Главная » Статьи » секция 6 |
ЦЕННОСТНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВОЛОНТЕРСТВА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Делянченко Виталий Николаевич ГОУ ВПО ЛНР "Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко", г. Луганск
Проблема воспитания гуманистических ценностей студенческой молодежи актуализирована глобальными объективными процессами формирования ценностей современного общества, которое, находясь в состоянии общественных реформаций, стремится стать полноправным членом цивилизованного гуманистического содружества. В этих условиях традиционные педагогические подходы и концепции воспитания теряют свою научно-практическую значимость, если при их использовании не учитываются социальный и историко-культурный аспекты развития личности. В таком контексте ведущей образовательно воспитательной парадигмой должна стать идея о воспитании как процессе интериоризации общечеловеческих ценностей, которые являются механизмом интегрирования социализационных и инкультурационных действий в единый педагогический континуум. Его органическую часть составляет студенчество, которое является не только передовым отрядом молодежи, но и, будучи высокообразованной и высококультурной частью общества, становится инновационным резервом и потенциальной элитой общества в целом, что аккумулирует в своих идеях потенциал будущих политических, экономических и культурных преобразований в обществе. Актуальным проблемам волонтерства посвящены диссертационные исследования российских учёных: Е. В. Акимовой [1], Н. В. Маковей [12], В. Р. Каримова [7], и др.; посвящены публикации в научных изданиях: А. В. Воронцовой [5], Р. В. Козубовского [8]. Анализ указанных выше научных исследований проблемы волонтерства дал возможность определить ценность волонтёрской деятельности как добровольного объединения людей, и в частности студенческой молодежи для формирования необходимых качеств будущих специалистов педагогического профиля подготовки. Цель нашей статьи осуществить ценностно-гуманистический анализ волонтерства и показать необходимость привлечения студентов социально-педагогического профиля к волонтерской деятельности в контексте формирования толерантности у студентов вуза. В пользу ценностно-гуманистического характера волонтерства свидетельствует уже само понятие волонтерства. Изначально этот термин обозначал людей, добровольно поступивших на военную службу. Сегодня это явление приобрело общий социально-гуманитарный характер. В проекте Федерального Закона Российской Федерации №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве)» – волонтеры-добровольцы это физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг [15]. Ценностно-гуманистический характер волонтерства подтверждается его историко-феноменологическим анализом. В основу гуманистической идеологии волонтерского движения сначала были заложены те ценности, которые стали фундаментом гуманитарного права, провозглашенного на рубеже XVIII-XIX вв., в нескольких странах как следствие изменений в мировосприятии европейского общества, наметившиеся еще в период Возрождения и получившие свое продолжение в эпоху Просвещения [14, с. 93]. В результате стали возникать разнообразные волонтерские движения. Так, основателем одного из международных волонтерских движений стал английский офицер Роберт Баден-Пауелл, который в 1907 году собрал группу из двадцати ребят и организовал с ними первый в истории детский лагерь. Так возникло скаутское движение. Сегодня скаутинг – это всемирное добровольное негосударственное и неполитичное движение, в котором принимают участие десятки миллионов молодых людей разных социальных групп и культур. Главная его цель – гражданское, духовное интеллектуальное и физическое развитие молодых людей, соблюдения активной целостной личности, которая достигается путем участия скаутов в прогрессивных развивающих программах и гуманистических социальных проектах [2, с. 58]. После Первой мировой войны, в 1920 году во Франции, под Страсбургом, был осуществленный и первый интернациональный волонтерский проект при участии немецкой и французской молодежи под девизом: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». Эта замечательная мысль стала потом девизом общего волонтерского движения. С него и начала свою деятельность Международная общественная служба, которую учредил Пьер Сересоль, в 1920 году, как гуманитарное движение, принцип которой «не говорить, а действовать». В мае 1998 года страны Центральной и Восточной Европы, России, а также несколько стран Азии начали реализацию региональной программы «Инициативы по работе на добровольных началах». Идея программы принадлежит Нью-Йоркскому институту открытого общества, и внедряется она через сеть национальных отделений. Главной целью программы является возобновление движения волонтеров в упомянутых странах как залога общественного общества и необратимости гуманистически-демократических преобразований, увеличения части добровольного труда граждан, направленного на решение конкретных проблем [13, с. 93]. В интересах ценностно-гуманистического характера волонтерства свидетельствуют и нормативно-правовые международные акты. Так, прежде всего отметим, что в одном из основных нормативных актов, принятых 11-м Конгрессом Международной Ассоциации Волонтеров 14 сентября 1990 года, – общей декларации волонтеров, – на международном уровне подано определение содержания и цели волонтерства, в которых четко определенно гуманистическое направление волонтерского движения на индивидуальном и социальном уровнях: – на индивидуальном уровне – во имя уважения человеческого достоинства, признания права индивида, на устраивание собственной жизни и осуществление своих гражданских прав; – на социальном – для решения социальных и экологических проблем, с целью создания более гуманного и справедливого общества при содействии развитии международного сотрудничества [4, с. 4-5] Как гуманистическое качество личности, толерантность формируется только в процессе ценностно-гуманистической образовательной деятельности. Волонтерская деятельность в этом смысле, обладает огромным потенциалом развития. С учетом ведущей гуманистической тенденции развития волонтерства Донецкий городской волонтерский центр продолжает осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях. Основная идея Донецкого городского волонтёрского центра – актуализация процессов, происходящих в обществе. Это процессы гуманитарного обеспечения населения, решения социальных проблем. 26 волонтёрских групп и благотворительных фондов занимаются оказанием гуманитарной помощи при главе ДНР. Налажены связи с Российской Федерацией и международными организациями (Красный Крест) [16]. Очевидно, что в Луганской Народной Республике также необходимо внедрять подобную практику и реализовывать её на государственном уровне. В контексте формирования толерантности у студенческой молодёжи волонтёрская бескорыстная деятельность играет ведущую роль в формировании деятельностного компонента структуры толерантности. Толерантность как интегративное качество личности имеет собственную структуру, которая состоит из трех компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного (познавательного) и конативного (деятельностного). Основное концептуальное положение заключается в том, что мы разрабатываем условия формирования толерантности исходя из социально-педагогической парадигмы феномена толерантности, суть которой, в нашем случае, сводится к тому, что одним из основных факторов формирования толерантности будущих профессионалов социальной работы является наличие специально созданного воспитательного пространства вуза который, прежде всего, способствует формированию мотивационно-ценностного компонента толерантности. Второе концептуальное положение обусловлено принципами синергетики. В нашем случае мы имеем в виду тот факт, что первоисточником всего существующего выступает (в соответствии с современным научным пониманием мира) информация. Наличие информационного поля способствует формированию когнитивной составляющей толерантности. Третье концептуальное положение связано с деятельностной парадигмой, что в нашем случае предусматривает включение будущих социальных работников в такую деятельность, которая бы в максимальной мере способствовала формированию конативного (поведенческого) компонента толерантности. Отмеченный выбор детерминирован рядом следующих определяющих обстоятельств. В социально-психолого-педагогических исследованиях толерантность трактуется как один из основных механизмов регуляции разнообразных отношений внутри общества и создания в нем благоприятной обстановки [10]. Это обусловливает необходимость формирования толерантности любого специалиста, и, прежде всего, такого, который работает в сфере «человек – человек», чья профессиональная деятельность связана с проявлением профессионального долга и этики при предоставлении социальной помощи всем, кто в ней нуждается, регламентированная социальной необходимостью и повышенной ответственностью перед обществом за благополучие клиента социальной работы. Проявление толерантных установок и фиксаций толерантного поведения социального работника определяются сформированностью конкретных умений толерантного взаимодействия с клиентами в процессе непосредственного общения, которое оказывает существенное влияние на расположение клиента к социально-педагогическому воздействию. Отсутствие такой приверженности клиента в значительной степени снижает эффективность социально-педагогической работы с ним. Следовательно, в ходе вузовской профессиональной подготовки толерантных специалистов социально-педагогического профиля ее содержательное наполнение и технологическое обеспечение должно отображать указанные особенности. В отмеченном смысле действенным средством такого содержательного наполнения и технологического обеспечения формирования толерантности будущего социального работника в ходе его профессиональной подготовки выступает волонтерство. Именно в ходе волонтерской деятельности будущий профессионал приобретает толерантность как интегративное личностное качество специалиста, которое выражается в уважении, сочувствии, толерантном отношении к клиентам и их индивидуально-личностным особенностям, обусловленным принадлежностью к разным социальным, этническим и культурным группам; акцептацией и аутентичностью в профессиональном поле коммуникации; критическом понимании социальных явлений, процессов и результатов профессиональной коммуникации, рефлексия которых позволяет выстраивать стратегию толерантного взаимодействия и реализуется в единстве толерантного мышления, поведения, и коммуникации, отсутствие которых приводит к субоптимальной (патологически отклоняющейся) практике. Именно в ходе бескорыстной, добровольной социально-педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки у студентов формируется толерантность, определяющая продуктивность их будущей деятельности (эмпатия; безусловное принятие клиента – акцептация; социокультурная толерантность, естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, в процессе профессионального общения – аутентичность) на основе модели сотрудничества педагога и клиента в социально-педагогическом процессе [9, с. 301-304]. В ходе анализа научных исследований в области волонтерства, в частности волонтерской деятельности в вузе [3] мы пришли к важному для нас выводу о том, что в конативном плане толерантность представляет собой реализованную готовность к осознанным личностным действиям, направленных на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, которые имеют разное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения [12]. Следовательно, будучи инструментальной гуманистической ценностью личности, толерантность входит в качестве одной из структурных составляющих в гуманистическую направленность личности. Соответственно с типологией гуманистических ценностей личности В. А. Кувакина и П. Куртца толерантность оказывается среди моральных ценностей гуманизма, а ее формирование представляется целью поликультурного образования [8]. Итак, краткий анализ ценностно-гуманистического потенциала волонтёрства, волонтёрской деятельности, показал, что именно эта деятельность актуальна в гражданском обществе и играет важную роль в реализации возможных социальных проектов, и в частности формирования толерантности у современной студенческой молодежи. ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 741 | | |
Всего комментариев: 0 | |