Главная » Статьи » секция 1

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Усачев Вадим Анатольевич

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк

avecesar@mail.ru

 

Усачева Галина Михайловна

ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при главе Донецкой Народной Республики», г. Донецк

avecesar@mail.ru

 

Вопрос формирования гуманистического мировоззрения выполняет особую роль в истории мирового развития, так как он помогает человеку определиться в жизни, найти свое место в социуме и дает определенную надежду на будущее. Одним из способов спасения человечества от духовной и нравственной катастрофы, по мнению академика Д. С. Лихачева, является гуманизм, то есть то, что объединяло и объединяет всех людей на планете, помогает им существовать и развиваться. Вопрос гуманистического мировоззрения имеют приоритетное значение для дальнейшего социального развития человечества.

Целью данной статьи является раскрытие понятия гуманистического мировоззрения с точки зрения философии и психологии, формирование его в процессе исторического развития человечества, обращение к основам мировоззрения, являющимися предпосылками развития личностных ориентиров нового поколения.

Феномен мировоззрения всегда привлекал к себе внимание философов разных времен. Данный феномен исследовали Платон, Сократ, Плутарх, которые понимали мир как философию этики, добродетели, мистики, космоса, прекрасного. Античные философы использовали феномен мифа, которой имел две противоположные и противодействующие формы - добро и зло.  Сущность мировоззрения составляла яркая индивидуальность личности, конкретного субъекта. Ретроспективный анализ показывает, что определенные сдвиги в понимании дефиниции мировоззрения связанные с любыми изменениями в социальной структуре общества, его идейными и другими ориентирами. Так, с появлением христианства понятие мира отождествлялось с Богом как выше умственной силой. В эпоху Возрождения в центре внимания философов появилась идея прекрасного, эстетического в понимании действительности, доминирует над нравственными и научными представлениями. Мировоззренческие принципы эпохи Возрождения основывались на антропоцентризм, основу которого составляло познания целесообразности природы и эмпирического опыта. Дальнейшее наполнение понятия мировоззрения новым содержанием сопряжено с развитием двух противоположных философских направлений - материалистического и идеалистического, что отразилось на его понимании. С этого времени проблемы соотношения науки и человеческого сознания в познании мира, а также места, которое человек занимает в этом мире, становятся центральными в западноевропейской философии. Представителями этой философии были Р. Декарт, Э. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и другие. Так, И. Кант пришел к выводу, что основным и единственным средством познания, не зависящим от ощущений и к миру личности, является мировоззрение. Развивая концепцию Декарта о роли самосознания в мировоззренческой направленности личности и трансцендентальности акта «Я осознаю», Кант рассматривал мировоззрение как основную составляющую процесса мышления [1, с. 528]. Гегель же, рассматривая проблему становления человека к миру, считал, что мир возникает как непреднамеренный продукт деятельности людей, имеет конкретную цель и осознается индивидом [2, с. 354].

Определенный вклад в разработку теории мировоззрения сделал М. Хайдеггер. Он рассматривал мировоззрение как жизненную позицию человека [3, с. 167]. Несколько иной подход к решению данной проблемы внесли российские философы религиозно-экзистенционального направлении (Н. Бердяев, В. Соловьев, П. Флоренский и другие). Их понимание мировоззрения определяется как устремленность к Богу, к Космосу. Этика и мораль предстают как, неразрывно связанные с формами мировоззрения [4, с. 25]. А. Ф. Лосев рассматривал мир как мир эйдосов, смыслов, находящихся в постоянном движении и диалектике. Изменение эйдоса приводит к инобытию, существованию в чем-то другом. В философии А. Ф. Лосева сочетались такие понятия как сущность, миф, символ, личность, имя [5, с. 944].

Современное общее философское осмысление мировоззрения имеет ряд существенных признаков. Этой проблеме посвящено большинство исследований представителей киевской философской школы (В. Быстрицкий, С. Крымский, М. Попович, В. Шинкарук, А. Яценко и другие). Именно в их трудах рассматриваются различные формы и средства духовно-практического освоения мира, оказываются в мировоззрении, знаниях и вере, в искусстве и культуре. Отныне мировоззрение трактуется не только как совокупность философских, политических, правовых, религиозных, этических и эстетических взглядов на мир, но и как средство творческого отношения человека к миру и осмысления своего места в нем [6, с. 83]. Такое понятие связано с ориентацией, направленные на восстановление системы ценностей общественного бытия, в центре которого перебивает человек.

С точки зрения современной психологии, мировоззрение каждой личности рассматривается как образ мира, который сознательно выстраивает человек, осуществляя ее процессы познавательную деятельность. В этом смысле мировоззрение приобретает признаки обобщенного образа мира и себя в нем и рассматривается как совокупность взглядов на мир, насыщенные личностным смыслом и отражают принадлежность индивида к определенной культуре [7, с. 92]. Личность с помощью сознания выходит за пределы непосредственно своей культуры, к тому же она самостоятельно создает собственную систему представлений о мире и своем месте в нем. Личность обладает способностью не только отражать явления и предметы окружающей среды, но и в определенной степени преобразовывать мир. Своей позицией личность заявляет о себе, выходит за пределы своего субъективного «Я», открывает новые перспективы, преподносит себя [7, с. 98]. Именно личность способна проникать в сущность бытия, творить собственную философию, самоутверждаться, определять цели своей повседневной деятельности. При этом образ мира, поиск своего места в нем согласно собственному пониманию морали воплощаются в содержании деятельности и регулируют ее. Как же воспроизводится мир и отношение к миру в сознании человека? Концентрированным проявлением присутствия и осуществления этого в пределах человеческой субъективности, по определению В. Г. Нестеренко, есть мнение, что рассматривается как общественная форма самосознания человека [8, с. 77]. Мировоззрение имеет компонентную структуру, ее образуют различные формы духовного постижения мира, характерные для человека: чувства, знания, ценностные ориентации, идеалы, убеждения и предпочтения тому подобное. Мировоззрение, с точки зрения В. А. Сухомлинского, является не только система взглядов на мир, но и субъективное состояние личности, которое проявляется в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности. В данном мироощущении можно определить единство сознания, взглядов и предпочтений. Становление мировоззрения происходит тогда, когда познание является в то же время и осознанием окружающей общественной жизни.

Важной составляющей мировоззрения являются ценностные личности, благодаря которым мировоззрение в своем проявлении приобретает духовно-практического характера. Любые проявления реального мира оцениваются согласно представлениям о добре и зле, о прекрасном и безобразном, истинное и ложное, справедливое и несправедливое. Ценности облегчают ориентацию человека в мире. Главным здесь является то, что ценности невозможным определенный выбор как средство приобщения человека к миру.

Существенным компонентом мировоззрения является убеждение, что выступают как составляющая самосознания человека. Они составляют неотъемлемую часть внутреннего мира человека, имеют императивный характер, определяют направление и характер действия. Убеждение является концентрированным выражением духовно-практической сущности мировоззрения. Уровнями формирования мировоззрения, становление к миру является мироощущение, мировосприятие, миропонимание. На первом уровне – мироощущение - мировоззрение оказывается на уровне чувственно-эмоциональной сферы как переживания, общее духовное состояние человека, что свидетельствует об активности или пассивности, доверие или недоверие в отношении к жизни, к прошлому и будущему и тому подобное. На уровне мировосприятия преобладает образное отражение действительности, пространственно-временное представление о мире. По своему мировосприятию человек выбирает определенную форму поведения. На уровне миропонимания происходит целостное представление картины мира, осуществляется активная мыслительная деятельность на уровне индукции и дедукции. Общая структура мировоззрения воспроизводит динамическую сущность его духовно-практической природы. Главным функциональным назначением мировоззрения становится изменение мира с помощью мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Изменение мироощущения происходит, прежде всего, в форме духовных чувств. Таковыми являются любовь к Родине, своего народа, к свободе, прогрессу и тому подобное. Такие чувства как вера, надежда, любовь, ярко воплощают преобразующую природу мировоззрения. Для понимания сущности и содержания основ гуманистического мировоззрения важно, что личность понимает жизненные ситуации согласно собственному видению мира. Такая личность исследует ситуацию и саму себя, соотносит их между собой, стремится найти их оптимальное сочетание [9, с. 15].

В мировой педагогической теории последнего времени отмечается, что воспитательный и обучающий процесс не должен подчиняться любым взглядам, вкусам определенной группы людей, стоящих у власти. Воспитание должно строиться на высших интересах и ценностях, характерных человечеству во все времена. Такой основой всей системы воспитания стали принципы гуманизма. Гуманизм понимается как высокое качество современного человека, как человечность, любовь к людям, как высокий уровень терпимости, толерантности, как уважение к личности. В педагогике гуманизм определяется как система ценностных ориентаций, в центре которой - признание человека как высшей ценности. С точки зрения современных теорий воспитания, гуманизм – это совокупность идей и ценностей, в частности [10, с. 307]. Гуманизм является определенной суммой общечеловеческих ценностей, обычных этических, правовых и иных норм поведения. Их перечень знакомый практически каждому из нас. Он включает такие конкретные проявления человечности, как доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, терпимость, порядочность, солидарность и другие. Сложнее дело обстоит с характеристиками основ гуманизма как мировоззрения и явления общественной и культурной жизни. В них должны фиксироваться суть человека, его взаимосвязи с обществом и природой.

Фундаментальными чертами гуманистического мировоззрения являются:

а) гуманизм – это мировоззрение, в центре которого идея человека как высшей ценности и приоритетной по отношению к себе реальности в ряду всех других материальных и духовных ценностей;

б) гуманисты, следовательно, утверждают равноправия человека как материально-духовного существа по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем другим, известным или еще не известным ему реальностям и существам;

в) гуманисты допускают возможность генезиса, эволюционного порождение, создание или творение человека, но они отвергают редукцию, то есть сведения сути человека к бесчеловечному и безличного: природе, обществу, небытию, неизвестности и т. д. Суть человека заключается в том, что она находится и реализуемой им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует;

г) гуманизм, таким образом, это собственно человеческий, светский и мирской мнение, что выражает достоинство личности, ее снаружи относительную, но внутренне абсолютную неуклонно прогрессирующую самостоятельность, самодостаточность и равноправия перед лицом всех других реальностей, известных и неизвестных существ окружающей ее действительности;

д) гуманизм – это современная форма реалистической психологии и мироощущения человека, включая рациональность, критичность, скептицизм, стоицизм, трагизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение;

е) гуманизму свойственна уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей;

е) гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикальных внутренних трансформаций перед лицом изменений и новых перспектив человека и его мира;

ж) гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Они убеждены в возможности все более успешного и надежного обуздания негативных качеств человеческого существа в ходе поступательного развития мировой цивилизации;

з) и как социально-духовное явление гуманизм – это стремление людей достичь возможно более зрелой самосознания, содержание которой составляют общепринятые гуманистические принципы, и практиковать их на благо всего общества. Гуманизм является осознанием имеющейся гуманности, то есть соответствующих качеств, потребностей, ценностей, принципов и норм сознания, психологии и образа жизни реальных слоев любого современного общества;

к) гуманизм не является и не должен быть идеологией или какой-либо партийно-политической программой, то есть общественной идейной течением и структурой, организующей, мобилизующей и направляющей людей к достижению определенных политических или иных целей, связанных с господством и властью части людей над остальными членами национальной или мирового сообщества. Вместе с тем, задача гуманизма – прояснить и очертить плюрализм общечеловеческих политических ценностей, общую основу политических доктрин и движений. Тем самым он способен выполнять  коммуникативно-интеграционную, координирующую и согласительную функцию в диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе.

Подход к образовательному процессу с позиций общечеловеческих ценностей определяет его деидеологизацию, уход от навязывания позиций, установок, предпочтений, акцентирование внимания на духовном, нравственном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности, побуждение его к усвоению достижений культуры.

Общечеловеческие ценности являются трансцендентными, имеющими абсолютный характер, то есть вечными. С точки зрения религии, они имеют божественную природу. Для неверующих они являются олицетворением многовековых традиций, стремлений человечества к миру, согласию, к господству доверия и любви, честности и благородства в мире. Система гуманистических ценностей не является абстрактной совокупностью обобщенных космополитических ценностей. У каждого народа, каждой нации они воплощаются своеобразно. Это зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, нации, ее религиозных тенденций, типа цивилизации и формирования нации. То есть общечеловеческое всегда оказаться в конкретном человеке. Каждый же человек является гражданином определенного государства, относится к той или иной нации, народу.

В. И. Дзюба, А. П. Степанов подчеркивают в гуманизме ориентацию на запросы и потребности человека, стремление людей к счастью, совершенства [11, с. 448]. Современная педагогика, переживающей тяжелый, однако достаточно перспективный период перестройки, определяет в зависимости от содержания, пять составляющих отечественного воспитания: нравственное, что вытекает из потребностей общечеловеческого жизни; национальное, что вытекает из потребностей жизни; общественное, что вытекает из потребностей демократического общества; семейное, что вытекает из потребностей создания семьи; личностное, что вытекает из потребностей отдельного человека [12, с. 89].

Онтологический подход позволяет рассматривать мировоззрение как соотношение «человек-мир», «человек-мир человека». Но мир – это не просто совокупность вещей, окружающих человека. Мир является реальностью, которая выделена и объединенная в целостность определенным смыслом. В отличие от ощущения, восприятия, представлений, в виде психической образов отражают отдельные свойства предметов, образы окружающего мира, смысл имеет жизненно-практический характер, обращенный к сущности человека, способствует целостному утверждению ее природы и объединяет индивида с фундаментальными структурами бытия [13, с. 194]. Человек не выбирает мир, в котором живет. Ее мир – это родина, родители, друзья, собственные наклонности и способности, потребности и интересы. Человек всегда стоит перед выбором, как жить в мире, которым выстраивать свое отношение к нему, находит смысл своего бытия в труде, познании, в своих увлечениях и интересах. Все это станет основой для создания определенного мира.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что понятие мировоззрения значительно расширяется и обогащается. Появляются понятия «научного», «духовного», «морального», «религиозного», «гуманистического» мировоззрения. В то же время характер взаимодействия «человек - мир» в определенной степени соответствует географические, исторические, культурные особенности условий жизни человека, уровень его развитости. Тип отношения к миру характерно для конкретного типа культуры, приобретает воплощение в системе ценностей, в приоритетных для конкретного сообщества обычаях и традициях, в образе жизни, искусстве, народном творчестве. На формирование мировоззрения достаточно сильно влияние национальных и культурных условий жизни. В зависимости от географических, исторических и культурных условий привлечения человека к миру, в структуре его отношение к миру закрепляются те или иные смысловые акценты. Различные способы жизнь, воплощаясь в обычаях, традициях, характерных особенностях жизни, порождают разнообразие культур и образов жизни. И приоритетными факторами, которые влияют на становление основ гуманистического мировоззрения человека, являются особенности самобытной культуры, которая уходят в глубину тысячелетий, народные традиции и обряды, которые являются носителями национальной ментальности и народное творчество, среди которого, в первую очередь, нужно выделить творчество языковое, без которого невозможно развитие и образование современного общества. Развитие достойного гуманистического мировоззрения, развитие в себе лучшего, что существует в мире, будет равно всем ценностям мира. На такой основе развития позитивно решаются все мировоззренческие вопросы, будь то философские, политические или нравственные, вопросы воспитания и  вопросы образования в современном мире.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бердяев Н. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н. Бердяев. М., 1990. С. 25.

  2. Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е. К. Быстрицкий. М. : Научная мысль, 1991. – С. 89.

  3. Гегель Г. В. Ф. Философия духа / Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1977. Т. С. 354.

  4. Дзюба В. И. Восхождение к гуманизму / В. И. Дзюба, А. П. Степанов. М. : Просвещение, 1997. – С. 448.

  5. Кант И. Основы метафизики нравственности; Критика практического разума; Методика нравов [перевод] / Иммануил Кант. СПб. : Наука, М., 199 С. 528.

  6. Крымский С. Восприняв сердцем, достигнув умом / С. Крымский // Национальные архетипы как воплощение судьбы и исторического опыта народа // Вече. 1993. Август. С. 83.

  7. Коваль Л. Г. Социальная педагогика. Социальная работа : учеб. пособие / Л. Г. Коваль, И. Д. Зверева, С. Г. Хлебник. М.,199 С. 30

  8. Лосев А. Ф. Форма стиль выражение / А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1995. 944 с.

  9. Нестеренко В. Г. Введение в философию: Онтология человека / В. Г. Нестеренко. М. : Абрис, 1995. С.77.

  10. Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. М. : Республика, 1993. С. 167.

  11. Усачев В. А. Культурологічні передумови розвитку гуманістичного світогляду на основі традицій українського національного виховання / В. А. Усачев // Наука. Релігія. Суспільство. № 1 (53). Донецьк, 2013. С. 92, 98.

  12. Шинкарчук В. И. Культура и образование: мировоззренческие аспекты / В. И. Шинкарук // Путь образования. 1996. № 1. С. 15.

  13. Психология и педагогика / под ред. А. А. Радугина. М. : Центр, 1999. С. 194.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (15.02.2017) | Автор: Усачев Вадим Анатольевич E
Просмотров: 649 | Комментарии: 1 | Теги: Формирование, развитие, образование, мировоззрение, личность, процесс, гуманизм | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:13, 17.02.2017
Вопрос формирования мировоззрения, процесс гуманизации личности- был и остается наиглавнейшим в работе педагога.
avatar