Главная » Статьи » секция 2

РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

Шадуренко Инна Гарриевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

inna.shad@mail.ru

 

Гуманизация современного учебно-воспитательного процесса направлена на развитие общекультурного компонента содержания образования и предполагает ориентацию на личность ребенка, развитие его индивидуальности, творческих способностей и воспитание духовной культуры.

Значительная роль в формировании духовной культуры личности, ее нравственных убеждений принадлежит этнопедагогике, национальной культуре, истории, родному языку и фольклору. Фольклор, прошедший многовековой путь развития является уникальной сокровищницей культурного наследия наших предков и обладает большим воспитательным потенциалом, который недостаточно учитывается в образовании школьника [4, с. 3].

Формы детского фольклора являются современным инструментом в развитии ребенка. Они имеют свои специфические особенности.

Детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих – творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества. Соответствен можно отметить, что детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров [2, с. 7].

Детский фольклор является относительно самостоятельной сферой народной культуры, которой свойственно собственная жанровая система. Жанры детского фольклора положительно влияют на душевное и физическое развитие ребенка как личности. Каждое значение жанра несет в себе глубочайшее сходство разных национальных форм фольклора. Каждая из этих форм является ценным источником передачи народного менталитета.

Содержание фольклора составляют словесные, музыкальные, хореографические и драматические  виды народного творчества. Деление на разновидности фольклора достаточно условно, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы, а отдельные жанры можно отнести и к словесным, и к музыкальным, и к хореографическим видам. К словесным видам относятся такие жанры фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, небылицы и т.д. Хореографический фольклор составляют народные танцы. В драматические виды народного творчества входит драматизация и инсценирование игр, сказок и т.д. К жанрам музыкального фольклора относятся пестушки, потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, хороводы, но самым обширным является жанр народной песни, куда входят эпические, исторические, трудовые, колыбельные, свадебные,  календарные и другие [4, с. 6].

был издан в – П. Бессонова «Детские песни» –педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX ст. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный1868 г. и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна, составившие фундамент последующих теоретических работ [1, с. 338].

Содержание понятия «детский фольклор» впервые обозначил Г. С. Виноградов в работе «Детская сатирическая лирика», а затем в монографии «Русский детский фольклор», где, называя детский фольклор особым явлением «обособленного детского быта и обособленной детской жизни», определяет его как «всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых [3, с. 30].

Отказывая тому, что не исполняется самими детьми, что не составляет непосредственно их репертуар (а это вся «материнская лирика», или «поэзия пестования»), в принадлежности детскому фольклору, Г. С. Виноградов руководствуется одним условием – кто является носителем фольклора. Вместе с тем исследователь выделяет колыбельные песни, пестушки и потешки в «особый отдел фольклора, устную литературу для детей», связывая ее с «материнской школой», с народной педагогикой, аккумулировавшей народные представления, взгляды и опыт в воспитании ребенка [3, с. 30].

Детский фольклор является интересной, разнообразной и малоизученной областью фольклористики. Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, им обозначали «произведения устной народной  словесности,  предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми». Исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста,  и потому  самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом,  с  повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор» [4, с. 37].

Таким образом, детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Этот фактор играет значительную роль в формировании духовной культуры личности, ее нравственных убеждений, выступая как инструмент социализации ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуева Т. В. Русский фольклор : учебник для высших учебных заведений / Зуева Т. В., Б. П. Кирдан. – М. : Флинта : Наука, 2002. –  400 с.

2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – Москва : Флинта : Наука, 2011. –314 с.

3. Лойтер С. М. Специфика детского фольклора: проблемы детской литературы / С. М. Лойтер. – Петрозаводск : КГПУ, 2001. – 296 с.

4. Явгильдина З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З. М. Явгильдина – Казань: КФУ, 2012. – 110 с.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Шадуренко Инна Гарриевна E
Просмотров: 737 | Комментарии: 1 | Теги: Формирование личности, фольклор, детский фольклор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 21:34, 17.02.2017
Да, действительно, фольклор является интересной, разнообразной и малоизученной областью знаний.
avatar