Главная » Статьи » секция 2

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ДОНБАССЕ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В ДОНБАССЕ

 

Новикова Наталья Владимировна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г.Горловка

nrv.novikov2010@yandex.ru

 

Актуальность. В конце XX - начале XXI вв. проблема существования современного человека в экстремальных, ненормативных условиях жизни и деятельности приобретает все большую значимость и актуальность. По мере развития человеческого общества возрастает удельный вес определенных природных, экологических, техногенных и социальных явлений, влекущих за собой значительные изменения в жизни людей и угрожающих физическому и психическому здоровью человека. Современная общественно-политическая, социально-экономическая и культурно-экзистенциональная ситуация развития общества, характеризующаяся сложностью, противоречивостью и радикализмом, способствовала возникновению серьезных личностных угроз, обусловленных, в частности, экстремальными факторами антропогенного характера, к которым относятся военные действия, межэтнические конфликты, теракты, захват заложников и др. Так, в настоящее время ситуацию военного конфликта переживает население Донбасса.

Исследование проблемы экстремальности в современной психологии. Базовой категорией для описания и изучения обозначенного проблемного поля является понятие «экстремальной ситуации», используемое как в научной сфере, так и в повседневной жизни.

         Анализ современных психологических исследований в области психологии экстремальных ситуаций свидетельствует о том, что методологический аспект  данной научной дисциплины находится в стадии активной разработки, в связи с этим перечень терминов, предлагаемых различными авторами, достаточно широк: «экстремальные» (В. И. Лебедев, М. Ш. Магомед-Эминов и др.) [9, 10], «невозможные» (К. Н. Артемова) [3], «тяжелые» (Л. И. Анцыферова) [2], «кризисные» (Э. Эриксон, Д. Маттесон) [14] «чрезвычайные» (П. С. Гуревич) [6], «критические» (Ф. В. Василюк) [4] и др.

Соответственно, предлагаются различные критерии для классификации указанных специфических ситуаций. В контексте данной работы наибольший интерес представляет классификация по источнику происхождения. В соответствии с данным критерием источниками экстремальных ситуаций являются два типа событий: натурогенные, полностью не зависящие от человека или социума природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, тайфуны, ураганы, космические катастрофы и т.д.) и антропогенные, прямо или косвенно зависящие от человеческого фактора (различного рода конфликты – войны, терроризм; техногенные катастрофы и т.д.) [11].

В современной психологии важной теоретической и прикладной проблемой выступает проблема выделения специфических факторов, наличие которых позволяет классифицировать определенную ситуацию как экстремальную. Обобщая данные исследований Ю. А. Александровского, Л. И. Анцыферовой, О. С. Васильевой, Л. Р. Правдиной, Ю. С. Шойгу и других исследователей, в качестве таких факторов следует рассматривать следующие:

  • наличие объективной опасности, непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, его личностным смыслам и ценностям;

  • чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение; непосредственная близость адаптационного барьера, требующая резкого выхода субъекта за пределы нормы привычных действий и операций;

  • неожиданность, внезапность наступления экстремальной ситуации, отсутствие в социальном опыте личности готовых стереотипов реагирования на возникшие экстремальные обстоятельства;

  • дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

  • необходимость осуществлять деятельность по саморегуляции как самостоятельную психическую активность;

  • событийный статус ситуации на жизненном пути личности;

  • воздействие неблагоприятных климатических условий (жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.);

  • наличие голода, жажды [1, 2, 11, 12].

Таким образом, ситуация военного конфликта рассматривается как  экстремальная ситуация антропогенного происхождения, непосредственно обусловленная результатами человеческой деятельности и характеризующаяся различными факторами экстремального содержания.

Социально-психологические особенности военного конфликта в Донбассе. В настоящее время Донецкая и Луганская области находятся в зоне серьезнейшего со времен Великой Отечественной войны 1941-1945гг. военного конфликта. На сегодняшний день более 2млн. человек населения Донбасса живет в экстремальных военных условиях.

Несмотря на огромный общественный интерес и широкое обсуждение проблемы различными экспертами и обывателями, научных исследований на тему военного конфликта в Донбассе практически нет. Немногочисленные научные публикации представлены, в основном, историческим и политологическим анализом. Так, Д. Лабаури отмечает, что современный «донбасский разлом» невозможно отнести к какой-либо группе кризисов и конфликтов, изучаемых в период послевоенных международных отношений. Автор указывает, что «для характеристики этого страшного противостояния лучше всего подойдет определение «многослойный» или «многоуровневый», как с точки зрения количества заинтересованных сторон в конфликте, так и с позиции вариативности представленных в его развитии проблем» [8].

Важной отличительной особенностью рассматриваемого военного конфликта является чрезвычайно высокая степень опасности, связанная с его принадлежностью к вооруженным конфликтам, представляющим собой крайне острую форму разрешения противоречий между государствами или военно-политическими группировками внутри государства, характеризующуюся двусторонним применением военной силы. Специалисты подчеркивают опасность данных социально-политических явлений и выделяют следующие особенности современных вооруженных конфликтов: они часто приобретают затяжной характер (например, Ближний Восток, Югославия, Абхазия, Южная Осетия, Чечня и др.), имеют тенденцию к расширению состава участников, интернационализации масштабов и перерастанию в войны с более широкими политическими целями [5].

В 2016г. опубликованы результаты исследования С. Я. Сущего, выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН, проект «Этнодемография Донбасса – прямые и косвенные потери военного конфликта, сдвиги национальной структуры населения региона, демографические перспективы ДНР и ЛНР». Согласно полученным в результате исследования данным, война на Донбассе привела к значительным потерям среди населения региона – многочисленным жертвам среди военных обеих противоборствующих сторон и гражданских лиц, как прямым, так и косвенным. Оценка численности современного постоянного населения украинского Донбасса и ДНР-ЛНР позволяет сделать вывод о потере востоком Украины примерно 25–35% его довоенного демографического потенциала [13].

Кроме обозначенных исторических и этнодемографических особенностей,  военный конфликт на Донбассе характеризуется и определенными психологическими особенностями. На наш взгляд к ним можно отнести специфические черты так называемых войн «трех кварталов». Оценивая психологические последствия войны для участников боевых действий, А. Г. Караяни, Ю. М. Караяни отмечают, что в конце XX в. появился новый тип войн – войн малой интенсивности, или войн «трех кварталов», как называют их на Западе. В качестве примера авторы приводят пример боевых действий в Сирии в 2014г.: в то время, когда в одном квартале города идут ожесточенные бои, в другом квартале может продолжаться вполне нормальная жизнь. В таких условиях воюющий солдат в течение одного и того же дня может несколько раз оказываться то в боевых, то в мирных условиях. Как следствие, происходит ошибка идентичностей и постоянная перенастройка психики [7]. Такая ситуация в значительной степени соответствует военному конфликту на Донбассе, и применима как к военным участникам боевых действий, так и к гражданскому населению.

В целом, оценивая психологическое влияние экстремальных ситуаций на человека, исследователи считают, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают легче, чем антропогенные. Вместе с тем экстремальные ситуации антропогенного характера – войны, терроризм, ситуации заложничества, имеют значительно более выраженные негативные последствия, разрушают основные жизненные ценности и смыслообразования личности, оказывают деструктивное воздействие на психику и соматику человека [12].

Таким образом, можно выделить следующие социально-психологические особенности военного конфликта в Донбассе:

  • в настоящее время военный конфликт в Донбассе не завершен; продолжающаяся актуальность конфликта является трагедией по сути, а также затрудняет его анализ с точки зрения научного исследования;

  • военный конфликт носит многоуровневый характер и обусловлен большим количеством разноплановых проблем и противоречий, что, соответственно, затрудняет процесс его разрешения;

  • военный конфликт может иметь тенденцию к «затяжному» характеру, создает угрозу применения оружия массового уничтожения с непредсказуемыми политическими, социально-экономическими и экологическими последствиями;

  • последствиями военного конфликта в Донбассе являются многочисленные человеческие жертвы, существенные прямые и косвенные потери, трансформация системы расселения и национальной структуры региона;

  • военный конфликт вызывает крайне тяжелые психологические последствия, как у военных, так и у гражданского населения.

         Перспективы исследования. Психологическая составляющая научного анализа актуальной ситуации в Донбассе является одной из  главных задач психологической науки и практики на современном этапе. На наш взгляд одним из важнейших направлений такого анализа является исследование индивидуально-психологических особенностей переживания личности в ситуации военного конфликта. Основной гипотезой будущего исследования обозначенной тематики является предположение о том, что на характер переживания ситуации военного конфликта влияют индивидуально-психологические свойства личности, в частности, характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера, социальный интеллект и т.д. Вероятно, определенные коммуникативные и инструментальные характеристики личности являются более или менее значимыми для оптимальной стратегии переживания экстремальной ситуации военного конфликта. Целенаправленное формирование таких «действенных» свойств и характеристик личности в процессе профилактических, коррекционных занятий, тренингов и других психологических мероприятий, являются значимым психологическим ресурсом защиты и сохранения психического здоровья населения.

 Литература:

  1. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский, О. С. Лобастов, Л. И. Спивак, Б. П. Щукин. – М. : Медицина, 1991.

  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – № 1. – С. 3-18.

  3. Артемова К. Н. Особенности автобиографической памяти в «невозможной ситуации» / К. Н. Артемова // Материалы VIII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2001». – М., 2001. – С. 254.

  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  5. Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них : учеб. пособие. Серия «Высшее педагогическое образование» / В. М. Губанов, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин. – М. : Дрофа, 2007.

  6. Гуревич П. С. Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

  7. Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий / А. Г. Караяни, Ю. М. Караяни // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Психология. – 2014. – Т. 7. – № 4. – С. 59-66.

  8. Лабаури Д. Донбасский разлом: причины, суть, итоги конфликта на Юго-Востоке Украины / Д. Лабаури – В. : Урал. – 2015 – №1.

  9. Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах / В. И. Лебедев. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  10. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности [2-е изд.] / М. Ш. Магомед-Эминов. – М. : Психологическая Ассоциация, 2008.

  11. Правдина Л. Р. Психология экстремальных ситуаций : учебное пособие / Л. Р. Правдина, О. С. Васильева. – Ростов-н/Д., 2007.

  12. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю. С. Шойгу. – М. : Смысл, 2007. – 319 с.

  13. Сущий С. Я. Военный конфликт на востоке Украины: демографические потери и сдвиги в национальной структуре населения Донбасса / С. Я. Сущий // Вестник Южного научного центра. – 2016. – Т. 12. – № 2.

  14. Эриксон Э. Г. Детство и общество: Пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. – 2-е изд. – СПб. : Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996 – 592 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Новикова Наталья Владимировна E
Просмотров: 1515 | Теги: влияние экстримальных ситуаций на, Чрезвычайная ситуация, Критическая ситуация, психологические последствия, военный конфликт, экстремальная ситуация | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
avatar