Главная » Статьи » секция 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ НА ВЫПУСКНОМ КУРСЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ: ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ НА ВЫПУСКНОМ КУРСЕ

 

Коломиец Виктория Владимировна, Панчишко Артур Сергеевич, Кривонос Николай Юрьевич, Шира Александр Ильич

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького, г.Донецк 

vvkolomiyets@i.ua  

 

Мотивация студента к обучению определяет эффективность подготовки врача в медицинском университете. На выпускном курсе стремление овладеть будущей профессией закладывает понимание необходимости и готовность совершенствоваться в ней в процессе последующей врачебной деятельности, которая должна оставаться  постоянной, непрерывной, пожизненной [1, с. 36; 5, с. 379]. Наиболее значимыми мотивами являются именно профессиональные мотивы, желание стать профессиналом, личностью, востребованной в медицинской среде, самореализоваться [2, с. 36]. На выпускном курсе медицинского университета осуществляется переход от учебно-познавательного этапа обучения к учебно-профессиональному и к реально профессиональному. Важнейшей составляющей всего процесса подготовки молодых специалистов в высшем учебном заведении является активное участие студентов в лечебной и научно-исследовательской работе кафедр совместно с преподавателями [3, с. 138]. Творческая научная деятельность может способствовать не только непосредственному освоению конкретных знаний, получению и совершенствованию практических умений, но и осознанию будущей профессиональной деятельности как ценности в иерархии собственных личностных мотивов, что  является необходимым условием вхождения в профессию [4, с. 29]. Для стимулирования активности студента в приобретении знаний по профессии необходимо сделать его  учебную деятельность более для него привлекательной. Привлечение к практической лечебной работе, доступной студенту выпускного курса в поликлинике и стационаре, возможность непосредственного личного участия в диагностическом поиске, назначении, осуществлении лечебных мероприятий и контроле их эффективности, а также в  научно-исследовательской работе кафедры, требующей творческой активности может способствовать повышению мотивации студента к обучению. К сожалению, к 6-ому курсу у некоторых студентов наблюдается охлаждение к обучению, что может быть связано с избыточной теоретизацией преподавания дисциплин и недостаточной практической деятельностью, где бы они могли применить теоретические знания в непосредственной работе с больными. Это может быть связано и с избыточной «заорганизованностью» летней производственной практики студентов, когда, стремясь непременно контролировать каждого студента ежедневно, университет ограничивает количество клинических баз практики, приближает их к университету территориально, вследствие чего в одной больнице оказывается чрезмерное число студентов-практикантов, так что уделить им достаточное внимание, обеспечить каждого самостоятельной работой уже не представляется возможным.    

Целью настоящей работы является обсуждение возможностей повышения мотивации студентов выпускного курса к обучению терапии на выпускающей терапевтической кафедре путем их привлечения к лечебной работе в поликлинике и стационаре, а также к выполнению под руководством преподавателей кафедры самостоятельных научных исследований.

Наиболее благоприятным периодом для формирования врача как профессионала, так и личности является период его обучения внутренней медицине на выпускном курсе, поскольку этот период 1) наиболее продолжительный; 2) включает обучение как в стационаре так и в поликлинике; 3) предполагает непосредственный контакт с больными; 4) может включать не только физикальное обследование пациентов, но и лабораторные и инструментальные исследования; 5) требует проведения как лечебных так и профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний и их осложнений; 6)  объединяет студентов с практическими врачами и другими медицинскими работниками; 7) позволяет доступ к медицинской документации 8) основывается на навыках, накопленных на предыдущих курсах, и  пр.

Именно на выпускном курсе студент должен оценить свои практические навыки и направить все усилия на овладение ими и их совершенствование. Во время работы с пациентами студенты должны проявить умение проводить субъективное и объективное обследование пациента по системам, выделять ведущий синдром, поставить диагноз, назначить лечение, уметь диагностировать неотложные состояния и оказывать неотложную помощь, оценивать данные лабораторных и инструментальных исследований, а также измерять артериальное давление, регистрировать электрокардиограммы, выполнять врачебные манипуляции.

Участие студентов выпускного курса в проведении  научного исследования содействует их профессиональной подготовке, отработке практических навыков обледования, формированию врачебного мышления. Информация, содержащаяся в учебных планах и предлагаемая студентам на  практических занятиях и лекциях, отражающая современное состояние мировой науки, тем не менее быстро устаревает. Учитывая темпы получения новой информации и обновления наших представлений об этиологии, патогенезе, диагностике, лечении и возможностях профилактики заболеваний, которые сократились до 5 лет, а по многим разделам до 1 года, необходимо научить студентов постоянно самостоятельно обновлять свои знания, воспитать в них творческий подход к своей будущей работе. В связи с этим уместно вспомнить давнее крылатое выражение о том, что студент – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Поэтому привлечение студентов к выполнению научно-исследовательской работы кафедры, их общение с преподавателем, доцентом, профессором кафедры в процессе ее планирования, накопления фактического материала, его анализа и описания может пробудить у студенческой молодежи стремление к творчеству, желание и умение учиться на уровне современных требований. В процессе обучения терапии на 6 курсе непосредственный контакт с больным, участие в его обследовании и лечении является краеугольным камнем подготовки врача-специалиста. Научно-исследовательская деятельность трансформирует знания, получаемые на занятиях, в идеи, гипотезы, концепции и практические решения, что делает обучение гораздо более привлекательным и результативным. Занятия научной работой позволяют студентам осваивать методы исследования – физикальные, инструментальные и лабораторные – свободнее трактовать их результаты и глубже понимать их значение для постановки диагноза, выбора лечения,  оценки риска развития заболевания и его осложнений.

Вся профессиональная деятельность врача предъявляет особые требования к подготовке выпускников медицинского университета. Они должны уметь работать с новой медицинской литературой, пользоваться библиотеками, электронными изданиями, уметь получать новую информацию в интернете, и понимать значение научной информации для постановки диагноза, разработки профилактических мероприятий и выбора лечения. Доказано, что если в середине ХХ века знаний, полученных в медицинском институте хватало врачу почти до конца его профессиональной деятельности, к концу прошлого века – примерно на 10 лет, то в настоящее время знания устаревают в среднем за три года. Поэтому врач должен быть заинтересован в постоянном пополнении и обновлении своих знаний, научиться углублять свои представления о патофизиологических механизмах развития заболеваний, новых диагностических приемах и ориентироваться в огромном арсенале фармацевтических средств с учетом данных доказательной медицины. Участие в научных исследованиях помогают нацелить студентов на беспрерывное образование, система которого должна быть приоритетной в медицине, на стремление учиться в течение всей жизни, повышать квалификацию соответственно требованиям рынка труда и интересам собственной профессиональной карьеры.

Самостоятельная врачебная деятельность у постели больного в стационаре, на приеме в поликлинике заставляет студента приобретать практические навыки обследования и лечения больных, совершенствовать те, которыми он овладел на предыдущих курсах, поскольку студент может видеть результаты своей работы и оценивать степень овладения практическими навыками. Он впервые получает возможность осознать себя как врача, оценить свою подготовленность к самостоятельному врачеванию. На повышение мотивации студентов к освоению будущей профессии направлено проведение на клинических базах клинических и клинико-анатомических конференций с обязательным участием студентов, обучающихся на кафедре. Студенческая группа готовит представление истории болезни одного или двух пациентов с включением данных углубленных лабораторных и инструментальных исследований, с анализом современной научной медицинской литературы. Студенты охотно участвуют в таких конференциях, где они могут на равных с врачами и преподавателями высказывать свое мнение и оценивать работу врачей. Это обучает их коллективной работе и одновременно повышает ответственность каждого за результаты ее выполнения, способствует выработке навыков анализа результатов обследования и лечения больного, принятия решений в сложных нетипичных ситуациях, расщиряет профессиональный и общий кругозор. Каждый может выступить в обсуждении докладов. Важнейшим результатом  является способность большинства студентов справляться с лечебно-диагностическим процессом, в том числе при сдаче государственного экзамена. Значение самостоятельной профессиональной деятельности  в повышении мотивации к формированию врачебных навыков невозможно переоценить.

Выполнение научного исследования способствует практическому закреплению навыков обследования, формированию у студентов творческих способностей, воспитанию способности к саморазвитию не только во время обучения в университете, но и в их дальнейшей профессиональной работе. Повышая привлекательность обучения, выполнение научно-исследовательской работы способствует его интенсификации и результативности. Стремление к научному поиску органично для современного студента. В последние годы интерес студентов к научной работе возрастает – все большее число студентов обращается на кафедру с вопросами о возможности заниматься научными исследованиями, причем это студенты разных курсов, не только выпускного.

Привлечение студентов к подготовке научных публикаций (статей, тезисов, докладов) требует от них ознакомления со статистическими методами анализа, что позволяет им иначе с интересом воспринимать социальную медицину и организацию здравоохранения, преимущественно базирующихся на изучении статистических методов, и понимать значение доказательной медицины, расщиряет профессиональный и общий кругозор.

Доклады на конференциях приучают студентов к публичным выступлениям, дискуссиям, умению последовательно и четко изложить суть проблемы, отвечать на вопросы, находить и использовать убедительные аргументы. Студенты, проявившие себя в научных исследованиях лучшим образом, привлекаются к написанию в соавторстве с преподавателями научных статей, монографий, пособий, подготовке материалов для патентования, что особенно стимулирует их к освоению материала.

Таким образом, научно-исследовательская работа является важным компонентом формирования мотивации студентов к овладению профессией. 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безюк Н. Н. Современные требования, предъявляемые к качеству оказания медицинской помощи / Н. Н. Безюк //Медична газета «Здоров’я України ХХІ сторіччя». – 2008. – № 5. – С. 36-37.

  2. Глушко А. Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов /А. Н. Глушко : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А. Н. Глушко. – М., 2006. – 44 с.

  3. Сивакова О. В. Уровень сформированности логического мышления студентов-медиков / О. В. Сивакова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2010. – № – C. 125-138

  4. Кормакова В. Н. Развитие творческого потенциала личности студента в учебном процессе / В. Н. Кормакова //Педагогика и психология образования. – 2015. – № 3. – С. 22-29.

  5. Фитьмова А. А. Теоретические аспекты развития профессиональной мотивации у будущих медиков /А. А. Фитьмова // Материалы IV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный потенциал студенчества в XXI веке». – Том второй. Общественные науки. – Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. – 405 с.

Категория: секция 3 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Коломиец Виктория Владимировна E
Просмотров: 522 | Комментарии: 1 | Теги: выпускной курс, профессиональная мотивация, студенты-медики | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:17, 17.02.2017
Материал к разнообразию условий формирования профессиональной мотивации.
avatar