Главная » Статьи » секция 3

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ 


Богданов Александр Викторович
 ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»

in_stud@dsum.org

Научное исследование учебной деятельности и практических действий по ее формированию проводится по различным направлениям, но с обязательным обоснованием общей теорией деятельности (Л. С. Выготский, М. Я. Басов, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Согласно данной теории деятельность есть практическое преобразование общественным человеком объективного мира, а, следовательно, изменение самого деятельного субъекта происходит в процессе конкретных деятельностей, которые выделяются по критерию побуждающих их мотивов. Внутри деятельности вычленяются действия как процессы с подчинением целям и операции как способы осуществления действий в соотносении с условиями их выполнения. В качестве конституирующей характеристики деятельности рассматривается ее предметность, проявляющаяся в свойствах психического отражения [1]. Таким образом, учебная деятельность выступает как одна из основных разновидностей деятельности человека, порождаемая особой потребностью, которая направлена на преобразование деятельного субъекта, на его самоизменение в процессе учения.
Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова и другие считают, что учебная деятельность по своей структуре воспроизводит строение любой человеческой деятельности. При самом общем рассмотрении структуры деятельности человека они выделяют три основных звена: мотивационно-ориентировочное, центральное (рабочее, исполнительское) и контрольно-оценочное [2; 3; 4]. По мнению В. В. Давыдова, эта базовая модель в каждом конкретном случае исследования может быть соответствующим образом развернута, исходя из характерных особенностей изучаемого вида деятельности [5]. Если применить данную схему к учебной деятельности студентов, можно выделить в ней следующие структурные компоненты: мотивационно-целевой, содержательно-ориентировочный, действенно-операционный, организационно-планирующий и контрольно-оценочный.
Задача нашего исследования состоит в том, чтобы проследить условия, при которых из отдельных актов контроля со стороны преподавателя в ходе обучения может возникать внутренняя деятельность самого студента по саморегуляции своей интеллектуальной активности. 
С целью анализа мы различаем два типа контрольных действий: учебные действия в функции контрольных и специфические контрольные действия. В первом случае предметом усвоения студента остаётся структура объекта, а во втором – предметом усвоения становится структура собственной деятельности по анализу объекта. Типы используемых контрольных действий являются показателями уровня саморегуляции в учебной деятельности.
На первых этапах усвоения учебного предмета действия контроля могут совпадать с учебными действиями со специфической контрольной функцией. 
Специфически контрольные действия различаются по их роли в учебной деятельности. Самым простым на занятиях по русскому языку как иностранному является контроль за результатом действия, который заключается в сравнении результата действия и заданного образца (совпадение или несовпадение с образцом, отражённое в оценке преподавателя).
Формирование более высокого уровня контроля и самоконтроля начинается с организации постепенной его формы как сравнение состава операций определённого контрольного действия с характером учебной задачи и существующими условиями деятельности. Основная функция пооперационного контроля состоит в корректировке деятельности и преодолении ошибок в ходе её выполнения, то есть в саморегуляции студентом своих действий по мере изменения условий их выполнения. Поэтому пооперационный контроль проявляется, в частности, в умении студента развернуть несколько вариантов способа действия.
Более совершенным видом саморегуляции учебной деятельности является, на наш взгляд, учёт результатов еще неосуществлённой деятельности и корректировка её не только в процессе выполнения, но и на несколько операций вперёд. Этот перспективный вид контроля опирается на умственное (внутреннее) интегрально-сокращенное выполнение действий, ориентацию на предполагаемые результаты и заключается в сравнении всех компонентов будущей деятельности – учебной задачи, способа действия, предполагаемого результата, а также в сверке объективной структуры предполагаемой деятельности и своих субъективных возможностей отработки того или иного действия.
При формировании контроля на занятиях по русскому языку как иностранному важнейшими являються следующие умения:
1) умение студента опираться при контроле за своими высказываниями на существующие нормативы учебной деятельности, речевой деятельности и пр.;
2) умение планировать свою деятельность, т.е. воспроизведение состав её операций, определение их последовательности, выявление возможных трудностей)
3) умение менять состав операций с учётом изменений условий деятельности;
4) умение разворачивать несколько вариантов выполнения работы, когда каждый конкретный вариант не воспринимается как единственно возможный;
5) умение фиксировать набор операций для выполнения учебной задачи при наличии препятствий (функция стабилизации деятельности);
6) умение преднамеренно выполнять действие в развёрнутой и в свёрнутой форме;
7) умение самостоятельно определять момент целесообразности сворачивания этапов действия;
8) умение намеренно переходить от работы с естественным объектом к его знаково-символическим изображениям и наоборот;
9) умение переходить от работы с обобщёнными сведениями к работе с конкретным материалом и наоборот.
На практических занятиях по русскому языку как иностранному студенты выполняют контрольные задания, которые требуют:
1) повторного воспроизведения действия в новых речевых ситуациях как средства самокорррекции (при изменении составляющих учебной задачи);
2) умение в случае ошибки повторно выполнить все операции, но не в прямом порядке, чтобы найти дефектное звено (анализ причин ошибок);
3) более общего умения сопоставить свое решение с обобщённой структурой учебной деятельности  по схеме «практическая задача → постановка учебной задачи → поиск адекватных способов выполнения» и откорректировать его;
4) выполнение противоположного контрольного действия (напр., при проверке согласования сказуемого с подлежащим можно предложить предложения, содержащие такие формы сказуемого, которые не согласуются с подлежащим и т.п.).
5) выполнение задачи, которая предусматривает использование итогов операционного контроля при планировании дальнейших действий;
6) ориентация в воображаемых коммуникативных обстоятельствах и соответствующее изменение высказывания.
При изучении каждой следующей темы учебной дисциплины действие контроля обогащается новыми средствами. Учебная работа студентов на практическом занятии проходит как бы в два этапа. Если на первом этапе преподаватель организует первоначальный контроль по результатам (оценка непроизводительных действий, сопоставление результатов нескольких студентов и пр.), то на втором этапе вводится учебная задача как цель, которая требует овладения определённым способом действия. Ситуация учебной задачи, где прямым объектом усвоения являються способы действия, позволяет перейти к формированию постепенного контроля, который заключается в наблюдении за ходом действия, в соотнесении образа с задачей и предметом усвоения. Иначе говоря, после выделения учебной задачи и исполнительных учебных действий студенты получают средства контроля. Следовательно, необходимыми сторонами формирования самоконтроля являются воспитание у студентов потребности в таком формировании и ознакомление будущих менеджеров со средствами и способами самоконтроля.
В любой учебной работе та или иначе, явно или неявно представлены взаимооценки, различные формы взаимоконтроля. Однако взаимоконтроль как сторона совместной деятельности без особого формирования не становится нормой учебной работы. 
Задачей в учебной работе является совместное усвоение чего-либо. Способы взаимоконтроля состоят в том, чтобы сопоставить свой способ действия с образом действия другого студента, а затем каждый из них – с образцом результата и выявить на этой основе оптимальный путь решения проблемы. 
В учебной работе на занятиях по украинскому языку профессионального общения различают следующие формы координации:
1) коллективный поиск оптимального способа работы и воспроизведения его всеми студентами;
2) парный контроль, когда один студент выполняет роль исполнителя, а второй - контроллера;
3) переход к настоящей кооперации, когда один студент формулирует или уточняет учебную задачу на уроке, а другие активно ищут способы ее решения и контроля за эффективностью этих способов. Вклад каждого студента оценивается преподавателем и другими студентами. При такой форме происходит разделение труда на основе оптимального владения со стороны студентов различными способами работы, соответствующей координации усилий.
С помощью описанных форм совместной деятельности преподаватель способен сформировать у студентов:
1) умение представить себе предполагаемый результат совместной деятельности и на этой основе оценить правильность ее хода;
2) умение координировать свою деятельность с другими участниками, определенным образом связано с обучением культуры коллективной и групповой самоорганизации, поиском резервов коллективного самоуправления;
3) умение распределять функции и роли в общей деятельности, способствует общему успеху и полному раскрытию возможностей каждого;
4) умение участника деятельности принимать точки зрения других участников учебного процесса, то есть воспринимать различные позиции.
Мы рассмотрели самоконтроль как усвоение средств и способов овладения своим поведением и взаимоконтроль как усвоение средств и способов построения совместной деятельности. Важным условием их формирования является то, что студент должен сначала воспринять задачу контроля. От усвоения задачи контроля студент легче переходит к овладению его способами.
Итак, способы и нормы самоконтроля и взаимоконтроля, с которым мы связываем формирование будущего менеджера как субъекта деятельности, глубоко социальны по своей сути, поскольку общество и преподаватель задают их студенту. Однако опыт воспитания и обучения убеждает, что прямое сообщение общественных и речевых нормативов и даже усвоения их в совместной деятельности с преподавателем не всегда эффективно. В то же время задание таких норм опосредованно, через совместную деятельность, опыт самоуправления и кооперации самих студентов в учебной деятельности оказывается весьма продуктивным.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с. 
2.    Давыдов В. В. Концепция учебной деятельности школьников // В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 13-26.
3.    Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. – М. : Педагогика, 1982. – 216 с.
4.    Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1989. – 554 с.
5.    Давыдов В. В. Состояние и проблемы исследования учебной деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. – М. : Изд-во АПН СССР, 1990. – С. 3-18.

 

 

Категория: секция 3 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Богданов Александр Викторович E
Просмотров: 421 | Теги: координация учебных действий, самоконтроль, контрольные действия, саморегуляция | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar