Главная » Статьи » секция 4 |
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОСПИТАНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
Фунтикова Надежда Валентиновна Луганский национальный университет имени Владимира Даля, г. Луганск
Сложные процессы, происходящие в современном мире, неизбежно приводят высшую школу к необходимости поиска эффективных и исчерпывающих ответов на постоянно возникающие вызовы общества, экономики и рынка труда, культурного развития. Неопределенность и нестабильность, возникшие в политической и экономической сфере нашего региона, значительно осложняют поиск таких ответов. Однако система высшего профессионального образования в силу своих задач и особенностей не может не стремиться к созданию четкого вектора своего развития. В настоящее время несомненна необходимость ориентации системы высшего образования на идеи и ценности гуманистической парадигмы образования, на воспитание человека как носителя идей гуманизма, ценностей культуры, патриотизма и высоких нравственных идеалов. По нашему мнению, именно возможность интеграции духовно-интеллектуальных, духовно-нравственных и духовно-интеллектуальных качеств личности дает основания для признания интеллигентности целью воспитания в высшей школе. Студенческий возраст является особым периодом в становлении личности, поскольку, как отмечает Л. Выготский, «… по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет является, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [2, с. 255]. В этот период формируется обобщенная картина мира, развиваются специальные способности [7, с. 141–142], критическое мышление, активное стремление к самостоятельности и независимости, желание самостоятельно выбирать жизненный стиль и идеалы [5, с. 83]. К новообразованиям студенческого возраста исследователи относят также формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности [3]. Студенческий возраст является периодом активной социализации личности, в которой исследователи выделяют три стадии, последовательное прохождение которых обеспечивает человеку достижение успеха в обществе: стадию адаптации, когда молодой человек усваивает нормы и ценности общества и коллектива, стадию индивидуализации, когда активно формируется потребность быть личностью, и стадию интеграции, когда индивидуальность «встраивается» в коллектив, общество, окружение, становится их неотъемлемой частью [8, с. 32–33]. Важным новообразованием юношеского возраста является также смысл жизни. И. Кон считает, что проблема ценности и смысла жизни именно в студенческом возрасте становится глобальной, от ее решения зависит становление человека как зрелой личности [3, с. 121]. Одной из особенностей студенческого возраста является осознание молодым человеком своей индивидуальности, становление его самосознания и формирование образа «Я» [8, с. 17], что и представляет собой процесс поиска и установления им собственной идентичности. Именно в это время молодой человек должен осуществить выбор внутренней нравственной позиции – духовный рост через идентификацию себя с нравственным идеалом или подражание антигероям, не требующее сложной внутренней работы [4, с. 420–421]. С точки зрения Э. Эриксона, формирование идентичности является главным барьером, который необходимо преодолеть молодому человеку, чтобы успешно войти в стадию взрослости [9, с. 100]. Кризис идентичности, который, по Э. Эриксону, осуществляется как последовательность социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений [9, с. 106], вместе с переходным состоянием студенчества [3, с. 45] от обучения к профессиональной самореализации обуславливает такую особенность студенческого возраста как лиминальность – переходность из одного состояния в другое, нахождение в ситуации поиска "Я", выбора и установления идентичности, реализации свободы [6, с. 48]. Поиск собственной идентичности, определение границ собственной свободы и свободы других людей обусловливают активную устремленность юношеского возраста к социальной самореализации, к участию в общественной жизни и создают основу для принятия личностью на себя «… ответственности за устройство жизни в той мере, насколько это возможно в конкретных социальных условиях» [1, с. 570], и для осознания этой ответственности. Поиск и установление собственной идентичности, как утверждает В. Мухина, делает сферу чувств молодого человека более утонченной, личность – более богатой, но в то же время и более уязвимой, именно поэтому юношеский возраст является очень сензитивным в ощущении и формировании собственного отношения к другим людям, природе, искусству [4, с. 422]. Такая сензитивность юношеского возраста и обусловливает необходимость активной работы высшей школы по созданию гуманистически ориентированного культурно-образовательного пространства, наполненного культурными смыслами, построенного на основе диалога культуры и личности, диалога мира знаний и студента как активного субъекта познания. Создание эстетической логосферы высшего учебного заведения является необходимым условием для обретения студентом собственной идентичности, осознания себя творческой личностью, включенной в процесс созидания мира на основе идеи общечеловеческого благоденствия, что является смысловым центром воспитания интеллигентности как интегративного качества личности.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 582 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |