Главная » Статьи » секция 2

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ

 

Рыбальт Алина Валериевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

alchik.rybalt@mail.ru

 

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Школа играет важнейшую роль в формировании личности и в нравственном развитии человека, а значит, во многом влияет и на то, какие цели и ориентиры будут стоять перед нашим будущим поколением. Сегодня на современную школу  возлагается не только образовательная функция, но и задача по воспитанию в подрастающем поколении духовных, нравственных и гуманитарных основ.

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Особую роль в формировании индивидуальной системы ценностей, играет учебная деятельность. Как отмечает И. Ю. Малисова, обеспечение учащихся адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностных ориентации личности [2, с. 95].

Влияние школы на формирование ценностных ориентаций личности определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками.

Вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса, личность учителя остается важным фактором развития системы ценностей учащихся. Творческий учитель не только вооружает учащихся знаниями, но и формирует у них отношение к окружающему миру, актуализи­руя ценности доверия и творчества [3, с. 156].

Еще одним фактором развития системы ценностей учащихся в рамках школы выступает общество сверстников, которые тем или иным способом влияют на формирование ценностных ориентиров школьника. В отличие от детей младшего школьного возраста подростки в большей степе­ни ориентируются на ценности, принятые в среде сверстников.

И. С. Кон выделяет следующие специфические функции общества сверстников как фактора социализации: передача информации, совместная деятельность, осуществление эмоционального контакта [1, с. 87-88].

Таким образом, поскольку одной из наиболее глубоких потребностей, которые испытывает личность в наше время, является потребность в приобретении ценностных ориентаций в жизни, на школу возлагается огромная задача по воспитанию у детей этих ценностей. Главное влияние на личность в школьной среде оказывают: учебная деятельность, личность педагога  и общество сверстников.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кон И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.

  2. Малисова И. Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности [Текст] / И. Ю. Малисова // Психолог. журн. –1994. – № 4. – С. 94-102.

  3. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский – М. : Педагогика, 1987. – 240 с.

 


 

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Рыбальт Алина Валериевна E
Просмотров: 466 | Теги: ценностная система личности, школа, личность ученика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar