Главная » Статьи » секция 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Психологические и возрастные особенности учащихся начальной школы, влияющие на обучение иностранному языку

 

Филипенко Марина Геннадиевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

marinaf.g13@gmail.com

 

Известно, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие застывшей системы ценностей и установок, а также так называемого языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом иностранного языка, так и перед начальным образованием в целом.

Вопросы влияния возрастных, психологических особенностей и личности ребенка 1-4 классов на успешность обучения иностранному языку изучались на протяжении долгого времени психологами и педагогами всех стран и континентов, так как именно в начальной школе закладываются основы самой учебной деятельности: активно развивается память и внимание, формируются умения видеть цель и действовать в соответствии с ней, умения самооценки процесса и результатов своей деятельности в овладении иностранным языком. В отечественной науке проблемами влияния возрастных и психологических особенностей учащихся на формирование иноязычной компетенции занимались такие исследователи, как Л. С. Выготский, Н. Д. Гальсковая, И. А. Зимняя, С. Ю. Николаева, Е. И. Рогова, Д. Б. Эльконин и др.

Психологи свидетельствуют о том, что у детей уже в дошкольном возрасте начинают формироваться способности к овладению другим языком на сознательной основе. А в связи с переходом в начальную школу ребенок получает новую социальную роль «ученик» и к игровой деятельности, которая до прихода в школу была его основным способом познания мира, подключается учебная деятельность, которая выступает в ведущей роли в последующие годы [1, с. 25].

Многие исследователи характеризуют этот переходный период, как время вхождения в новую жизнь, этап становления младшего школьника как самостоятельной личности, мотивированной к учебной деятельности за счет того «неизвестного», что будет изучаться в школе. Формируется внутреннее «Я», возрастает уровень самопознания и самоконтроля.

Изменение характера деятельности детей при переходе в начальную школу, а также изменения их психолого-возрастных особенностей: развитие психических процессов, повышение уровня осведомленности, развитие понятийного аппарата, соответствующего физическому возрасту (6-7 лет), способность не только к механическому, но и логическому запоминанию и воспроизведению, способность к направленной концентрации внимания, умение выделить основные признаки и связи между явлениями, способность действовать по образцу, правилам, способность к овладению на слух языком и языковыми правилами, умение сравнивать, обобщать, анализировать и делать самостоятельные выводы заставляет по-новому взглянуть на цели, содержание и методы обучения.

Начало раннего изучения иностранного языка содержит в себе весомые психологические предпосылки для овладения младшими школьниками основами элементарной коммуникативной компетенции.

Важнейшими являются следующие факторы: возрастные психофизиологические характеристики учеников; опыт детей в родном языке; ощущение ими новизны предмета; наличие у учащихся достаточно сильной коммуникативной мотивации; потенциальные возможности предмета для успешного решения главных задач начальной школы: стимуляции познавательной мотивации детей и развития ее личности.

В трудах Л. С. Выготского и Ш. А. Амонашвили есть убедительные данные о том, что ребенок усваивает иностранный язык легче, чем взрослый человек [3, с. 243]. И это напрямую связано с возрастными психофизиологическими характеристиками учащихся. Так, расцвет человеческих способностей к усвоению второго языка непосредственно приходится на период от 4-х до 10-ти лет. В настоящее время, вследствие информационного взрыва, пик способности к творческому воображению, фантазии приходится на 8-10 лет, и раннее школьное обучение иностранному языку совпадает с благоприятным периодом для раскрытия творческого потенциала личности ученика. На этот период уже определяется функциональная локализация мозга, прежде всего, локализация речевых функций как в левом, так и частично в правом полушарии. Ребенок усвоил родной язык, но его мозг еще достаточно пластичен для выработки новых связей. Такая оптимальность нейронной базы обеспечивает высокую сенситивность младших школьников: сенсорную чувствительность к явлениям языкового характера вообще и артикуляционную гибкость в частности. Это обеспечивает возможность точного подражания, легкой выработки моторных навыков.

Преимуществом младших школьников является также потенциально большие возможности долговременной памяти. Так, наблюдения показывают: при условии стимулирования свойственной для этого возраста игровой или познавательной мотивации дети достаточно легко и прочно запоминают не только отдельные слова или словосочетания, но и речевые клише, фразы, микро-диалоги, рисунки, стишки, песенки.

