Главная » Статьи » секция 2

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

 

Горбатюк Екатерина Юрьевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

english.cathrine@mail.ru

 

Современный уровень развития науки и техники остро требует для создания и реконструкция существующих промышленных производств, применения новых технологий и методов. В связи с этим возросли требования и к профессиональной подготовке специалистов, которых готовит система высшего образования.

Доминирующими качествами современного специалиста являются профессионализм и высокая образованность, формирование которых невозможно без развития творческих способностей.

Проблема развития творчества будущих учителей, являясь актуальной в свете современного образования, была рассмотрена в новом аспекте через проблему развития творческого потенциала личности студента педагогического вуза.

Цель данной статьи – показать развитие творческого потенциала личности будущего учителя.

Установлено, что творческий потенциал личности будущего учителя является единством компонентов креативной и ценностно-смысловой сфер, который в своем развитии, способен изменять границы потенциального и актуального.

Нами было конкретизировано определение творческого потенциала личности будущего учителя.

Творческий потенциал личности будущего учителя представляет собой интегральное образование, отражающее меру возможностей актуализации внутренних ресурсов личности в продуктивной профессиональной деятельности, и характеризуется единством компонентов креативной и ценностно-смысловой сферы [6, с. 12–24].

Долгое время в науке существовала концепция таинственности и непознаваемости творческого процесса изобретателя. Исследователи-психологи вплоть до начала XX века изучали личность изобретателя с целью объяснить процесс решения технических задач с психологической точки зрения, пытались найти в нем необычное, исключительное, установить связь между психическими заболеваниями и гениальностью, выдвигали гипотезу об особом составе крови изобретателей. И только лишь в начале XX века утвердилось мнение, что творческие задатки есть почти у всех людей, нужно лишь суметь их раскрыть и развить[9, с. 28].

Это положение послужило мощным толчком к изучению процессов эвристической деятельности, методов поиска творческих решений, к подготовке людей к творческому труду, а также легло в основу эвриологии – науки о творчестве, базирующейся, в первую очередь, на психологии. Психология творчества складывалась и развивалась как отрасль знаний о закономерностях создания человеком нового, оригинального. Психолого-педагогическую основу рассмотрения вопроса развития творческого потенциала личности будущего учителя в работе показали:

- составляющие творческой доминанты в деятельности учителя (Е. Л. Басин, JI. C. Выготский, Я. А. Пономарев и др.);

- стадии развития творчества учителя (В. И. Андреев);

- анализ стадий творческого самоопределения (A. B. Брушлинский) с точки зрения возможности постоянного творческого совершенствования с помощью актуализации творческого потенциала личности учителя;

- перечень личностных качеств, несовместимых с творческой деятельностью, препятствующих актуализации творческого потенциала личности учителя (А. А. Бодалев, В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин) [3, с. 67].

- анализ причин и способов преодоления антиинновационного барьера в педагогической деятельности (Л. С. Выготский, В. А. Кан-Калик, Д. Б. Эльконин, М. Г. Ярошевский и др.) [2].

В качестве показателей развития творческого потенциала личности будущего учителя определились параметры, отражающие изменения в ценностно-смысловой и креативной сферах:

- изменение личностных характеристик в образе «Я» – идеальный в сторону положительной динамики его креативного компонента;

- развитие креативности личности;

- формирование ценностно-смыслового отношения к творчеству и педагогической деятельности, требующей творческого подхода в ее организации.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что основными средствами развития творческого потенциала личности будущего учителя является:

- внедрение в образовательный процесс учебно-творческих задач различных видов (Я. А. Пономарев) [6, с. 25].

- применение в процессе профессиональной подготовки эвристических способов генерирования новых идей (В. И. Андреев, Ю. Н. Кулюткин);

- организация творческих тренингов (Г. В. Никитина и В. Н. Романенко) [6, с. 44].

На начальном этапе развития областью ее исследования было художественное творчество, затем техническое и, вскоре, научное.

В основе любого творчества, в том числе и технического, лежит формирование мышления человека. Как говорили в древней Греции, мышление начинается с удивления, ибо удивление  – это реакция человека на то, что «что-то не так». Удивление, иными словами – это реакция на противоречие.

Следовательно, выработка у студентов творческого подхода к делу, развития их творческих способностей связано, в первую очередь, с формированием у них способности задавать вопросы, умения находить источники их возникновения, то есть способности выявить на занятиях противоречия. Причем, они должны быть сформулированы самими студентами,  так как на чужие вопросы отвечают исполнители, творцы же отвечают на свои вопросы.

В техническом мышлении, в отличие от обычного мышления, существенно отличаются образы, которыми оперирует человек. Если в обычном мышлении сведения задаются готовыми образами, то в техническом мышлении системой абстрактных графических знаков и линий – чертежом. Технические образы, в основном, сложны по структуре, имеют сложную пространственную зависимость и находятся в непосредственном взаимодействии, в динамике. Поэтому, при решении производственно-технических задач очень трудно, а иногда и невозможно представить конечный результат. Любое техническое решение должно быть подвергнуто практической проверке.

Среди видов технических задач можно выделить познавательные, практические и творческие [4, с. 56].

Познавательная задача определяется неизвестностью результата при более или менее известных средствах его достижения.

Практическая задача – известностью результата при неизвестности средств его достижения.

Неизвестность результата при неизвестности средств достижения определяют творческую задачу, решение которой зависит не только от уровня базовых знаний и умений студента, но и уровня развития творческих способностей [5, с. 19].

Таким образом, характерным для технической задачи является то, что ее содержание базируется на техническом материале, ее требование связано с большой неопределенностью области поиска, решение, обычно, многовариантное, процесс решения связан с творческим подходом.

Наиболее гибкой, открытой для развития творческого потенциала личности будущего учителя является ценностно-смысловая сфера. Ее изменение, сопровождающееся признанием творчества как ценности профессионально-педагогической деятельности, влечет за собой включение творческих характеристик в образ идеального «Я», что, в свою очередь, стимулирует процесс всестороннего самовыражения и, как следствие, развитие креативного компонента творческого потенциала личности будущего учителя [1].

Показано, что использование арт-терапии в качестве методического средства для проведения занятий в системе профессиональной подготовки будущих учителей содержит в себе основы для эффективного воздействия на развитие их творческого потенциала,  поскольку имеют богатые возможности для воздействия на креативную и ценностно-смысловую сферу. Арт-терапия предоставляет возможности самовыражения личности в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты, а также способствует снятию барьеров, препятствующих раскрытию творческого потенциала личности. Использование арттерапии создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном аспекте; целенаправленное арт-терапевтическое воздействие акцентирует направленность личности на творческие виды деятельности, одним из которых является профессионально-педагогическая деятельность [4].

Поскольку выявлены, теоретически доказаны и практически подтверждены содержащиеся в арт-терапии предпосылки эффективного развития творческого потенциала личности будущего учителя, данный метод и  программа арт-терапевтических занятий могут быть широко использованы в практике профессиональной будущих учителей в вузе: в качестве спецкурса, на занятиях по искусству (изобразительному, музыкальному, литературному). Отдельные же арт-терапевтические техники и упражнения могут применяться педагогами в контексте организации аудиторных занятий по любой дисциплине с целью настроя на занятие, снятия напряжения [7, с. 91].

Развитие творческого потенциала личности будущего учителя будет определяться следующими показателями:

- изменение личностных характеристик в образе «Я» – идеальный в сторону положительной динамики его креативного компонента;

- развитие креативности как одного из компонентов творческого потенциала личности;

- формирование ценностно-смыслового отношения к творчеству и педагогической деятельности, требующей творческого подхода в ее организации. [10, с. 23].

Арт-терапия как методическое средство, включенное в процесс профессиональной подготовки будущих учителей, обеспечит развитие их творческого потенциала, поскольку арт-терапевтические практики заключают в себе развивающие возможности, содействующие всестороннему раскрытию творческого потенциала личности:

- терапия искусством, использующая комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, предоставляет возможность самовыражения в творчестве, протекание которого возбуждает креативные компоненты личности (воображение, интуицию, оригинальность, гибкость и беглость творческого мышления), а также способствует снятию барьеров, блокирующих проявление творческого потенциала личности [8, с. 38].

- использование арт-терапии создает условия для осознания ценности творчества в личном и профессиональном аспекте его рассмотрения;

- целенаправленное арт-терапевтическое воздействие акцентирует направленность личности на творческие виды деятельности, одним из которых является профессионально-педагогическая деятельность.

Также содержание понятия творческого потенциала личности раскрывается через:

- сложную взаимосвязь свойств личности: способностей, воли, характера, темперамента, мотивации (С. Л. Рубинштейн, П. К. Энгельмейер);

- совокупность возможностей к преобразовательной деятельности (А. А.Мелик-Пашаев, П. Ф. Кравчук);

- выражение индивидуальности (Е. Л. Яковлева);

- связь элементов креативной и ценностно-смысловой сфер личности (Н. Ф. Вишнякова, Е. Л. Яковлева);

- развитие системы возобновляемых ресурсов, позволяющей создавать качественно новые материальные и духовные ценности, и характеризующейся изменением границ между потенциальным и актуальным (Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, В. Н. Марков) [6]. К сфере потенциального относятся природные особенности индивида, направленность и сила личности, к сфере актуального – преобразованное потенциальное, то есть те возможности, которые в данный момент функционируют в деятельности [8].

Таким образом, творческий потенциал личности будущего учителя представляет собой интегральное образование, отражающее меру возможностей актуализации внутренних ресурсов личности в продуктивной,  профессиональной деятельности и характеризуется единством креативной и ценностно-смысловой сфер личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г. С. Рабочая книга по теории развития творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. – Кишинев : Леда, 1990. – 584 с.
  2. Аленичева Е. В. О некоторых аспектах формирования творческого саморазвития личности в условиях высшей школы / Е. В. Аленичева // Развитие творческих способностей в условиях олимпиадного движения : материалы международной научно-методической конференции, Тамбов, 2005 г.) / Под науч. ред. канд. пед. наук А. И. Попова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.
  3. Выготский JI. С. Психология искусства / Л. С. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1987. – 345 с.
  4. Попов А. И. Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения / А. И. Попов // Открытое образование. – 2005. – № 6.
  5. Подласый И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
  6. Практическая психодиагностика. Методика и тесты / Под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара, 2000. – 668 с.
  7. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. – М. : Наука, 1975. – 252 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая рос. энцикл., 1999.
  9. Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье: кн. для учителя / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М. : Просвещение, 1989. 239 с.
  10. Скакулина Н. П. Творчество и фантазия / Н. П. Скакулина. – М. : Просвещение, 1980. – 354 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Горбатюк Екатерина Юрьевна E
Просмотров: 458 | Комментарии: 1 | Теги: будущий учитель, личность, творческий потенциал, Творчество | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 07:52, 17.02.2017
Вопросы развития творческого потенциала личности будущего учителя несомненно актуальны на современном этапе. Таким образом, основными средствами развития творческого потенциала личности будущего учителя является внедрение в образование учебно-творческих задач различных видов, эвристических способов генерирования новых идей, организация творческих тренингов и мероприятий со студентами.
avatar