Главная » Статьи » секция 2

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ

 

Гаюн Дарья Анатольевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

gayundasha@mail.ru

 

Постановка проблемы в общем виде. В последние годы XX – начала XXI вв. произошли большие перемены в обществе, которые повлекли социальные, экологические, экономические и культурные проблемы. Из-за этого на данный момент общество нуждается в подготовке творческой и талантливой молодежи, которая способна к креативному решению нестандартных ситуаций, стремящуюся к саморазвитию и реализации своей уникальной человеческой индивидуальности.

Приоритетной задачей педагогической практики является создание наиболее благоприятных условий, оказывающих активное саморазвитие личности, так как очевидно, что инициативные, осведомленные и неординарные личности составляют ключевой резерв общества для решения актуальных проблем.

Анализ исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Проблема педагогической поддержки не нова, отдельные ее аспекты рассматривались в работах Т. В. Анохиной, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, в диссертационных исследованиях М. В. Алешиной, Д. В Григорьева, М. Е. Кобринского, О.М. Кодатенко, JI. B. Митиной, Г. И. Рогалевой, И. А. Смотровой, А. С. Ткаченко, И. Ю Шустовой и др.

Цель статьи рассмотреть условия педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников и роль учителя в педагогической поддержке.

Изложение основного материала исследования. Конечно, решение обозначенной проблемы наиболее оптимально осуществляется при реализации концепции психолого-педагогического сопровождения. Но, к сожалению, такое сопровождение невозможно в наши дни по тем или иным причинам (исходя из положения, что во многих учебных заведениях нет психологов, которые могли бы взять на себя ответственность за решение поставленных задач). Тем не менее даже при таких сложных обстоятельствах можно создать для учащихся условия для саморазвития, разрешения конкретных проблем конкретной личности. Главная цель педагогического коллектива, отдельного педагога – ввести личность ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, обеспечивать инструментарием саморазвитие.

Рассмотрим преимущества педагогической поддержки саморазвития личности одаренного старшеклассника:

• возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые он приложил для того, чтобы продвинуться вперед;

• признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой индивидуальности, приоритетность потребностей, целей и ценностей саморазвития;

• взрослый не является опорой, простым «костылем», на который в случае необходимости может всегда опереться ребенок (некоторые дети вообще привыкают к «костылям» и не могут сделать ни шагу без них; некоторые школьники до последнего класса учат уроки вместе с родителями, каждый день отчитываются перед ними: что они сделали, а что – нет). Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, т. е. создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу) [6, с. 55-57].

Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю. З. Гильбух, А. Карне, Н. С. Лейтес, Ф. Монкс, А. М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В. С. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Саморазвитие одаренных школьников возможно при реализации следующих условий: своевременная диагностика возможностей, адекватное содержание обучения, внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией, психологическое и педагогическая поддержка учащегося, побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

По мнению ученых, выявление старшеклассников, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную проблему. Однако, придерживаясь общепринятой типологии одаренности в науке, мы выделяем интеллектуальную, творческую, академическую и социальную.

Для диагностики предполагается применять ряд методик. Так, для выявления интеллектуальной одаренности рекомендуется использовать методику исследования интеллекта у детей Д. Векслера, творческой – тесты П. Торранса на образное и вербальное мышление и другие. Кроме этого, необходимо использовать методику изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Это позволит иметь своевременную информацию о потенциале старшеклассников.

Внедрение педагогической поддержки создает условия для обеспечения собственной учебной деятельности старшеклассников, учета и развития индивидуальных особенностей школьников, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного саморазвития старшеклассников, их интеллектуальных способностей. Готовность педагога работать с одаренными детьми включает наличие у него теоретических знаний и практического опыта.

К. Сили предложил следующий список профессиональных умений педагогов (приводится в порядке убывания значимости):

- умение проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

- умение модифицировать учебные программы;

- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;

- умение работать по специально разработанному учебному плану;

- умение консультировать учащихся [1, c. 31-32].

Приведем список требований, которые предъявляются к учителю одаренных детей:

- доброжелательность и чуткость;

- знать, чувствовать потребности и интересы детей, разбираться в психологических особенностях одаренных детей;

- наличие позитивного педагогического опыта работы;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- иметь широкий круг интересов и умений;

- желательно иметь кроме педагогического, еще какое-либо образование;

- иметь живой и активный характер, быть оптимистом и жизнелюбом, обладать чувством юмора, но без склонности к сарказму;

- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

- иметь творческие возможности, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

- иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению знаний [3].

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Важной составляющей организации педагогической поддержки личностного саморазвития одаренных старшеклассников является обеспечение высококвалифицированной индивидуальной и консультативной помощи детям, родителям и педагогам.

Подбор учителей должен основываться не только с учетом их компетентности и умения находить индивидуальный подход к ученикам. Для формирования творческого мышления и поведения у детей большое значение имеет наличие образцов творческого поведения у значимых взрослых (родителей, учителей, реферетных личностей), наличие творческой атмосферы развития и творческой среды. Следовательно, при подборе учителей следует учитывать и такой личностный фактор, как творческие способности.

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми – совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать определенную совокупность знаний, сколько помочь ученикам сделать самостоятельные выводы и открытия.

Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Забота о развитии одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальном развитии общества в будущем. Внимание к развитию одаренного ребенка носит не только личностный, но и широкий социальный смысл.

Таким образом, педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников возможна при своевременной диагностике возможностей, умении проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, адекватном содержании обучения, внедрении личностно-ориентированной и развивающей технологий, наличии позитивного педагогического опыта работы педагогов, побудительно-интенсифицирующей деятельности учителя.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Гордеева Т. О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин // Вопросы психологии. – 2010. – N – С. 24–33.

  2. Матвеева Р. Ориентир классного руководителя – саморазвитие школьника / Р. Матвеева // Народное образование. – 2000. – № 3. – С. 74-78.

  3. Куликова Л. Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя – основа гуманистической педагогики / Л. Н. Куликова // Педагогика развития. – 2001. – С. 3-10.

  4. Касицына Н. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников / Н. Касицына // Развитие личности. – 2000. – №1. – С. 97-10

  5. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции / под ред. Н. Г. Крыловой. – Кострома : КГУ, 2002. – 63 с.

  6. Григорьева В. К. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении [Текст] / В. К. Григорьева, Н. Е. Коробкина // Педагогика детского движения на пороге XXI века. – Хабаровск, 2000. – С. 14-22.

  7. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity / J. S. Renzulli, R. J. Sternberg, J. E. Davidson (Eds.). Conceptions of Giftedness. New York: Cambridge University Press. –Т 1986. – P. 53–92.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (20.02.2017) | Автор: Гаюн Дарья Анатольевна E
Просмотров: 681 | Комментарии: 1 | Теги: креативность, одарённые старшеклассники, одарённость, педагогическая поддержка, личностное саморазвитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 21:14, 21.02.2017
Педагогическая поддержка учащихся просто необходима.
avatar