Главная » Статьи » секция 2 |
РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ
Рыбальт Алина Валериевна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка alchik.rybalt@mail.ru
В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Школа играет важнейшую роль в формировании личности и в нравственном развитии человека, а значит, во многом влияет и на то, какие цели и ориентиры будут стоять перед нашим будущим поколением. Сегодня на современную школу возлагается не только образовательная функция, но и задача по воспитанию в подрастающем поколении духовных, нравственных и гуманитарных основ. Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Особую роль в формировании индивидуальной системы ценностей, играет учебная деятельность. Как отмечает И. Ю. Малисова, обеспечение учащихся адекватными их возрасту психологическими знаниями о человеке как частице природного мира, члене общества, субъекте и объекте взаимоотношений дает возможность актуализации самопознания, ориентации на диалогическое взаимодействие, развития сензитивности, личностного самораскрытия, что в конечном итоге способствует формированию ценностных ориентации личности [2, с. 95]. Влияние школы на формирование ценностных ориентаций личности определяется как особенностями организации учебного процесса, так и взаимоотношениями с учителями и сверстниками. Вне зависимости от формы организации и содержания учебного процесса, личность учителя остается важным фактором развития системы ценностей учащихся. Творческий учитель не только вооружает учащихся знаниями, но и формирует у них отношение к окружающему миру, актуализируя ценности доверия и творчества [3, с. 156]. Еще одним фактором развития системы ценностей учащихся в рамках школы выступает общество сверстников, которые тем или иным способом влияют на формирование ценностных ориентиров школьника. В отличие от детей младшего школьного возраста подростки в большей степени ориентируются на ценности, принятые в среде сверстников. И. С. Кон выделяет следующие специфические функции общества сверстников как фактора социализации: передача информации, совместная деятельность, осуществление эмоционального контакта [1, с. 87-88]. Таким образом, поскольку одной из наиболее глубоких потребностей, которые испытывает личность в наше время, является потребность в приобретении ценностных ориентаций в жизни, на школу возлагается огромная задача по воспитанию у детей этих ценностей. Главное влияние на личность в школьной среде оказывают: учебная деятельность, личность педагога и общество сверстников.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 525 | | |
Всего комментариев: 0 | |