Главная » Статьи » секция 1 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Андреева Ирина Анатольевна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка Irianna-andreeva@yandex.ru
Каждое новое поколение значимо отличается от предыдущего. Данные различия проявляются во многих вещах, например в одежде, моде, увлечениях, сленге, нормах и правилах поведения. Соответственно, что и ценностные ориентиры современного поколения несколько иные. Ценностные ориентации – динамическое образование, иерархически структурированное, которое претерпевает изменение в ходе жизнедеятельности личности [2]. Многими учеными ценности определяются как обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществить социальный выбор своего поведения в значимых для него ситуациях. Система ценностей предстает в виде внутреннего стержня культуры, отражается в качестве духовной основы в потребностях и интересах индивидов и социальных общностей. Ценностная система оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, являясь одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Представители культурно-исторического подхода впервые рассмотрели ценностную систему общества как основополагающую категорию. Ценности являются и результатом развития общества и проекцией индивидуального опыта, обладая такими признаками, как историчность, иерархичность, способность к модификации [1]. Ценности − это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме и в чем состоит действительное счастье человека [6]. Категория «ценности», «ценностные ориентации» является одной из самых сложных в философии, социологии, психологии, педагогике. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений и ситуации выбора. Так, в педагогике понятие «ценность» раскрывается через мотивы деятельности и поведение, изучение и формирование системы ценностных отношений, анализ целей учебной и социокультурной деятельности [2]. В ценностных ориентациях сосредотачивается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом ценностные ориентации, усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возрастных особенностей индивида. Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с его спецификой. Надо иметь в виду, что ценность и оценка – единый комплекс, где ценность – характеристика оцениваемого, а оценка – установление наличия или отсутствия ценности. На различия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обусловливает сложность и неоднозначность их ориентации, придает им мозаичность, фрагментарность [4]. Формирование ценностей, ценностных ориентаций личности – сложный творческий процесс. И в этом процессе незаменимую роль играет образование. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающим человеком и процессами его стихийной социализации и влияет на предпочтения молодых людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение. Одна из основных задач образования на современном этапе – это воспитать будущее поколение с развитой, сформированной системой ценностных ориентиров, которые соответствовали бы полностью требованиям, предъявляемым государством к своим гражданам. Цели личности и общества сложным образом связаны друг с другом. Образование, дающее индивиду возможность нравственного, культурного, физического развития, должно рассматриваться личностью как высшее благо. Особенно важным в процессе формирования ценностных ориентаций является юношеский возраст, а особенно период студенчества, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Формирование ценностных ориентаций – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Одним из системообразующих факторов является образовательная среда, в содержании которой заключена система ценностей, передаваемая студентам в период обучения. Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 795 | | |
Всего комментариев: 0 | |