Главная » Статьи » секция 6

ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЛОНТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЛОНТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

 

Делянченко Виталий Николаевич

ГОУ ВПО ЛНР "Луганский национальный университет имени  Тараса Шевченко", г. Луганск

kombat-79@list.ru

 

Проблема воспитания гуманистических ценностей студенческой молодежи актуализирована глобальными объективными процессами формирования ценностей современного общества, которое, находясь в состоянии общественных реформаций, стремится стать полноправным членом цивилизованного гуманистического содружества.

В этих условиях традиционные педагогические подходы и концепции воспитания теряют свою научно-практическую значимость, если при их использовании не учитываются социальный и историко-культурный аспекты развития личности. В таком контексте ведущей образовательно воспитательной парадигмой должна стать идея о воспитании как процессе интериоризации общечеловеческих ценностей, которые являются механизмом интегрирования социализационных и инкультурационных действий в единый педагогический континуум. Его органическую часть составляет студенчество, которое является не только передовым отрядом молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, становится инновационным резервом и потенциальной элитой общества в целом, что аккумулирует в своих идеях потенциал будущих политических, экономических и культурных преобразований в обществе.

Актуальным проблемам волонтерства посвящены диссертационные исследования российских учёных: Е. В. Акимовой [1], Н. В. Маковей [12], В. Р. Каримова [7], и др.; посвящены публикации в научных изданиях: А. В. Воронцовой [5], Р. В. Козубовского [8].

Анализ указанных выше научных исследований проблемы волонтерства дал возможность определить ценность волонтёрской деятельности как добровольного объединения людей, и в частности студенческой молодежи для формирования необходимых качеств будущих специалистов педагогического профиля подготовки.

Цель нашей статьи осуществить ценностно-гуманистический анализ волонтерства и показать необходимость привлечения студентов социально-педагогического профиля к волонтерской деятельности в контексте формирования толерантности у студентов вуза.

В пользу ценностно-гуманистического характера волонтерства свидетельствует уже само понятие волонтерства. Изначально этот термин обозначал людей, добровольно поступивших на военную службу. Сегодня это явление приобрело общий социально-гуманитарный характер. В проекте Федерального Закона Российской Федерации №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве)» – волонтеры-добровольцы это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг [15].

Ценностно-гуманистический характер волонтерства подтверждается его историко-феноменологическим анализом. В основу гуманистической идеологии волонтерского движения сначала были заложены те ценности, которые стали фундаментом гуманитарного права, провозглашенного на рубеже XVIII-XIX вв., в нескольких странах как следствие изменений в мировосприятии европейского общества, наметившиеся еще в период Возрождения и получившие свое продолжение в эпоху Просвещения [14, с. 93]. В результате стали возникать разнообразные волонтерские движения. Так, основателем одного из международных волонтерских движений стал английский офицер Роберт Баден-Пауелл, который в 1907 году собрал группу из двадцати ребят и организовал с ними первый в истории детский лагерь. Так возникло скаутское движение. Сегодня скаутинг – это всемирное добровольное негосударственное и неполитичное движение, в котором принимают участие десятки миллионов молодых людей разных социальных групп и культур. Главная его цель – гражданское, духовное интеллектуальное и физическое развитие молодых людей, соблюдения активной целостной личности, которая достигается путем участия скаутов в прогрессивных развивающих программах и гуманистических социальных проектах [2, с. 58]. После Первой мировой войны, в 1920 году во Франции, под Страсбургом, был осуществленный и первый интернациональный волонтерский проект при участии немецкой и французской молодежи под девизом: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». Эта замечательная мысль стала потом девизом общего волонтерского движения. С него и начала свою деятельность Международная общественная служба, которую учредил Пьер Сересоль, в 1920 году, как гуманитарное движение, принцип которой «не говорить, а действовать».

В мае 1998 года страны Центральной и Восточной Европы, России, а также несколько стран Азии начали реализацию региональной программы «Инициативы по работе на добровольных началах». Идея программы принадлежит Нью-Йоркскому институту открытого общества, и внедряется она через сеть национальных отделений. Главной целью программы является возобновление движения волонтеров в упомянутых странах как залога общественного общества и необратимости гуманистически-демократических преобразований, увеличения части добровольного труда граждан, направленного на решение конкретных проблем [13, с. 93].

