Главная » Статьи » секция 4

ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Ливинец Марина

Университет им. Гумбольдта, г. Берлин, Германия

kolbaska25@mai.ru

 

Социализация – это непрерывный процесс длиною в жизнь, «процесс, благодаря которому мы учимся быть членами общества при помощи двух вещей: 1) интернализации ценностей и норм; 2) обучения социальным ролям (рабочий, друг, гражданин и т.д.) [7, p. 624]. В процессе социализации формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает человеку возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация студенческой молодежи в процессе обучения включает не только усвоение знаний и умений, но приобретение навыков жизни во взрослом обществе, приобретение социально-психологической и профессионально значимой направленности, обеспечивающих успешную деятельность как результат самореализации.

Проблема исследования процесса социализации широко и многогранно представлена в трудах ученых: с позиции педагогики (С. Витвицкая, В. Галузинский, С. Карпенчук, М. Красовицкий, Н. Лавриченко, М. Папучи, И. Подласый), социологии (В. Городяненко, Г. Осипов), социальной педагогики (А. Беспалько, А. Капская, И. Ковчин, Р. Вайнола, М. Лукашевич, А. Мудрик, Ю. Полищук, С. Савченко, С. Шашенко), психологии (Б. Ананьев, Г. Андреева, Л. Божович, И. Булах, И. Кон, А. Петровский, В. Семиченко).

При этом вопрос адаптации как одной из стадий социализации именно студенческой молодежи исследован фрагментарно: О. Кокорина, Ю. Стафеева (педагогическое содействие адаптации), О. Пушкина (самореализация студентов-первокурсников педвуза), Т. Маленкович (профилактика дезадаптации студентов младших курсов). Таким образом, вопросы, связанные з периодом социализации, адаптации студентов волнуют многих ученых, но остаются открытыми вопросы о конкретных социально-педагогических действиях, организационных и управленческих механизмах по их разрешению.

Поэтому целью нашей статьи является фокусирование внимания на обобщении имеющегося опыта организации адаптации студентов-первокурсников.

Современная молодёжь является наиболее мобильным и активным участником изменений, происходящих в социуме, она может быстро перестраиваться и преодолевать возникающие преграды. Изменения, происходящие ныне в вузе, существенно обозначаются на процессе адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности. Прослеживается переход: адаптация – социальна адаптация – социализация.

Для того чтобы будущие специалисты могли успешно адаптироваться к новым условиям жизни, гармонично и бесконфликтно взаимодействовать в конкретной среде, необходимо, чтобы процесс развития способностей, качеств и умений происходил систематично и планомерно. При этом опыт показывает, что часто процесс адаптации оказывается стихийным, а содействие ему со стороны деканатов и куратора академической группы нередко носит административный характер. Ни для кого не является секретом, что к кураторству в вузе зачастую подходят формально. Среди причин и загруженность учебной и научной работой, и неумение организовать общение со студентами во внеаудиторное время.

Адаптационные проблемы усугубляются тем, что последние годы отмечается снижение уровня подготовки абитуриентов, особенно обучающихся на внебюджетной основе как с точки зрения владения общеучебными умениями, так и в вопросах социального взаимодействия [1, с. 73].

Адаптация студентов в условиях образовательной организации – процесс вхождения первокурсников в новую для него творчески организованную образовательную среду образовательной организации высшего профессионального образования, результатом которого являются: устойчивая профессиональная ориентация на получение высшего образования, высокая самоорганизация при усвоении образовательной программы, продуктивно-ориентированное содержание и конструктивный характер педагогического общения. Эффективность адаптации студентов первого курса определяет эффективность воспитательной деятельности вуза в последующие этапы [2, с. 6].

Обзор педагогических периодических изданий о проблемах адаптации первокурсников выявил интересный и полезный, на наш взгляд, опыт работы института студенческого кураторства, существующего много лет в некоторых вузах России.

Целью введения института студенческого кураторства является повышение эффективности студенческого самоуправления и адаптации первокурсников. Ожидаемые результаты внедрения проекта: пробуждение активности студентов, усвоение примера настоящего товарищества, обучение позитивному взаимодействию со старшими и младшими, со «своими» и «чужими» [5, с. 364]; согласование ожиданий и интересов студентов с ожиданиями преподавателей и требованиями учебного процесса [6, с. 406]; оказание первокурсникам действенной психолого-педагогической помощи в профилактике возникновения и в разрешении проблем, связанных с их вхождением в новое образовательное пространство (проблем освоения новых способов и форм обучения, социальных отношений, условий быта и т. п.) [1, с. 74].

Внедряется институт студенческого кураторства через проект «Наставничество» ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»), проект «Компас первокурсника» (Томский политехнический университет), проект «Отряд кураторов» (ГОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия (г. Екатеринбург), модель психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников (Дальневосточный государственный гуманитарный университет) и т.д.

В роли студентов-кураторов, как правило, выступают студенты 2-4 курсов, активно участвующие в деятельности студенческих органов самоуправления, имеющие опыт социально-педагогической работы и прошедшие предварительную подготовку в «Школе куратора первого курса». Для студента-куратора участие в данном проекте – это развитие лидерских, управленческих и творческих качеств, формирование уверенности, а также приобретение опыта работы в новом качестве педагога и наставника.

