, c. 283].

Таким образом, учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность достижений в разных сферах, выделим вслед за Г. Крайгом некоторые признаки признаков взрослости:

- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условия, позитивно разрешать противоречия и трудности;

- некоторые черты характера (твёрдость, благоразумие, надёжность, честность, умение сострадать и т.д.);

- социальные и культурные ориентиры (роли, отношения) для определения успешности и своевременности в развитии во взрослости;

- преодоление зависимости и способность брать на себя ответственность за себя и других [5, с. 647-653].

Следует отметить, что возраст студентов-добровольцев ОО ВПО «ГИИЯ», принимающих участие в добровольческих акциях проекта «Помним о стариках», относится к периоду ранняя взрослость (17-23 года). Личность данной возрастной категории, характеризуется творческой активностью, познавательным интересом, оптимизмом, энергичностью, желанием достичь своих целей и идеалов. Именно эти качества помогают успешно реализовывать задуманные проекты и решать проблемы, которые возникают при работе с пожилыми людьми, так как при наступлении периода поздняя взрослость у человека происходят психологические изменения. Общее количество студентов при проведении добровольческого мероприятия не превышает 15 человек.

Известно, что, переходя в категорию поздней взрослости, человек прекращает активную трудовую деятельность, и этот процесс сопровождается физической слабостью. Все это вызывает комплекс психологических, ценностных, мотивационных изменений, которые в конечном итоге приводят к возникновению нового жизненного ритма.

Обзор изменения личностных проявлений в пожилом возрасте делает чрезвычайно актуальной проблему типологии старения. В научной литературе было сделано много описаний типов старения. Так, к примеру, в типологии Ф. Гизе, построенной на основе отношения человека к собственному старению, выделяются три типа стариков и старости: первый – старик – негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости; второй – старик – экстраверт, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, имеют место расхождение с нею во взглядах, смерть близких, изменение положения в семье, изменения-новшества в области техники, социальной жизни и т. д.); третий – интровертированный тип, для которого характерно острое переживание процесса старения. Человек не проявляет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою [4, с. 40]. В контексте интересующей нас проблемы особенно значимой была классификация психиатра Е. С. Авербух, в которой автор описывает два крайних типа в собственном отношении к своей старости. «Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении «молодятся», подчас теряя в этом чувство меры. Другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений» [1, с. 12].

Первые наши встречи с пожилыми людьми заставили нас задуматься о том, как быстрее найти контакт со зрителями, что предложить возрастным людям, как долго они могут концентрировать внимание и т.п.

Наш добровольческий опыт работы с пожилыми дает основания для выделения двух категорий пожилых людей: творческая категория и угасающая категория. К первой группе мы отнесем пожилых людей, которые полны энергии, задора, откликаются на инициативы, рады общению не только со знакомыми, но и с новыми людьми и принимают свой возраст не как наказание, а видят в нем возможность жить полноценно. Вторую группу составляют пожилые люди, которые в силу сложившихся обстоятельств принимают свой возраст как бремя, не готовы расширять круг общения, искать возможность для реализации себя в чем-то новом.

С людьми первой категории мы познакомились во время проведения добровольческой акции «Бабушкины посиделки», которая проходила в благотворительном фонде «Витязь» города Горловки (25 декабря 2016 г.). Студентами-добровольцами была подготовлена праздничная тематическая программа «Назад в СССР», включающая в себя песни, танцы, конкурсы. Во время проведения программы студенты были порадованы энергией и задором, жизнерадостностью людей возраста от 60 и выше. Добровольцы убедились, что пожилые люди, присутствующие на мероприятии, еще очень молоды душой, увидели людей, которые, несмотря на тяжёлое военное время, радуются жизни так, как, возможно, не радуются сами студенты-добровольцы.

Вторую категорию пожилых людей мы наблюдали в гериатрическом отделении ГБ № 1 и в Горловском доме-интернате для пожилых. Остановим своё внимание на интернате для пожилых, где мы увидели людей, возрастом от 60 и выше. По глазам живущих в нем людей было видно, что им не хватает любви, радости. Конечно, сотрудники интерната делают всё необходимое для того, чтобы их жизнь сделать полноценной, но этого недостаточно. Студентам-добровольцам было тяжело справиться со своими эмоциями, ведь они ожидали увидеть таких же энергичных и веселых пожилых людей, как членов клуба «Доброе сердце» (БФ «Витязь»). Некоторые добровольцы не могли скрыть слёз, настолько это было очень тяжело. В первом случае пожилые люди очень быстро улавливали смысл конкурсов, это при том, что конкурсы были сложнее, во втором случае нам их было тяжело поддерживать атмосферу праздника. И все же на лицах наших адресатов мы увидели улыбки.

Таким образом, опираясь на изученные теоретические источники и собственный опыт работы с пожилыми людьми, дальнейшие перспективы работы видим в активизации педагогического сопровождения проекта. Считаем необходимым предварительное ознакомление студентов-добровольцев с особенностями зрительской аудитории (психологическими и индивидуальными), разработку тематических программ для пожилых людей (подбор конкурсов, соответствующих возрасту, скорости совершения мыслительных операций и т.п.), выявление добровольцев, готовых работать именно с такой возрастной категорией, изучение специальной педагогической литературы по исследуемой нами теме.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Авербух Е. С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте / Е. С. Авербух. – Л., 1976. – 159 с.

  2. Благотворительный фонд помощи инвалидам и пожилым людям «София» [Электронный ресурс] : – Режим доступа: http://www.sofiafond.ru/o-fonde

  3. Благотворительный фонд помощи инвалидам и пожилым людям «Старость в радость» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://starikam.org/

  4. Глуханюк Н. С. Поздний возраст и стратегии его освоения / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Гершкович. – Изд. 2-е, доп. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. – 112 с.

  5. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992с.

  6. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. – М. : 2005. 349 с.

 

Категория: секция 6 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Жильцова Яна Игоревна E
Просмотров: 369 | Комментарии: 3 | Теги: Доброволец, возрастные категории, старость | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:22, 17.02.2017 [Материал]
Замечательный опыт и замечательно, сто вы этим занимаетесь.
avatar
0
2 lena_medvedeva20 • 21:19, 17.02.2017 [Материал]
Да, вопросы оказания посильной помощи пожилым людям очень актуальны, спасибо Вам за это!
avatar
0
3 yasiaziltsova93 • 19:28, 20.02.2017 [Материал]
спасибо большое.
avatar