В интересах ценностно-гуманистического характера волонтерства свидетельствуют и нормативно-правовые международные акты. Так, прежде всего отметим, что в одном из основных нормативных актов, принятых 11-м Конгрессом Международной Ассоциации Волонтеров 14 сентября 1990 года, – общей декларации волонтеров, – на международном уровне подано определение содержания и цели волонтерства, в которых четко определенно гуманистическое направление волонтерского движения на индивидуальном и социальном уровнях:

– на индивидуальном уровне – во имя уважения человеческого достоинства, признания права индивида, на устраивание собственной жизни и осуществление своих гражданских прав;

         – на социальном – для решения социальных и экологических проблем, с целью создания более гуманного и справедливого общества при содействии развитии международного сотрудничества [4, с. 4-5]

Как гуманистическое качество личности, толерантность формируется только в процессе ценностно-гуманистической образовательной деятельности. Волонтерская деятельность в этом смысле, обладает огромным потенциалом развития.

С учетом ведущей гуманистической тенденции развития волонтерства Донецкий городской волонтерский центр продолжает осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях. Основная идея Донецкого городского волонтёрского центра – актуализация процессов, происходящих в обществе. Это процессы гуманитарного обеспечения населения, решения социальных проблем. 26 волонтёрских групп и благотворительных фондов занимаются оказанием гуманитарной помощи при главе ДНР. Налажены связи с Российской Федерацией и международными организациями (Красный Крест) [16]. Очевидно, что в Луганской Народной Республике также необходимо внедрять подобную практику и реализовывать её на государственном уровне.

В контексте формирования толерантности у студенческой молодёжи волонтёрская бескорыстная деятельность играет ведущую роль в формировании деятельностного компонента структуры толерантности.

Толерантность как интегративное качество личности имеет собственную структуру, которая состоит из трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного (познавательного) и конативного (деятельностного).

Основное концептуальное положение заключается в том, что мы разрабатываем условия формирования толерантности исходя из социально-педагогической парадигмы феномена толерантности, суть которой, в нашем случае, сводится к тому, что одним из основных факторов формирования толерантности будущих профессионалов социальной работы является наличие специально созданного воспитательного пространства вуза который, прежде всего, способствует формированию мотивационно-ценностного компонента толерантности. Второе концептуальное положение обусловлено принципами синергетики. В нашем случае мы имеем в виду тот факт, что первоисточником всего существующего выступает (в соответствии с современным научным пониманием мира) информация. Наличие информационного поля способствует формированию когнитивной составляющей толерантности.

Третье концептуальное положение связано с деятельностной парадигмой, что в нашем случае предусматривает включение будущих социальных работников в такую деятельность, которая бы в максимальной мере способствовала формированию конативного (поведенческого) компонента толерантности.

Отмеченный выбор детерминирован рядом следующих определяющих обстоятельств. В социально-психолого-педагогических исследованиях толерантность трактуется как один из основных механизмов регуляции разнообразных отношений внутри общества и создания в нем благоприятной обстановки [10]. Это обусловливает необходимость формирования толерантности любого специалиста, и, прежде всего, такого, который работает в сфере «человек – человек», чья профессиональная деятельность связана с проявлением профессионального долга и этики при предоставлении социальной помощи всем, кто в ней нуждается, регламентированная социальной необходимостью и повышенной ответственностью перед обществом за благополучие клиента социальной работы.

Проявление толерантных установок и фиксаций толерантного поведения социального работника определяются сформированностью конкретных умений толерантного взаимодействия с клиентами в процессе непосредственного общения, которое оказывает существенное влияние на расположение клиента к социально-педагогическому воздействию. Отсутствие такой приверженности клиента в значительной степени снижает эффективность социально-педагогической работы с ним. Следовательно, в ходе вузовской профессиональной подготовки толерантных специалистов социально-педагогического профиля ее содержательное наполнение и технологическое обеспечение должно отображать указанные особенности. В отмеченном смысле действенным средством такого содержательного наполнения и технологического обеспечения формирования толерантности будущего социального работника в ходе его профессиональной подготовки выступает волонтерство.

Именно в ходе волонтерской деятельности будущий профессионал приобретает толерантность как интегративное личностное качество специалиста, которое выражается в уважении, сочувствии, толерантном отношении к клиентам и их индивидуально-личностным особенностям, обусловленным принадлежностью к разным социальным, этническим и культурным группам; акцептацией и аутентичностью в профессиональном поле коммуникации; критическом понимании социальных явлений, процессов и результатов профессиональной коммуникации, рефлексия которых позволяет выстраивать стратегию толерантного взаимодействия и реализуется в единстве толерантного мышления, поведения, и коммуникации, отсутствие которых приводит к субоптимальной (патологически отклоняющейся) практике.

