Главная » Статьи » секция 1

ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

 

Ковалёва Антонина Валериевна, Марусенко Елена Андреевна, Алябьева Екатерина Васильевна

ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени  Тараса Шевченко» г. Луганск

tosikkov@yandex.ru

 

Среди отличительных черт современной действительности можно выделить динамизм и нестандартность человеческих отношений, как в быту, так и в других сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности, в бизнесе. Наше будущее зависит от осознанности нами настоящего. Существует совокупность философских, психологических, педагогических идей, которые способны стать основой создания концепции личностного саморазвития студентов. Идеи саморазвития личности опираются на философское понимание миссии человека в мире, связаны с отношением к человеку как цели самоценности. Для понимания особенностей саморазвития личности в студенческий период ценными в свете нашего исследования являются идеи о роли свободы личности в активизации ее саморазвития, причем исключительную важность мы придаем вопросу внутренней свободы, благодаря которой человек развивается,  самореализуется в своем человеческом предназначении, достижении своей целостности. Для личностного саморазвития необходимо осознание смыслов, жизненной цели, идеалов, способов деятельности, которые актуализируют процессы познания и общения. Саморазвитие личности осуществляется в контексте культуры, которая стимулирует этот процесс, придает ценность жизни, обуславливает совершенствование личности. Личностнообразующая функция культуры охватывает пространство личностного саморазвития и выступает в качестве движущей силы этого процесса изнутри детерминируя личностный рост. В настоящее время ощущается настоятельная необходимость разработки единой научной теории самоопределения в подростковом и юношеском возрастах Проблема саморазвития и самосознания активно освещена как в отечественной  так и в зарубежной литературе. В зарубежной психологии саморазвитие связано с бессознательным, самоактуализацией личности в социальном пространстве. Психологи рассматривают самореализацию как механизм приспособления и адаптации личности к нормам общества. В этом процессе, по мнению Ж. Пиаже, усматривается «факт собственного уникального неповторимого существования. Саморазвитие личности рассматривается с точки зрения самости и сознательного эго как «центр тотальной, беспредельной и неподдающейся определению психической личности» (К. Юнг); как потребность человека устанавливать более эффективные отношения с окружающим миром (К. Роджерс); как механизм адаптации и конструирования личности, позволяющий ей жить в согласии с принятыми в обществе нормами (А. Маслоу); как способность личности самоидентифицироваться, приводить к становлению целостной картины самосознания и приобретать новое качество мышления (Ж. Пиаже, Э. Эриксон). В отечественной науке проблема саморазвития выступает центральной идеей гуманистического образования, в основе которой утверждается самость человека, его суверенное право на выбор направления развития, цели и ценности жизни (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, А. Л. Лурия, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Е. Н. Шиянов, Д. Б. Эльконин и др.).

Цель данной статьи показать особенности саморазвития современных студентов. Саморазвитие человека есть стержень процесса его становления, механизм обретения человеком своей сущности. Человек, способный к саморазвитию, инициирует не только сам процесс, но и человеческую общность. Саморазвитие на основе ряда философских концепций может быть понято как духовно-практическое самопреобразование с целью полноты индивидуального самовыражения и социального служения (H. A. Бердяев, М. К. Мамардашвили, B. C. Соловьев, С. Л. Франк и др.), как самоусовершенствование, представляющее специальную духовную деятельность личности, направленную на внутреннее облагораживание себя (С. Кьеркегор, М. Н. Кузьмин, JI. H. Лобковиц, Л. Н. Толстой, П. Д. Успенский, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Смыслы личностного саморазвития как «восхождения к себе» представлены в философской концепции Ф. Ницше, утверждающего уникальность человека, подчеркивающего единственность пути его становления, считающего индивидуальность человека главной ценностью, которую должно усиливать посредством постоянного самоутверждения. Анализ работ Е. Е. Сапоговой, Е. И. Туревской, А. А. Бодалева, В. Франкла, С. Л. Франка помогает нам понять саморазвитие как осознание, обретение личностью смысла жизни путем самореализации себя в общезначимой творческой деятельности. Раскрытию потенциальных возможностей юношеского возраста, особенно сензитивного для личностного саморазвития, способствовали работы К. А. Абульхановой-Славской, Э. Берна, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Э. Эриксона и других. Каждый знает, что юность – определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Но каковы хронологические границы и содержательные признаки этого периода? Возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», а «подросток» как «дитя на подросте», около 14-15 лет. Л. Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юностью считает 15-летие. Между тем герою романа Ф. М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет [1, c. 5-6]. Образы юности в разных культурах и временах существенно различны, так, античные и средневековые авторы обычно ассоциируют юность с расцветом силы и воинской доблести, но одновременно – с необузданностью и интеллектуальной незрелостью. В тех условиях  молодой человек имел мало возможностей для самоопределения, от него требовали прежде всего послушания и почтения. В новое время, особенно со второй половины XVIII века положение изменилось. Ускорение темпа общественного развития, ослабление влияния родительской семьи, расширение диапазона индивидуального выбора профессии, стиля жизни и т. д. способствовали появлению нового образа юности, подчеркивающего момент сознательного самоопределения [3, с. 350]. Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости [2, c. 651].

