Главная » Статьи » секция 1

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 

Медведева Елена Рудольфовна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

lena_medvedeva20@mail.ru

 

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную деятельность.

Актуальность статьи заключается в том, что творчество всегда привлекало внимание многих ученых, как психологов, так и философов, педагогов. Этим вопросом занимались В. И. Андреев, М. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, Ю. Л. Львова, С. О. Сысоева и др. Творчество рассматривается как деятельность, как процесс, как отношение человека к миру, как особое состояние сознания. Проблема творчества также является актуальной для современности, а именно в вопросе развития творческой личноcти как учителя, так и ученика. Поэтому творчество и педагогическое творчество требуют тщательного изучения со стороны ученых, студентов, а также самих учителей.

Цель статьи – раскрыть понятия «творчествo», «педагогическое творчество» и определить место творчества в развитии личности будущего учителя.

Тайна феномена творчества уходит своими корнями во времена становления и развития человеческих знаний, культуры, цивилизации. Первые подходы к изучению творчества можно найти в работах философов Древней Греции. Очень интересная мысль о творчестве была у Платона. Он считал, что в основе творчества лежит «мировая Душа». Он отмечал, что творчество – понятие широкое. Все, что вызывает переход от небытия к бытию – творчество и, таким образом, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех производителей – творцами. Также Платон выделял два вида творчества: человеческое и божественное. Божественное творчество состоит в создании вечных ценностей. Творчество человека зависит от божьей искры, ею определяется и ограничивается временными рамками, проявляется в творческих делах философа, доктора, поэта, ремесленника, государственного служащего и так далее.

В свою очередь, психологи трактуют творчество как сложный психический акт, выражающийся в воплощении и воспроизведении в новой, оригинальной форме данных, находящихся в сознании человека. Это стадия труда, бессознательной работы и вдохновения, в результате которых данные как бы переходят из бессознательной сферы в сознание, а дальше путем различных способностей и навыков, уже присущих человеку, обретают форму в книгах, картинах, научных открытиях, в любых продуктах деятельности, которые представляют собой нечто новое [4].

Украинский педагогический словарь дает следующее определение «творчество – продуктивная человеческая деятельность, способная порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения» [2]. Советский энциклопедический словарь определяет творчество как деятельность, которая порождает что-либо качественно новое, которое отличается своей неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [7].

Творчество – это деятельность, которая создает что-то новое, оригинальное, что потом входит не только в историю развития самой личности творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.

Для любого творчества характерны следующие условия:

1) присутствие противоречия, проблемной ситуации или творческого задания;

2) социальное и личностное значения, прогрессивность;

3) присутствие объективных (социальных, материальных) предпосылок творчеству;

4) присутствие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, творческих способностей личности, позитивной мотивации) предпосылок для творчества;

5) новизна и оригинальность процесса или результата;

6) объективная необходимость творческой деятельности для реального прогресса общества, охват творчеством всех сфер человеческой деятельности.

Результат творчества невозможно предвидеть. В процессе творчества автор вкладывает в материал несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество в педагогической работе определяется в способности учителя быстро и сознательно анализировать педагогическую ситуацию, актуализировать педагогические знания и умения, учитывая специфические условия своей работы, в способности на основе научных знаний точно ориентироваться в сложившейся педагогической ситуации, в умении быстро на нее реагировать и решать педагогические проблемы. Двумя наиболее существенными характеристиками творчества можно назвать новизну и превращение. Творчество в педагогической науке и практике проявляется в эффективном использовании уже созданного опыта в новых условиях, совершенствовании, модернизации известного согласно новым задачам; в умении фантазировать, видеть близкую, среднюю и дальнюю перспективу в работе; в умении развивать идею, реализовать в конкретных условиях, видеть разнообразие решения одной и той же проблемы,  использовать опыт других людей.

Творческая личность – это креативная личность, которая вследствие воздействия внешних факторов приобрела необходимые для актуализации творческого потенциала человека дополнительные мотивы, образование, способности, влияющие на достижение творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности [8, с. 22].

Каждый человек должен совершенствовать навыки творческого мышления и управлять ими, чтобы полностью использовать возможности процесса творчества. Опираясь на исследования С. Сысоевой, можем назвать такие способности: проблемное видение; способности к выдвижению гипотез, способность к выявлению противоречий, умение анализировать, интегрировать и синтезировать информацию; поисково-преобразовательный стиль мышления, способность к межличностному общению, способность к исследовательской деятельности; дивергентность мышления и т. д. Дивергентное мышление – это тип поисково-проблемного стиля мышления, характеризующийся скоростью, гибкостью и оригинальностью.

Творчески одаренный человек, по данным мировой психологии, проявляется наиболее отчетливо в академической, интеллектуальной, двигательной, коммуникативной, художественной сферах деятельности [6, с. 52].

«Стартовой площадкой» успешного обучения и формирования личности является наличие трех составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

1) высокого уровня сформированности элементарных познавательных процессов;

2) высокого уровня активного мышления;

3) высокого уровня организованности и целеустремленности познавательных процессов [3, с. 37].

Постоянно стимулируется и творческая деятельность студентов, которая проявляется как во время обучения, в работе различных студенческих организаций (Студенческая Коллегия, Студенческое Общество, Студенческое Братство) [1, с. 167].

Творчество играет важную роль в профессионализме педагога, но в педагогике так же существует определение «педагогическое творчества». Педагогическое творчество – оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими целенаправленными наблюдениями, использованием педагогического эксперимента, передового опыта. Педагогическое творчество касается разных сторон деятельности учителя – проведение уроков, работы по организации коллектива учеников соответственно их возрастным и индивидуальным особенностям, проектирования личности ученика, разработки стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального всестороннего выполнения заданий [2, с. 326].

Педагогическое творчество учителя связано с решением противоречий, проблемных ситуаций в присутствии объективных (социальных, материальных) и субъективных (знания, умения, профессиональные навыки, творческие способности, мотивация) условий творчества. Педагогическое творчество жестко ограничено временем. Очень часто учитель не может предусмотреть все наперед. В то же время он не может ждать пока придет «озарение», ему необходимо быстро принимать решения, часто без логической обоснованности, полагаясь только на интуицию. Принятие такого решения зависит от опыта, знаний, умений, педагогического мастерства, творческого подхода к профессиональной деятельности. Таким образом, можно выделить следующие специфические признаки педагогического творчества учителя:

1. Субъектами взаимодействия являются личность ученика и личность учителя, которые находятся в постоянном развитии.

2. Сотворческий характер субъектов педагогического процесса.

3. Возможность постоянной субъективной новизны и оригинальности процесса и результата.

4. Ограниченность творческой деятельности  субъектов учебно-воспитательного процесса временем.

5. Влияние на педагогическое творчество учителя многих факторов, которые трудно предугадать.

Первой предпосылкой педагогического творчества является научная эрудиция. Второй – практическая деятельность учебно-воспитательного характера. Успех такой деятельности зависит от догадок, находок, выводов на основе собственных наблюдений учителя.  Понятно, что эти источники доступны для каждого учителя, но сами эти источники не приходят. Чтобы получить их, необходимы собственные усилия учителя, его стремление к творчеству.

Подводя итог, можно сказать, что творчество – это вид человеческой деятельности, с помощью которой человек создает нечто новое, оригинальное, которое  входит в историю развития как личности самого творца, так и в историю развития общества. Творчество является универсальным механизмом, ведущим к развитию, оно охватывает всю нашу жизнь, через творчество человек познает себя и окружающий мир, меняется сам и меняет мир. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. В педагогическом процессе творчество проявляется не только со стороны ученика, но и со стороны учителя. И именно творчество учителя играет более важную роль, поэтому именно от творческой работы учителя зависит творческое развитие его учеников. Педагогическое творчество – оригинальный и высокоэффективный поход учителя к учебно-воспитательному процессу, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Педагогическое творчество учителя ограничено во времени, поэтому в решении проблем учитель полагается только на свой опыт, знания, умения, педагогическое мастерство и творческий подход к самой педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барно О. М. Формування фахівців нового покоління / О. М. Барно. Кіровоград, 2006. 251с.

2. Гончаренко С. Украинский педагогический словарь / С. Гончаренко. – К. : Лыбидь, 1997. – 374 с.

3. Дараган О. Розвитку мислительної активності сприяє психолог / О. Дараган // Рідна школа.1997. С. 37.

4. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.

5. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Наука, 1978. – 80 с.

6. Психология индивидуальных различий : Тесты. М.,1982.

7. Советский энциклопедический словарь. – М., 1985. – 1306 с.

8. Сисоєва С. О. Основи педагогічної творчості вчителя : навч. посіб. / С. О. Сисоєва. К. : ІСДОУ,1994.112 с.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (19.02.2017) | Автор: Медведева Елена Рудольфовна E
Просмотров: 533 | Комментарии: 1 | Теги: студент, педагогическое творчество, творческий процесс, Творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 09:12, 20.02.2017
Творчество, еще раз творчество.
avatar