Главная » Статьи » секция 5

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

РОЛЬ ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

 

Карпенко Анастасия Алексеевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

thestaceykarpenko@mail.ru

 

Как известно, процесс обучения и воспитания в школе неразрывно связаны. В то же время, в каждой стране существуют свои особенности организации и реализации этого процесса. У британцев понятия «воспитание», в том смысле, как его трактуют в нашей стране, не существует. Зато понятие «education» (образование) является интегрированным, сочетая обучение и воспитание.

Каждый класс имеет одного или несколько классных руководителей (form tutors). Именно понятия «классный руководитель» в Великобритании не существует, даже переводя form tutors на русский язык, их называют тьюторами. Связано это во многом не с особенностями перевода, а с содержанием работы тьюторов.

В Великобритании большинство учителей средней школы одновременно исполняют роль учителя-предметника и тьютора, выполняя немало функций, среди которых видное место занимает воспитание.

Классный руководитель, как отмечает М. Марленд в предисловии к своей книге «How to be a successful form tutor» («Как быть успешным тьютором»), – это учитель, предметом деятельности которого является ученик [1, c. 123]. Тьютор в школе Великобритании выполняет центральную роль, ведь его работа самая важная. Она нуждается в дипломатичности, толерантности и справедливости, а также в других качествах и талантах. Наличие у тьютора такого потенциала и его использование является залогом того, что его ученики будут воспитанными и всесторонне развитыми [4].

Качественное тьюторство помогает ребенку в течение всего периода обучения в школе получить определенный опыт, тогда как неэффективная работа тьютора не только тормозит развитие учеников, но и может привести к демотивации, деморализации и отчаянию [20].

Хороший тьютор – человек, которому дети доверяют, к которому, в случае необходимости, обращаются за советом. Это подтверждают результаты исследования, которые привил Дж. Аллен в одной из своих работ. В частности, он отметил, что почти четверть подростков, которые не прочь поговорить о личных отношениях с членом школьного коллектива, отметили, что пошли бы с этой целью к классному руководителю [1, c. 141].

В Великобритании деятельность тьютора является разноплановой и меняется в зависимости от человека и школы. Е. Холмс подчеркивает, что почти невозможно определить содержание работы тьютора. Он исполняет роли помощника и преподавателя, «отца» и «друга». При этом тьютора больше всего интересует не то, красиво ли выполнено у ученика домашнее задание, ведь он понимает учебный материал, а его интересует в большей степени сам ребенок [4].

М. Натан в своей книге «Pastoral leadership: A guide to improving your Management skills» («Пасторальное лидерство: справочник по улучшению Ваших навыков управления») выделяет три основные функции тьютора, а именно: ответственность за административную работу, что касается определенного класса (группы); ответственность за хорошее поведение класса (группы); ответственность за пасторальную опеку класса (группы) [2, c. 66].

В современной Великобритании к тьюторам выдвигают немало требований. В частности, Г. Принг отмечает, что они должны воспитывать у своих подопечных: интеллектуальное достоинство (такие умения и способности ума, которые дают точные наблюдения, чистоту мысли, гипотезы, логического аргумента и объяснения); моральное достоинство (адекватное понимание человеческих качеств, таких как скромность, доброта, терпение, щедрость); признаки характера (такие качества, как настойчивость или смелость); социальная компетенция; практические умения (необходимые для реализации социальной компетенции); теоретические знания (понятия, убеждения, принципы, предоставляемые через теоретическое обучение); личные ценности [3, c. 22-24].

Как видим, роль тьютора в средних учебных заведениях Великобритании значима, многопланова и направлена на формирование личности и жизненного опыта воспитанников.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Marland Marland How to be a successful form tutor / Michael Marland, Rick Rogers, Richard Rogers. – L. : Continium, 2004. – 163 p. 

2. Nathan M. Staff Pastoral leadership : [a guide to improving your management skills] / M. Staff Nathan. – L. : Routledge, 2001. – 203 p.

3. Pring Richard Personal and social education in the Curriculum : concepts and content / Richard Pring. – L. : Hodder and Stoughton, 1984. – 184 p.

4. Holmes E. Tutoring / Elizabeth Holmes and Teacher Net’s editorial team [Электронный ресурс] / E. Holmes. – Режим доступа : https://www.gov.uk/government/publications?departments%5B%5D=department-for-education/

Категория: секция 5 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Карпенко Анастасия Алексеевна E
Просмотров: 488 | Комментарии: 1 | Теги: Великобритания, воспитательная работа, тьютор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:21, 17.02.2017
Кое-что можно и нам перенять.
avatar