Человек – принципиально незавершенное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное и вынуждаемое делать выбор. Для образования эта идея имеет принципиальное значение. Образование – это, прежде всего, развитие и саморазвитие [5, c. 10]. Сознание – это первично осознание объективного мира; самый психический процесс, в результате которого осознается объект, не является тем самым тоже осознанным. Осознание психических процессов и явлений совершается опосредствованно, через их соотнесение с объективным миром [4, c. 209]. В процессе развития психика достигает такого уровня, когда внешнее управление человеком, осуществляемое окружающей его социальной средой, должно «поделиться» значительной частью своих функций с управлением «изнутри» самого человека. Иными словами, «бразды правления» сами собой перекладываются на самоуправление. Но любое управление не может осуществляться без знания управляемого объекта. Нельзя управлять тем, чего не знаешь. Вот самоуправление и требует знаний самого себя, т.е. самосознания [7, c. 304-305]. Становление личности предполагает осознание ею самой себя в тех или иных проявлениях своего бытия как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Это проявляется в факте именования себя «я». Поэтому феномен «я» есть центральный пункт формирования личности и её структуры. В известном смысле можно утверждать: личность – это и есть «я» или прежде всего «я». Поэтому в преобладающей части теории антропогенеза при обозначении личности оперируют именно таким определением [6, c. 58]. Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело – самосознание, осознание своего «Я».  Оно есть результат, продукт становления человека как личности» [7, c. 307]. Образ «я», или концепция «я», впервые возникая на каком-то этапе детства, затем совершенствуется, вероятно, в течение всей жизни. Исходным побудительным стимулом образования того или иного представления о самом себе являются определенные требования, предъявляемые к ребенку со стороны родителей. Стремясь быть таким, каким требуют быть родители и окружающие ребенка близкие люди, он, естественно, должен постоянно ставить перед собой вопрос «а каков я есть?» и на основании этого корректировать своё поведение. В дальнейшем экспектации (требования, ожидания) такого рода усложняются, разнообразятся как по своему содержанию, так и по числу агентов взаимодействия, от которых исходят эти экспектации. Между образом «я», формирующимся под влиянием взаимодействия с другими людьми, и самим процессом этого взаимодействия вклинивается новый феномен – отраженное «я». Формирование образа «я» не может не зависеть от отраженного «я», но роль последнего у разных людей различна. Полная зависимость образа «я» от компонентов, составляющих отраженное «я», означала бы невозможность иметь истинный, адекватный образ «я», его полную зависимость от экспектаций социальной среды и ее реакций на поведение индивида. Другой вариантэто полная независимость образа «я». В таком случае мы имеем  эгоцентризм и отсутствие способности, обозначаемой здесь  термином «реципрокность». Эгоцентрическая установка состоит в таком представлении, когда центром мира оказывается собственное «я» и всё существует ради этого «я».  Допустимость другой точки зрения, другой жизненной установки, столь же очевидной, самоценной и вполне законной, как моя точка зрения, отрицается, не может быть мыслимой. Это и есть отсутствие реципрокности [6, c. 59].

Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития определяются в конфликте между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (то есть такими которые не соответствуют новым требованиям) возможностями их удовлетворения. Преодоление конфликтов в деятельности через овладение соответствующими способами ее исполнения (умениями, способами, приемами, знаниями) ведет к развитию и составляет его суть [10, c. 57]. В. И. Слободчиков считает саморазвитие краеугольным камнем образования и ведущей его ценностью. Саморазвитие человека есть стержень процесса его становления, механизм обретения человеком своей сущности. Человек, способный к саморазвитию, инициирует не только сам процесс, но и человеческую общность [9, c. 49].

Физическое и психическое созревание молодого человека  и его выход в самостоятельную жизнь сводят к минимуму возможности его воспитания другими людьми – и родителями, и учителями. С этих пор перед интеллектуально развитыми юношей и девушкой встает вопрос о необходимости дальнейшего формирования своего духовного мира по собственной программе и собственными усилиями [8, c. 319].

Слово «студент» – латинского происхождения, в переводе на русский язык означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне – психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности данного индивида, его психических процессов и состояний;

2) с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и так далее;

3) с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, рост, черты лица, цвет кожи, глаз, и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни. Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией – с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений. В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности [2, c. 649-650].

В нашем исследовании по особенностям саморазвития представителей современного студенчества приняли участие 85 респондентов. В результате исследования были выявлены следующие данные. По итогам анкетирования активное саморазвитие свойственно 40% испытуемых, в то же время у 60% отсутствует сложившаяся система представлений о саморазвитии. По итогам методики Куна «Кто я?» студентов с наличием перспективного «я» выявилось еще меньше, всего 33%.

Cмысл жизни – это важнейшее новообразование ранней юности. И. Кон отмечает, что именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлющей с учетом ближней и дальней перспективы. Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла. В юности человек стремится к самоопределению. В представленной статье были охарактеризованы процессы развития личности, её сознания и самосознания, в частности представителей студенчества. В статье присутствует ссылка на проведённое исследование по саморазвитию студентов. Данные исследования показывают, что, к сожалению,  большинство  современных студентов не занимаются активным саморазвитием, их развитие зависит в большей степени от внешних условий. Это обуславливает актуальность данной работы, и намечает пути улучшения ситуации.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алишаускене Р. В. Связь ценностных ориентаций студентов с социально-психологическими характеристиками академических групп : автореф. дисс. . канд. психол. наук / Р. В. Алишаускене. JL – 1990. – 22 с.
  2. Ентелис Г. С. Молодое поколение: социальное самочувствие / Г. С. Ентелис // Молодежь России: поколенческий аспект : (по материалам социологических исследований). – М., 1997. – С. 30-37.
  3. Жизненные планы, ценностные ориентации и моральный облик российской молодежи / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова и др. // Вестник РАН. – 1998. – №6.
  4. Зимняя И. А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) / И. А. Зимняя. – М., 2002. – 34 с.
  5. Кон И. С. Психология юношеского возраста : (Проблемы формирования личности) / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1979. – 175 с.
  6. Кагерманьян B. C. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов / B. C. Кагерманьян, Л. И. Боденко // «Организация воспитательной деятельности в вузах», всеросс. конкурс моделей и проектов. – М., 2002. – С. 13-56.
  7. Лисовский В. Т. Опыт сравнительных социальных исследований молодежи / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. – 1998. – №3.
  8. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи как показатель трансформации общества [Электронный ресурс] // Моя библиотека. – Режим доступа : http://mybiblioteka.su/1-43945.html – 08.02.2017.
  9. Пономарев А. В. Внеучебная воспитательная работа со студентами в вузе: организация и управление / А. В. Пономарев // Университетское управление: практика и анализ. 2005. – № 6. – С. 71-76.
  10. Собкин B. C. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности / B. C. Собкин // Magister. – 2005. – № 2. – С. 23-35.
Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (19.02.2017) | Автор: Ковалёва Антонина Валериевна W
Просмотров: 1159 | Комментарии: 1 | Теги: студент, Самосознание, сознание, личность, саморазвитие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 09:14, 20.02.2017
К сожалению, довольно большую часть молодежи уже успели успешно отучить от самостоятельного поиска ответов на свои же вопросы.
avatar