Главная » Статьи » секция 2 |
РОЛЬ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Шадуренко Инна Гарриевна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка inna.shad@mail.ru
Гуманизация современного учебно-воспитательного процесса направлена на развитие общекультурного компонента содержания образования и предполагает ориентацию на личность ребенка, развитие его индивидуальности, творческих способностей и воспитание духовной культуры. Значительная роль в формировании духовной культуры личности, ее нравственных убеждений принадлежит этнопедагогике, национальной культуре, истории, родному языку и фольклору. Фольклор, прошедший многовековой путь развития является уникальной сокровищницей культурного наследия наших предков и обладает большим воспитательным потенциалом, который недостаточно учитывается в образовании школьника [4, с. 3]. Формы детского фольклора являются современным инструментом в развитии ребенка. Они имеют свои специфические особенности. Детский фольклор представляет собой сложное единство трех составляющих – творчества взрослых для детей, произведений традиционного фольклора взрослых, перешедших в детскую среду, и оригинального детского творчества. Соответствен можно отметить, что детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров [2, с. 7]. Детский фольклор является относительно самостоятельной сферой народной культуры, которой свойственно собственная жанровая система. Жанры детского фольклора положительно влияют на душевное и физическое развитие ребенка как личности. Каждое значение жанра несет в себе глубочайшее сходство разных национальных форм фольклора. Каждая из этих форм является ценным источником передачи народного менталитета. Содержание фольклора составляют словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного творчества. Деление на разновидности фольклора достаточно условно, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы, а отдельные жанры можно отнести и к словесным, и к музыкальным, и к хореографическим видам. К словесным видам относятся такие жанры фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки, небылицы и т.д. Хореографический фольклор составляют народные танцы. В драматические виды народного творчества входит драматизация и инсценирование игр, сказок и т.д. К жанрам музыкального фольклора относятся пестушки, потешки, прибаутки, заклички, музыкальные игры, хороводы, но самым обширным является жанр народной песни, куда входят эпические, исторические, трудовые, колыбельные, свадебные, календарные и другие [4, с. 6]. был издан в – П. Бессонова «Детские песни» –педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX ст. в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный Содержание понятия «детский фольклор» впервые обозначил Г. С. Виноградов в работе «Детская сатирическая лирика», а затем в монографии «Русский детский фольклор», где, называя детский фольклор особым явлением «обособленного детского быта и обособленной детской жизни», определяет его как «всю совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых [3, с. 30]. Отказывая тому, что не исполняется самими детьми, что не составляет непосредственно их репертуар (а это вся «материнская лирика», или «поэзия пестования»), в принадлежности детскому фольклору, Г. С. Виноградов руководствуется одним условием – кто является носителем фольклора. Вместе с тем исследователь выделяет колыбельные песни, пестушки и потешки в «особый отдел фольклора, устную литературу для детей», связывая ее с «материнской школой», с народной педагогикой, аккумулировавшей народные представления, взгляды и опыт в воспитании ребенка [3, с. 30]. Детский фольклор является интересной, разнообразной и малоизученной областью фольклористики. Термин «детский фольклор» был введен учеными в начале XX века, им обозначали «произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми». Исследователь детского фольклора Г. С. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор» [4, с. 37]. Таким образом, детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Этот фактор играет значительную роль в формировании духовной культуры личности, ее нравственных убеждений, выступая как инструмент социализации ребенка.
ЛИТЕРАТУРА 1. Зуева Т. В. Русский фольклор : учебник для высших учебных заведений / Зуева Т. В., Б. П. Кирдан. – М. : Флинта : Наука, 2002. – 400 с. 2. Капица Ф. С. Русский детский фольклор [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – Москва : Флинта : Наука, 2011. –314 с. 3. Лойтер С. М. Специфика детского фольклора: проблемы детской литературы / С. М. Лойтер. – Петрозаводск : КГПУ, 2001. – 296 с. 4. Явгильдина З. М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов / З. М. Явгильдина – Казань: КФУ, 2012. – 110 с. | |
Просмотров: 851 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |