Главная » Статьи » секция 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Андреева Ирина Анатольевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

Irianna-andreeva@yandex.ru

 

Каждое новое поколение значимо отличается от предыдущего. Данные различия проявляются во многих вещах, например в одежде, моде, увлечениях, сленге, нормах и правилах поведения. Соответственно, что и ценностные ориентиры современного поколения несколько иные.

Ценностные ориентации – динамическое образование, иерархически структурированное, которое претерпевает изменение в ходе жизнедеятельности личности [2].

Многими учеными ценности определяются как обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществить социальный выбор своего поведения в значимых для него ситуациях. Система ценностей предстает в виде внутреннего стержня культуры, отражается в качестве духовной основы в потребностях и интересах индивидов и социальных общностей. Ценностная система оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности, являясь одним из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов. Представители культурно-исторического подхода впервые рассмотрели ценностную систему общества как основополагающую категорию. Ценности являются и результатом развития общества и проекцией индивидуального опыта, обладая такими признаками, как историчность, иерархичность, способность к модификации [1].

Ценности − это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала. Именно разработка теории ценностей жизни позволит ответить на многие вопросы воспитательного характера: о смысле жизни, ее подлинных и ложных ценностях, о жизненном оптимизме и в чем состоит действительное счастье человека [6].

Категория «ценности», «ценностные ориентации» является одной из самых сложных в философии, социологии, психологии, педагогике. Ценности выступают основанием для осмысления, познания и конструирования целостного образа социального мира, для регуляции человеческого поведения во всех его проявлениях при принятии решений и ситуации выбора.

Так, в педагогике понятие «ценность» раскрывается через мотивы деятельности и поведение, изучение и формирование системы ценностных отношений, анализ целей учебной и социокультурной деятельности [2].

В ценностных ориентациях сосредотачивается весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. В соответствии с этим принципом ценностные ориентации, усваиваемые в ходе формирования личности, служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, возникающие потребности и актуальное поведение. Формирование и развитие ценностных ориентаций – это сложный многоступенчатый процесс, зависимый, в частности, от возрастных особенностей индивида.

Ценностные предпочтения фиксируют акт избирательного отношения к окружающей действительности и связаны с его спецификой. Надо иметь в виду, что ценность и оценка – единый комплекс, где ценность – характеристика оцениваемого, а оценка – установление наличия или отсутствия ценности. На различия в ценностных предпочтениях могут влиять разнообразные общественные, групповые, индивидуальные факторы, что обусловливает сложность и неоднозначность их ориентации, придает им мозаичность, фрагментарность [4].

Формирование ценностей, ценностных ориентаций личности – сложный творческий процесс. И в этом процессе незаменимую роль играет образование. Оно находится в динамическом взаимодействии с развивающим человеком и процессами его стихийной социализации и влияет на предпочтения молодых людей в выборе жизненно важных ценностей, на их самоопределение.

Одна из основных задач образования на современном этапе  – это воспитать будущее поколение с развитой, сформированной системой ценностных ориентиров, которые соответствовали бы полностью требованиям, предъявляемым государством к своим гражданам. Цели личности и общества сложным образом связаны друг с другом. Образование, дающее индивиду возможность нравственного, культурного, физического развития, должно рассматриваться личностью как высшее благо.

Особенно важным в процессе формирования ценностных ориентаций является юношеский возраст, а особенно период студенчества, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Формирование ценностных ориентаций – длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Одним из системообразующих факторов является образовательная среда, в содержании которой заключена система ценностей, передаваемая студентам в период обучения.

 Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентаций выступают индивидуально-типологические особенности протекания психических процессов и прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующих в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей. Сформированные в систему, ценностные ориентации во многом определяют личностную особенность индивида во всех областях человеческой деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Величко Е. В. Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа / Е. В. Величко // Молодой ученый. − 2011. − № 12. − Т.2. − С. 51-54.

  2. Петров А. В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А. В. Петров //Социологические исследования. –  2008. – № 2. – С. 84.

  3. Раитина М. С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии   личности: [Электронный ресурс] / М. С. Раитина // Научный электронный архив. – Режим доступа : http://econf.rae.ru/article/5159.

  4. Федякшина А. Е. Эрих Фромм об экзистенциальных потребностях человека / А. Е. Федякшина // Сумма философии. Вып. 6. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. −  2006. − С. 174-176.

  5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности : Пер. с англ. / Э. Фромм. – М., 1994. – 447 с.

  6. Щербакова В. П. Трансформация ценностных молодежи как показатель ее социальной адаптации / В. П. Щербакова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. −  2013. − № 3-1.− С. 220-230.

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (27.02.2017) | Автор: Андреева Ирина Анатольевна E
Просмотров: 706 | Теги: Ценностные ориентации, направленность личности, современные молодые люди | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar