Главная » Статьи » секция 5

К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

К ПРОБЛЕМЕ МАРГИНАЛЬНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Назмутдинов Ризабек Агзамович 
Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай, Республика Казахстан 
nazmu1956@mail.ru 

В процессе анализа теоретических и экспериментальных работ по проблеме этнической идентичности были определены и выделены основные параметры анализа феномена этнокультурной маргинальности у студенческой молодежи.
Понятие маргинальности наиболее полно отражает современные цивилизационные процессы, происходящие на данном этапе развития любого общества. Имея междисциплинарный статус, понятие маргинальности является предметом исследования разных научных дисциплин. 
Анализ исследований по проблеме маргинальности в науке показал, что концепция маргинальности находится на стадии становления. Прежде всего, следует отметить, что интенсивно обсуждаются различные направления в понимании маргинальности с точки зрения социологического, философского, культурологического и, конечно, психологического подходов. Теория маргинальности расширила свое пространство проблематики от межэтнической до социальной. Россия является большим полиэтническим государством. А потому внимание российских этнопсихологов приковано не только к последствиям и результатам межэтнических контактов. Интерес обостряется и в связи с межэтническими конфликтами, в которых маргиналы находятся в эпицентре раздоров, представляют собой группу с неопределенной позицией.    Не менее актуальна проблема этнокультурной маргинальности и в Казахстане. Огромная часть населения оказалась в ситуации, когда нормы и соответствующие им формы поведения более или менее результативно усвоенные ранее, стали неадекватны изменяющейся действительности. События, происходившие ранее, утратили свою значимость, вся предыдущая жизнь потеряла смысл. Многие были поставлены перед необходимостью ответить на вопрос о том, верно ли они мыслили, поступали и чувствовали, пытаясь встроиться в общественно-культурные требования прошедших десятилетий.
На данный момент развития этнопсихологической науки Казахстана разработку получили такие направления исследования этнических процессов как выявление истоков роста национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах, изучение психологических причин этнических предубеждений, нахождение эффективных путей их разрешения. Также можно отметить работы, посвященные исследованию этнических стереотипов казахов и русских в Казахстане, изучению этнокультурных аспектов проблемы понимания, исследованию проблемы субъекта в этнопсихологии и культуре казахов, исследованию зависимости характеристик самосознания от этнопсихологических факторов, исследованию зависимости социальной детерминации личности от характера этнокультурной среды. Однако, по мнению К. Б. Жарикбаева, недостаточно изучаются психологические характеристики казахского этноса, межэтнические особенности взаимодействия различных этнических общностей, проживающих на территории Казахстана. Здесь непосредственно может идти речь о проблеме маргинальности, постановка которой в условиях современного Казахстана имеет огромную важность [1, с. 60]. Но сразу же следует отметить, что в отечественной литературе сравнительно немного работ, посвященных проблеме маргинальности и, в частности, этнокультурной маргинальности. Имеющиеся исследования касаются культурологических, политических, социологических аспектов проблемы и носят сугубо теоретический и описательный характер. А. А. Амирова считает, что исследование и понимание природы маргинализации определенных слоев общества невозможно без анализа идентификационных процессов, происходящих в современном Казахстане, где идентичность выполняет функцию включения индивида в определенный социальный процесс (экономический, политический, этнический, культурный и т.д.). Переход в пограничное состояние, в силу тех или иных обстоятельств, ставит индивида в новые условия существования и осознания, когда утрачивается перспектива, меняется роль и место в общественной жизни. Эту неопределенность самоидентификации А. А. Амирова считает критерием маргинальности.
Эту идею развивает Г. В. Малинин: «Любой социальный субъект, будь то общество в целом или государство, трудовой коллектив или этническая общность, малая группа или индивид, не может осуществляться и развиваться, не имея возможности постоянно идентифицировать себя. Анализ этого феномена позволяет раскрыть сущность тех или иных общественных событий не как результат воздействия внешних субъектных сил и факторов, а как следствие состояния самого субъекта, мотивов его действий и поступков» [2].
В этой связи достаточно сложная, требующая своей научной разработки, проблема этнокультурной маргинальности студенческой молодежи обрела особую актуальность среди других не менее острых проблем постперестроечного общества. Она самым непосредственным образом оказалась сопряжена с масштабными процессами деидентификации, широко распространенными в начале 90-х годов среди населения постсоветских республик, зачастую являясь следствием этих процессов. Таким образом, мы согласны с тем, что самоидентификация молодежи выступает основой существования любой этнической системы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Амирова А. А. Маргинализация казахстанского общества / А. А. Амирова // Саясат. – 2001. – №10-11. – С. 60-65.
2.    Малинин Г. В. Казахстан в поисках самоидентификации: проблемы и противоречия / Г. В. Малинин // Национальные процессы в Казахстане : пути и способы их регулирования : Материалы Республиканской научно-практической конференции, 25-26 ноября 1992 г. – Алматы, 1992. – С. 11-20.

Категория: секция 5 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Назмутдинов Ризабек Агзамович E
Просмотров: 548 | Комментарии: 2 | Теги: Этнопсихология, этнокультурная маргинальность, студенческий возраст, Маргинальность, маргинализация, этнические процессы | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 21:19, 21.02.2017
Интересная тема исследования, спасибо!
avatar
0
2 nazmu1956 • 14:24, 22.02.2017
Спасибо Вам за интерес и внимание.
avatar