Именно в ходе бескорыстной, добровольной социально-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки у студентов формируется толерантность, определяющая продуктивность их будущей деятельности (эмпатия; безусловное принятие клиента – акцептация; социокультурная толерантность, естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, в процессе профессионального общения – аутентичность) на основе модели сотрудничества педагога и клиента в социально-педагогическом процессе [9, с. 301-304].

В ходе анализа научных исследований в области волонтерства, в частности волонтерской деятельности в вузе [3] мы пришли к важному для нас выводу о том, что в конативном плане толерантность представляет собой реализованную готовность к осознанным личностным действиям, направленных на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, которые имеют разное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения [12]. Следовательно, будучи инструментальной гуманистической ценностью личности, толерантность входит в качестве одной из структурных составляющих в гуманистическую направленность личности. Соответственно с типологией гуманистических ценностей личности В. А. Кувакина и П. Куртца толерантность оказывается среди моральных ценностей гуманизма, а ее формирование представляется целью поликультурного образования [8].

Итак, краткий анализ ценностно-гуманистического потенциала волонтёрства, волонтёрской деятельности, показал, что именно эта деятельность актуальна в гражданском обществе и играет важную роль в реализации возможных социальных проектов, и в частности формирования толерантности у современной студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимова Е. В. Педагогическое волонтёрство в деятельности детско-молодёжных объединений : дис. …канд. пед. наук : 13.00.01 / Акимова Елена Владимировна. – Рязань, 2006. – 177 с.

  2. Бойко А. М. Введение в социальную работу : учебное пособие / А. М. Бойко, И. М. Грига, Н. В. Кабаченко. – К. : Феникс, 2001. – 288 с.

  3. Бондаренко З. П. Организация волонтерской работы будущих социальных педагогов в условиях высшего учебного заведения : дис. .канд. пед. наук : 13.00.05 / З. П. Бондаренко. – К., 2008. – 247 с.

  4. Вайнола Р. Х. Общая декларация волонтеров : метод. материал / Р. Х. Вайнола, А. И. Капская, Н. М. Комарова, О. А. Кузьменко // Волонтерское движение в Украине : тенденции развития. – К., 1999. – С. 4-5.

  5. Воронцова А. В. Развитие волонтёрства в молодёжной среде / А. В. Воронцова // Отечественный журнал социальной работы. – 2012. – №1.

  6. Каримов В. Р. Развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов : дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Р. Каримов. – Челябинск, 2011. – 237 с.

  7. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности : учебное пособие / Е. Ю. Клепцова. – М., 2004.

  8. Козубовский Р. В. Волонтёрство как важная составляющая профессиональной подготовки будущих социальных работников / Р. В. Козубовский // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 7-2.

  9. Ладик А. В. Толерантность личности в контексте высшего профессионального образования [Текст] / А. В. Ладик // Инновации и традиции в современном образовании : Материалы І Междунар. науч. интернет – конф. – Старый Оскол, 2009. – С. 301-304

  10. Ладик А. В. Формирование социокультурной толерантности будущих специалистов : автореф. дис. …канд. пед. наук. : 13.00.08 – теория и методика профессионального образования / А. В. Ладик. – Кемерово, 2001.

  11. Маковей Н. В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтёрской деятельности : дисс. … канд. пед. наук : 13.00.08 Теория и методика профессионального образования / Н. В. Маковей. – Благовещенск, 2006. –171 с.

  12. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников : учебно-методическое пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль : Академия развития, 2003. – 192 с.

  13. Словарь – справочник для социальных работников и социальных педагогов / под общ. ред. А. И. Капской, И. М. Пинчук, С. В. Толстоуховой. – К. : УДЦССМ, 2000. – 260 с.

  14. Харченко С. Я. История, теория и практика волонтерского движения в Украине наук.-навч.-метод. посіб. / С.Я. Харченко и др.

  15. Электронный ресурс – режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/2780318/]. – 28.01.2017

  16. Электронный ресурс – режим доступа : http://dnr-online.ru/doneckij-gorodskoj-volonterskij-centr-razvivaet-svoyu-deyatelnost-v-novom-formate/. – 28.01.2017

 

Категория: секция 6 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Делянченко Виталий Николаевич E
Просмотров: 729 | Теги: профессиональная подготовка, волонтёрство, толерантность, студенчество, гуманизм | Рейтинг: 4.0/3
Всего комментариев: 0
avatar