У учеников начальной школы сплетаются интуитивные способы овладения материалом (то есть, чувство языка) и сознательные. Поэтому при обучении иностранному языку младших школьников вместе с методическими приемами в русле интуитивного подхода в обучении целесообразно использовать методические приемы, опирающиеся на сознательные механизмы, например, учет родного языка или использование опоры на родной язык при переводе абстрактных существительных, объяснении словообразования и грамматических правил, при проведении звукобуквенного анализа; использование моделирования для формирования повествовательных, отрицательных, вопросительных предложений и высказываний на иностранном языке.

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку с использованием методических приемов обучения в русле преимущественно сознательного подхода позволяет не только сформировать коммуникативные умения учащихся на высоком для детей данного возраста уровне, но и развивает личностные качества детей, их интеллектуальные, познавательные и языковые способности, повышает мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком [2, с. 149].

Кроме того, данный подход к обучению иностранному языку учеников младшего школьного возраста позволяет развивать психические процессы детей, что, в свою очередь, делает достижение целей обучения иностранному языку более эффективным.

Почему начало изучения иностранного языка в общеобразовательной школе приходится не на первый, а на второй класс? Ответ на этот вопрос дает анализ функциональной готовности детей шести лет к школе вообще и к изучению иностранного языка в частности.

Первый класс – нелёгкий этап в жизни ребенка, требующий хорошего и крепкого здоровья и выдержки, ведь этот переход сильно влияет на физическое, и, особенно, психологическое состояние ученика. К первому классу (ближе к 7 годам) у детей происходит созревание морфологического лобного отдела больших полушарий, что помогает им выполнять определенные действия. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, в связи с этим, можно заметить быструю утомляемость, неумение долго заниматься одним видом деятельности и т.д. Происходят значительные изменения в различных частях тела (сердце, мышечные ткани), повышается общая выносливость. Развивается костная система ребёнка (позвоночник, кисти рук и пальцы), поэтому необходимо обращать внимание детей на их осанку, положение рук при письме, используя при этом упражнения для развития мелкой моторики. 

За физиологическими особенностями развития следуют психические. В этот период обращается внимание на такие психические процессы, как: развитие речи, сенсорное развитие, восприятие, воображение, мышление, внимание и память.

К моменту поступления в школу дети знают от 3000-7000 слов родного языка. В младшем школьном возрасте ребёнок овладевает письменной и устной речью. Улучшается сенсорное развитие маленького школьника, необходимое для различия формы, цвета, предметов, звуков, схем, ведь значительная часть первоклассников, которые приходят в школу, не умеет выделять признаки предметов, находить среди них сходные и отличные. И т.к. восприятие у младших школьников неустойчивое, они могут путать иностранные буквы с буквами родного языка.

Кроме того, перед детьми стоит сложная задача адаптироваться к школьной жизни, овладеть приемами учебной деятельности и социализироваться в детском коллективе. В этих условиях изучение иностранного языка является дополнительной нагрузкой, которое может отразиться на здоровье детей и привести к формированию различных отклонений и заболеваний.

Обучение в первом классе создает должную функциональную основу для встречи ребенка с иностранным языком в следующем, втором классе. Оно способствует его общему речевому развитию – дети учатся кратко описывать известные предметы, овладевают приемами их сравнения, сопоставления, обобщения существенных признаков и отбрасывания несущественных. Под влиянием обучения в первом классе словарь ребенка постепенно обогащается новыми понятиями. Младшие школьники приобретают навыки и умения учебной деятельности, социальной и социально-психологической ориентации в детском коллективе и вообще в человеческом обществе. Никакое обучение невозможно без накопления некоторых позитивных знаний об окружающей действительности – вселенной, природе, обществе, человеке, его истории и культуры, поэтому в процессе формирования как личности в окружении современного многоязычного и межкультурного пространства, младший школьник с достаточным пониманием воспринимает информацию о нормах поведения и культуры речи, а обучение иностранному языку для учащихся младшего школьного возраста носит не только познавательно-коммуникативный, но и воспитательный характер.

Опираясь на многочисленные исследования, можно утверждать, что при обучении иностранному языку следует учитывать психолого-физиологические факторы, влияющие на процесс овладения элементарной коммуникативной компетенцией.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Амоношвили Ш. А. Психологоческие особенности усвоения второго языка младшими школьниками / Ш. А. Амонашвили // ИЯШ. – 1986. – № 2. – С. 24-27.

2. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языком / В. А. Артемов. – М. : Просвещение, 1969. – 279 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М. : Педагогика,1982–1984. – Т. 2 : Проблемы общей психологии / Под. ред. В. В. Давыдова, 1982. – 504 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (20.02.2017) | Автор: Филипенко Марина Геннадиевна E
Просмотров: 1144 | Теги: младший школьный возраст, Психологические особенности, иностранный язык | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
avatar