Институт студенческого кураторства решает следующие задачи: знакомство первокурсников со студенческой жизнью, внеучебной средой; с историей и традициями факультета и вуза; с их правами и обязанностями, правилами поведения в вузе и за его пределами, дресс-кодом образовательной – повышение уровня информированности студентов 1 курса; вовлечение студентов первого курса в работу органов самоуправления; сопровождение группы во внеучебных мероприятиях; сплочение студентов академических групп и курса, создание и развитие традиций группы; помощь студентам группы в выстраивании приоритетов в образовательной деятельности; выявление и поддержка лидеров в группе; максимальное раскрытие и использование талантов, творческих качеств, формирование корпоративной культуры академической студенческой группы; снижение степени неопределенности студентов в выборе вуза.

Опыт ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» [3, с. 325] показал, что основная потребность первокурсников в наставнике существует только первый семестр, а в дальнейшем востребовано и сопровождение актива группы. Причем соотношение времени, затрачиваемого наставниками на адаптацию студентов и тьюторское сопровождение актива, в первом семестре выглядит как 80/20, а во втором, как правило, напротив, – 20/80. Отмечено, что успех адаптации во многом определяется соблюдением баланса между активностью наставника и активностью лидеров группы: недостаточная активность наставника затрудняет адаптацию студентов группы, а излишняя активность наставника подавляет деятельность актива группы. Показательным является тот факт, что пилотный проект, проведенный на трех факультетах, распространён в 2009-10 уч. г. на все факультеты вуза и уже более 90% академических групп первого курса имеют наставников [3, с. 326].

В Вятском государственном гуманитарном университете (г. Киров) существует практика двух уровней курирования: куратор-преподаватель и куратор-студент. Грамотное распределение обязанностей – одно из важнейших условий для успешной работы куратора-преподавателя и куратора-студента [4, c. 355]. Для реализации этого условия необходимо правильно и четко определить полномочия (студент-куратор должен получить только то, что ему реально выполнить); организовать работу на уровне «куратор-преподаватель – куратор-студент» партнерски, основываясь на принципах демократии, сотрудничества, совета.

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что вопрос адаптации как одной из стадий социализации студентов-первокурсников нуждается в дальнейшем психолого-педагогическом рассмотрении, обобщении и распространении уже существующего опыта; помощь в адаптации не должна превратиться в культивирование инфантильности студентов первого курса; определенные изменения должен претерпеть институт кураторства. Нужно признать, что даже при качественной теоретической и практической подготовке студента к работе куратора, существует опасность возникновения противоречия между общественными обязанностями и учебной нагрузкой; недостаток собственного опыта, который не может быть полностью восполнен учебой. И тогда крайне необходима помощь наставника, его профессиональная поддержка и опыт. Считаем, что для того чтобы будущие специалисты могли успешно адаптироваться к новым условиям жизни, гармонично и бесконфликтно взаимодействовать в конкретной среде, необходимо, чтобы процесс развития способностей, качеств и умений происходил систематично и планомерно.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Москвина И. Б. Адаптация первокурсников в вузе: модель психолого-педагогического сопровождения / И. Б. Москвина // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 12. – C. 73-78.

  2. Осипчукова Е. В. Организационно-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза : автореф. дис. … канд. пед.н. : 13.00.08 / УГТУ-УПИ/ Е. В. Осипчукова. – Екатеринбург, 2009. – 30 с.

  3. Попов А. Н. Тьторское сопровождение профсоюзного актива как ресурс адаптации первокурсников / А. Н. Попов // Мы строим своё будущее сами: развитие студенческого самоуправление в вузе и ссузе : материалы Всероссийской научно-практич. конференции, Екатеринбург, 8-9 декабря 2009 г. / Уральский государственный педагогический университет [Электронное издание]. – Екатеринбург, 2009. – С. 324-326. – Режим доступа : www.student.uspu.ru.

  4. Саргсян Н. Х. Роль студенческого самоуправления и студентов-кураторов в адаптации первокурсников / Н. Х. Саргсян // Мы строим своё будущее сами: развитие студенческого самоуправление в вузе и ссузе : материалы Всероссийской научно-практич. конференции, Екатеринбург, 8-9 декабря 2009 г. / Уральский государственный педагогический университет [Электронное издание]. – Екатеринбург, 2009. – С. 353-357. – Режим доступа : www.student.uspu.ru.

  5. Сидоренко О. Ф. Отряд кураторов и его место в студенческом самоуправлении / О. Ф. Сидоренко // Мы строим своё будущее сами: развитие студенческого самоуправление в вузе и ссузе : материалы Всероссийской научно-практич. конференции, Екатеринбург, 8-9 декабря 2009 г. / Уральский государственный педагогический университет [Электронное издание]. – Екатеринбург, 2009. – С. 363-368. – Режим доступа : www.student.uspu.ru.

  6. Федорова Е. О. Роль студенческого самоуправления в адаптации студентов первого курса на примере Уральской академии государственной службы / Е. О. Федорова // Мы строим своё будущее сами: развитие студенческого самоуправление в вузе и ссузе : материалы Всероссийской научно-практич. конференции, Екатеринбург, 8-9 декабря 2009 г. / Уральский государственный педагогический университет [Электронное издание]. – Екатеринбург, 2009. – С. 403-407. – Режим доступа : www.student.uspu.ru.

  7. Oxford dictionary of sociology / ed.by G. Marshall. – Oxford : New York, 1998. – P. 624.

 

 

Категория: секция 4 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (27.02.2017) | Автор: Ливинец Марина E
Просмотров: 399 | Теги: студенческое кураторство, кураторство, адаптация, студент-первокурсник, социализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar