Главная » Статьи » секция 2

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

 

Черноус Юлия Михайловна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

chernous_96@mail.ua

 

Развитие и условие существования классно-урочной системы научно обосновал Я.А. Коменский. Он подробно изучил предыдущий опыт и дал теоретическое обоснование классно-урочной системы школьного обучения и сформулировал ее основополагающие принципы. Поэтому в истории педагогической мысли он считается создателем классно-урочной системы обучения.

Для реализации классно-урочной системы Я.А. Коменский предложил  возрастную периодизацию, выделив 4 возрастных периода: детство – от рождения до 6 лет включительно, отрочество – от 6 до 12 лет, юность – от 12 до 18 лет, возмужалость – от 18 до 24 лет [2, c. 439].

Я.А. Коменский полагал, чтобы наладить точный учебный процесс, нужны обязательные требования такие как: состав учеников в классе должен быть устойчивый и на одном уровне развития; точно установленное время урока; очередность занятий и перемен; совместную работу учителя со всеми учениками в классе [2, c. 327-339].

По мнению великого дидакта, чтобы урок проходил успешно нужно следовать таким правилам: всегда стремиться сообщать что-либо, что приносило бы удовольствие и пользу, таким образом, ученики будут приступать к делам по желанию и с уже пробужденным вниманием; путем постановки вопросов подвести к восприятию нового материала; стоя на более высоком месте, он должен бросать взгляды вокруг и не допускать, чтобы кто-нибудь занимался чем-нибудь другим, кроме того, что смотреть на учителя; обращаясь к внешним чувствам, максимально использовать наглядность, поддерживать интерес; когда урок закончен, надо дать возможность самим учащимся спрашивать учителя, о чем они хотят услышать. Кто чаще поднимает полезные вопросы, того следует чаще хвалить, чтобы у других не было недостатка в образцах усердия [2, c. 370-371].

Значительный вклад в развитие классно-урочной системы внес К.Д. Ушинский, чье педагогическое наследие является вершиной мировой дидактики. Большой его заслугой является идея народности в качестве основы обучения и воспитания. Кроме того, К.Д. Ушинский разработал стройную и оригинальную педагогическую систему, которая охватывала основные проблемы обучения и воспитания, доказал эффективность звукового и аналитико-синтетического метода обучения грамотности, акцентировал внимание на развитии речи учеников. Существенной новацией ученого являлось рассмотрение дидактических принципов в тесной связи с формами, методами и приемами обучения.

В своей деятельности К.Д. Ушинский уделял большое значение урока. Он подчеркивал, что в течение урока учителя должны преподавать учебный материал ясно, образно, слаженно, понятно и применять различные виды задач: сообщение новых знаний, упражнения, повторение изученного, учет знаний, письменные и графические работы учеников. Для эффективного усвоения учащимися родного языка необходимо развивать их естественную способность учить сознательно, владеть языком, ее средствами, ценностями и грамматикой. Такую работу, по К.Д. Ушинскому, следует осуществлять на уроке в течение проведения бесед как эффективного средства развития речи и мышления, выполнение устных и письменных упражнений нарастающей сложности, использование образцового дидактического материала.

Урок, по мнению дидакта, является сложным педагогическим объектом, образованный тремя взаимосвязанными частями. Первая часть урока является необходимым ключом, поскольку направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного учебного материала к новому и настройки учеников на интенсивное восприятие темы. Вторая часть направлена на решение основного учебного задания и является определяющей, центральной, стержневой. Третья часть предусматривает итог сделанного, и закрепление знаний и умений [1, c. 162].

 Как видим, эти структурные компоненты являются стержневыми и для современного урока. Впервые ученый пытается классифицировать уроки в соответствии с дидактической цели и выделяет следующие типы: смешанный урок, урок устных и практических упражнений, урок письменных упражнений, урок оценки знаний, урок сообщения новых знаний [3].

Несомненно, классно-урочная система к современному моменту модернизировалась и обогатилась новыми идеями, вобрав опыт предыдущих поколений. Но основным ее элементом по-прежнему является урок целостное учебное занятие, имеющее четко определенную цель и являющееся процессом взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса. Ведущей и управляющей фигурой в организации обучения является учитель, который готовит и проводит урок и обеспечивает процесс овладения учащимися знаниями. Классно-урочная система совершенствуется и развивается, но в своей основе остается классической и неизменной.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Голикова Т. В. Теоретические вопросы методики обучения биологии : учебное пособие / Т. В. Голикова, Н. В. Иванова, В. М. Пакулова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 264 с.

  2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : В 2-х т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – 656 с.

  3. Дидактическая концепция К. Д. Ушинского: цели, принципы, содержание, методы и формы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http://www.newreferat.com/ref-4233-6.html

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Черноус Юлия Михайловна E
Просмотров: 552 | Теги: Урок, требования к уроку, иностранный язык | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar