Главная » Статьи » секция 4

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

 

Гребенюк Наталья Сергеевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

psykaf.ok@yandex.ru

 

Общеизвестно, что компьютерные игры негативно влияют на психику школьников всех звеньев цепочки, в частности на их эмоциональное состояние, развитие.

Использование компьютерных технологий дает как позитивные результаты, так и негативные. В учебном процессе дают возможность организовать непрерывное и основательное усвоение учебного материала. В учебной практике больше применяют компьютерные технологии как вспомогательное средство обучения в комплексе с другими средствами, что значительно интенсифицирует процесс обучения.

Современные компьютерные пакеты позволяют не только проводить сложные расчеты и получать любую справочную информацию, но и моделировать типичные физические явления. Учебные компьютерные среды дают возможность ученику выступать в роли исследователя и осуществлять виртуальный эксперимент. Компьютерные модели способны воспроизвести на экране монитора разнообразные явления и процессы. Поэтому компьютерные технологии на современном этапе является действенным средством обучения [4].

Одним из наиболее актуальных аспектов проблемы является взаимосвязь компьютерных программ (особенно игровых) с уровнем агрессивности и агрессивным поведением пользователей новейших технологий. Эта проблема вызвана тем, что часть компьютерных программ содержит скрытый или явно агрессивный сюжет. С другой стороны, результаты эмпирических исследований свидетельствуют, что у многих подопытных, которые играли в виртуальные войны, наблюдалось повышение физиологического возбуждения и агрессивности мыслей [3].

Н. Фетискин и Т. Чистякова, изучая субъективные оценки последствий компьютеризации среди студентов специальности «информатика», выявили как положительные, так и отрицательные типы оценок [6]. К первым относятся положительное влияние компьютерных технологий на приобретение новых знаний, широкие возможности доступа к необходимой информации, формирование нового мировоззрения, развитие математических и логических способностей и тому подобное. К негативным последствиям студенты чаще всего относили большие потери жизненного времени, деформацию письменных навыков, пресыщение чтением обычной литературы и прессы, негативные соматические последствия (ухудшение зрения, нарушение внимания, головная боль, переутомление, чувство фрустрации).

На сегодняшний день особую актуальность приобрела проблема негативного влияния неумелого применения компьютерных технологий на физическое и психическое здоровье детей. Неумеренное использование компьютера может приводить к психопатологических симптомов. Изолированное нагрузки на любой из анализаторных каналов вызывает функциональные нарушения незрелого головного мозга с дестабилизацией механизмов компенсации и регуляции центральной нервной системы. На основании этого, сегодня американские школы пришли к использованию компьютеров на уроках в качестве дополнения к информации, данной учителем, извлеченной из учебников, печатных машинок и калькуляторов [1].

В работе Ю. Д. Бабаевой и А. Е. Войскунского [2] рассматривается проблема влияния информационных технологий на деятельность человека, преобразования его психики под влиянием компьютеризации. В данной работе авторы отмечают два вида воздействия информатизации на человека: прямой, что проходит через трансформацию самой деятельности, и опосредованный, который связывают с многократным повторением не компьютеризированных действий.

Группой американских психологов во главе с М. Чикзентмихейли был выделен феномен «опыт потока», когда наблюдается особое состояние глубокого захвата деятельностью, когда ожидаемый результат уходит в бессознательное, а само действие занимает все внимание человека [5]. Данный феномен можем наблюдать, например, у Интернет-зависимых людей, когда отвлечь их внимание от компьютера является практически невозможной задачей. Информационные технологии все больше влияют на психику личности, на изменение психических процессов, на поведение и деятельность человека. Поскольку наша страна находится лишь на пути к новому обществу, следует уделить особое внимание труда Е. Тоффлера «Третья волна», в которой он как из негативного, так и с положительной стороны характеризует состояния человека переходного этапа от индустриального до постиндустриального (или информационного) общества [4]. Он отмечает, что люди переходного периода в постоянно изменяющихся обстоятельствах стремятся что-то изменить и в собственной жизни, одновременно испытывая страх перед будущими изменениями. Также Э. Тоффлер предполагает возможность изобретения новых моральных ценностей, которые бы соответствовали требованиям нового общества, помогали в решении сложных морально-этических проблем (например, в области генетики) [4]. Поэтому, по мнению автора, людям следует перестраивать себя, чтобы каким-то образом справиться с новыми реалиями, приспособиться к новым условиям [4], ведь на пути к новому информационному обществу человеку угрожают огромные психические перегрузки. Следует также отметить влияние информатизации, который приводит к смене традиционных форм деятельности.

В своей статье, посвященной психологическим последствиям информатизации, Ю. Д. Бабаева и А. Е. Войскунский выделили основные принципы реализации воздействий такого характера [2]. Среди них: принцип распространения преобразований (когда преобразованная под влиянием информационных технологий деятельность становится источником последующих преобразований уже других видов деятельности); принцип возвратных воздействий (когда изменения конкретного вида информационной деятельности могут приводить к изменению традиционной формы этой же деятельности); принцип генерализации преобразований (когда психологические последствия могут затрагивать не только отдельные психические процессы, но и всю личность в целом); принцип интерференции преобразований (когда одни психологические последствия накладываются на другие, что может привести как к гиперболизации, и к нейтрализации последствий). Среди других влияний можно выделить распространение информации в обществе (ее скорость, доступность), влияние измерительных технических приборов, компьютеров и информационных систем, наделенных отдельными интеллектуальными свойствами (как, например, интеллектуальный дом), на личность и ее здоровье (среди которых гиподинамия, психические расстройства, электромагнитные, электростатические и другие виды излучений). Информатизацию часто связывают с экзуцией, то есть отмиранием ранее сформированных навыков, умений и форм деятельности, которые стали ненужными (например, постепенное угасание вычислительных навыков устного подсчета, умножение в столбик). В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов справедливо отмечают, что изучая новое, набираясь нового опыта, не следует отбрасывать и забывать то, что уже было приобретено ранее [6].

В своей работе Е. Войскунский обращает внимание на негативные последствия использования информационных технологий. Указано на то, что вследствие увлечения компьютерными технологиями дети становятся агрессивными [5]. Группой риска, прежде всего, выступают дети, подростки. Ведь их система ценностей еще не является достаточно сформированной, их морально-этические ценности не соответствуют требуемым меркам. А избыточная агрессивность, злость в повседневном окружении способствуют формированию неадекватных представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Широкое использование информационных технологий в различных видах деятельности может привести и к усилению негативных аспектов дисинхронии в психическом развитии человека [1], ведь в условиях информатизации имеющиеся дефекты общения не будут решаться, а, наоборот, ухудшатся. А так как феномен дисинхронии наиболее ярко выражается в интеллектуально одаренных детей в связи с их гетерогенным развитием, существуют шансы на получение значительного количества маргинальных личностей в новом обществе [5].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бабаева Ю. Д. Одаренные дети и компьютеры / Ю. Д. Бабаева. – [2-ая Российская конференция по экологической психологии]. – М. : Экопсицентр РОСС. – С. 15-17.

  2.  Войскунский А. Е. Психологическая характеристика потенциально негативных последствий информационных технологий / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. –1998. – Т. 19. – № 1. – С. 89 –100.

  3.  Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и его коррекция / Л. М. Семенюк. – М. : Прайм, 1996. – 256 с.

  4.  Тоффлер Е. Третя хвиля / Е. оффлер– К. : Вид. Дім «Всесвіт», 2000. – 480 с.

  5.  Фетискин Н. П. Психологическая стоимость компьютерной цивилизации / Н. П. Фетискин, Т. В. Чистякова // Ананьевские чтения : (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001») / [под общ. ред. А. А. Крылова, В. А. Якунина]. – СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. – С. 558 – 559.

  6.  Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С. А. Шапкин // Психологический журнал. – 1999. – Том 20. – №1.

 

 

Категория: секция 4 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (27.02.2017) | Автор: Гребенюк Наталья Сергеевна E
Просмотров: 674 | Теги: зависимость, агрессивность, компьютерные игры, личность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar