Главная » Статьи » секция 4

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ

 

Полякова Мария Андреевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка, ДНР

polyakova.mariya.93@mail.ru

 

Все чаще современные ученые дискутируют на счет спорного вопроса – определения образовательного пространства и его влияния на процесс обучения как в школе, так и в образовательных организациях высшего профессионального образования (что является для нас более интересным в условиях заданной тематики).

Термин образовательное пространство был сформулирован в XX столетии и подразумевает совокупность объектов и субъектов, влияющих на учащегося, его развитие и адаптацию.

С течением времени среди спорных аспектов образовательного пространства четко выделилась проблематика определения его влияния на адаптацию студентов.

Проблема влияния образовательного пространства на учеников и процесс обучения является междисциплинарной. Сущность образовательного пространства изучают с точки зрения философии, такие ученые как Дж. Дьюи, Н. А. Бердяев. С точки зрения психологии, свои работы этой проблеме посвятил В. И. Панов. Само собой, педагоги наиболее активно изучали и изучают образовательное пространство и все связанные с ним аспекты (критерии, функции, формы, значение). Формулировкой и определением термина образовательное пространство занимался В. Ясвин. Разделением образовательного пространства на модусы (временные характеристики общественного развития) занимался О. Языков, а его классификации посвятил свою книгу «Как любить ребенка» польский педагог Я. Корчак.

Глобализация и спецификация современного общества обуславливает активизацию фактора социальной мобильности учащихся высших учебных заведений. А именно, изучение множества профильных дисциплин, применение широкой разновидности программ направленных на саморазвитие и что немало важно – адаптация, подразумевающая как социальную (общение с коллективом и преподавателями) так и познавательную (восприятие новой информации, формирование знаний, умений и навыков) адаптацию. Как результат индивид-студент должен расширять свои контакты с другими людьми и разновидностью систем социально-образовательных институтов.   

Значимой характеристикой любого образовательного пространства является создание комфортных условий пребывания в нем ученика, таким образом, необходимым является определение степени влияния такового пространства на процесс адаптации студентов.

Беря за основу классификацию образовательного пространства, предложенную Янушем Корчаком, мы можем попробовать определить степень влияния данного пространства на адаптивную способность студентов:

- догматичное пространство, представляющее среду, которая базируется на приоритете образовательных интересов над личными, его девизы – норма и дисциплина, легко предположить, что жесткий контроль личностной и познавательной сфер не позволит пройти процессу адаптации легко и безболезненно;

- среда свободного поглощения, характеризуется свободой поглощения знаний и выбором сферы их сферы, все это способствует формированию коллектива с общими интересами и установлению доверительных отношений по векторам студент – студент и студент – преподаватель, таким образом, ускоряя и облегчая процесс адаптации;

- среда внешнего лоска и карьеры, характеризуется активным поглощением знаний, которые, однако, мотивированы не жаждой знаний, а необходимостью их усвоения, такие условия создают стресс и тормозят адаптивные процессы студентов.

Безусловно, невозможно изучать в чистом виде каждый элемент предложенной классификации, ведь тон образовательной среде задает не только само высшее учебное заведение, но и каждый его преподаватель в отдельности.

Однако, после анализа выше изложенного становится понятным, что образовательная среда существенно влияет на адаптацию студентов и является ее составным элементом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ковалев Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г. А. Ковалев, Ю. Г. Абрамов // Учителю об экологии детства. – М., 1996. – 150 с.

2. Корчак Я. Как любить детей / Я. Корчак. М. : Политиздат. 1990. – 493 с.

3. Языков О. И. Моделирование образовательного пространства учебных заведений [Электронный ресурс] / О. И. Языков. – 20 с. – Режим доступа : http://fs.ptu.org.ua/wps/files.get.php?id=6678.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М. : Смысл, 2001. –365 с.

 

Категория: секция 4 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (19.02.2017) | Автор: Полякова Мария Андреевна E
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Теги: Образовательное пространство, адаптация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 09:07, 20.02.2017
Значение образовательной среды невозможно переоценить,хотя довольно часто к данной среде относятся как к чему-то вторичному.
avatar