Главная » Статьи » секция 2

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Чунина Татьяна Олеговна

Горловский институт иностранных языков, г. Горловка

sunga96j@gmail.com

 

Постановка проблемы в общем виде. Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку считается тест. Использованию тестов посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе». Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику. Данная статья посвящена использованию тестовой методики в обучении чтению на иностранном языке в общеобразовательной школе. Актуальность темы исследования связана с необходимостью объективной оценки уровня обученности. Получение качественной информации нужно как учителю, так и учащемуся.

Анализ исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Рассмотрение проблем контроля овладения школьниками иностранным языком приобретает в последнее время большое значение, потому что все большее количество людей используют иностранный язык не только с целью знакомства с жизнью других народов и расширения личных культурных контактов. Над этими проблемами работали отечественные учёные Балыхина Т. М., Банкевич Л. В., Бим И. Л., Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др.

В связи с процессами глобализации возрастает потребность в специалистах, владеющих не только разговорной речью, но и подготовленных использовать иностранный язык в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому в практике обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях происходят изменения, начиная с начальной школы.

Цель статьи рассмотреть преимущества и недостатки тестирования как одного из видов контроля и показать эффективность его применения при обучении чтению.

Изложение основного материала исследования. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом по иностранному языку показывает, что учителя владеют значительным опытом контроля языковых навыков (произносительных, лексических, грамматических). Однако контроль речевых умений доставляет учителям в определенной мере трудности. В частности, речь идет о рецептивных видах речевой деятельности (чтения и аудирования), при проверке которых зачастую используются приёмы, требующие от учащихся продуктивной речевой деятельности [4, с. 46].

Одним из адекватных приёмов контроля рецептивных видов речевой деятельности, по мнению ученых (Бим И.Л., Брейгина М.Е., Вайбурд М.Л., Поляков О.А., Рапопорт И.А., Климентенко А.Д., Миньяр-Белоручев Р.К., Миролюбов А.А. и др.), является тестирование. Оно позволяется учащемуся сосредоточиться на понимании чужой мысли с нужной полнотой и глубиной, а не усилиях по формированию и формулированию собственной мысли для передачи чужой. Простота выполнения и осуществления обратной связи, возможность фиксировать результаты чтения и определять по количественным параметрам качество речевого умения, работать с большой группой учащихся и использовать обучающий потенциал тестов для управления учебной деятельностью учащихся требуют более интенсивного использования тестирования в контроле рецептивных умений.

Под тестом следует понимать совокупность вопросов и заданий, подготовленную самым тщательным образом в соответствии с определенными разработанными правилами, прошедшую предварительную экспериментальную проверку и специальную процедуру для ее улучшения, имеющую достаточные характеристики своей эффективности, которые предъявляются испытуемому с целью выявления социальных, психических и психофизиологических характеристик его личности; отличающуюся формализацией ответов испытуемых, выделением в них части, несущей наибольшую информационную нагрузку, что ускоряет, облегчает и объективизирует их последующий анализ, обработку и интерпретацию [2, с. 167].

В обучении иностранным языкам используются как узконаправленные, так и комплексные тесты. Узконаправленные тесты проверяют уровень развития одного умения. Процедура комплексного  тестирования предполагает целостную проверку усвоения языкового материала и развития умений и использует серии тестов (Банкевич Л.В., Рапопорт И.А. и др.).

Существенной чертой теста является его направленность на самоконтроль. Как правило, тест имеет ключи для самоконтроля и самокоррекции. Изучающий язык может с помощью ключа проверить самого себя и выяснить то, умеет ли он пользоваться с учебным материалом. В случае неправильного ответа учащийся понимает пробелы в усвоения материала и может повторить те упражнения, которые направлены на преодоление дефицита. Отмечается большой вклад тестов в развитие самостоятельной деятельности учащихся. Тесты являются составной частью процесса самостоятельной работы, стимулируют мышление, обостряют восприятие формы и содержание, учат читать и слушать тестовое задание.

Тестирование считается одной из самых эффективных форм контроля и усвоения материала (в особенности лингвистического). Это объясняется рядом преимуществ данного метода, а именно – объективностью оценивания, простотой обработки результатов и возможности стандартизации процедуры тестирования.

«Тестология (от англ. test – проба, грец. logos – знание) – междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных, диагностических методик» [1, с. 135]

Значение тестирования трудно переоценить, так как оно способствует выработке навыков логического мышления и активизации умственной деятельности. Благодаря тестированию появляется индивидуально-личностный подход.

Обучение начинается вводным тестированием, сопровождается текущим контролем с помощью заданий в тестовой форме и заканчивается объективным тестированием учебных достижений. Помимо этого, тесты позволяют наладить самоконтроль – наиболее полезную для обучения и гуманную форму контроля знаний, а также организовать рейтинг – эффективный способ повышения мотивации.

Выделяют следующие виды тестирования: учебное, контрольное, тематическое, диагностическое тестирование. В отличие от других классических форм контроля (устный или письменный опрос, диктанты, пересказы, и т. п.), тестирование имеет массу преимуществ. В частности это стандартность заданий, отсутствие субъективности со стороны преподавателя при оценивании знаний учеников и возможность за короткий промежуток времени охватить большой объем материала.

Такая форма контроля может использоваться не только для проверки усвоения текущего материала, но и в конце учебного года, или семестра. Тестирование помогает преподавателю выявить, как ученики усвоили отдельные темы по определенному предмету, а также проверить уровень их знаний по предмету в конце года и к концу завершения изучения дисциплины.

Благодаря систематическому тестированию у учителя появляется возможность выявить трудности в усвоении учениками аспектов определенной темы. Это поможет скорректировать метод подачи материала, сосредоточится на наиболее проблемных вопросах.

Во время составления тестов необходимо придерживаться определенных правил:

– во-первых, тестовые задания должны быть короткими, четкими, понятными, желательно в утвердительной форме;

– во-вторых, при формулировании заданий недопустимы двузначные формулировки;

– правильные ответы в тесте (если таковые есть) должны быть распределены неупорядоченно;

– ответ на каждый вопрос не должен зависеть от ответов на предыдущие вопросы;

– также следует уделить внимание соответствию вопросов теста содержанию текущего учебного материала;

– необходимо минимально исключить возможность угадывания правильных ответов (неправильные ответы должны формулироваться максимально достоверно);

– недопустимо давать ложную информацию в тексте.

Следует заметить, что тестирование выполняет достаточно широкий ряд функций. А именно, диагностическую, оценочную, обучающую, развивающую, мотивационную, воспитательную, организационную, информационную. Необходимо также отметить, что преобладание обучающей и развивающей функций тестового контроля происходит при условии, если тестовые задания соответствуют уровню подготовки школьников.

Среди всех функций следует выделить диагностическую, так как во время тестового контроля она дает возможность оценить качество знаний, умений, навыков учащихся, дифференцировать их по уровню подготовки. При этом у преподавателя появляется возможность выявить индивидуальные трудности и скорректировать свою деятельность.

Немало важную роль играет оценочная функция, так как она обеспечивает количественные показатели учебных достижений при проведении промежуточного или итогового контроля.

Обучающая функция реализуется в тестировании для выявления пробелов в знаниях, их закрепление.

Тестирование помогает реализовать развивающую функцию в том случае, если у учащихся есть потребность в самосовершенствовании и улучшении своих результатов. Организационная функция проявляется в смене учителем структуры учебного процесса.

Воспитательная функция тестов связана с повышением учебной мотивации, формированием ответственности за результаты обучения. При этом основными показателями качества тестирования являются: валидность (от англ. valid – пригодный к чему-либо), надежность, способность дифференцировать, эффективность, объективность, системность использования в образовательной практике. 

К сожалению, тестирование не отображает полную картину усвоения учебного материала. Например, с помощью тестирования невозможно определить умения учащихся четко и логично высказывать свои мысли, подтверждать свой ответ примерами, выражать свое отношение к определенному явлению, событию и т.д. Из этого следует вывод, что тестирование должно обязательно использоваться в комплексе с другими традиционными формами и методами проверки, только в этом случае результаты тестирования будут максимально точными. Стоит отметить, что тестирование тесно связано с усовершенствованием систем контроля и созданием условий для более тесной совместной работы учеников и преподавателей в образовательном процессе. Ведь результаты тестирования дают возможность оценить не только способности и степень старания учеников, но и умение преподавателя правильно построить программу обучения, использовать приемы индивидуализации обучения, доступно преподнести ее учащимся и т. д.

Проверка и оценивание знаний, умений, навыков учеников является обязательной составляющей обучения. По своей сути – это процесс обратной связи. Понятно, что чем этот процесс совершеннее, тем успешнее совершается управление обучением и воспитанием школьников.

Как обратная связь, оценочный контроль призван дать ученику информацию о ходе и результате его учебной деятельности. Безусловно, такой контроль полезен, так как он дает возможность определить не только достижения учеников в обучении, но и способствовать внутренней мотивации. Однако значение оценочного контроля этим не ограничивается. Помимо этого он должен еще и позитивно влиять на эффективность учебной деятельности, способствовать воспитанию и развитию школьников, то есть выполнять все функции, присущие процессу обучения в целом. [3, с. 223]

Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в данном направлении. В заключении следует подчеркнуть значение и преимущества  тестирования в сравнении с другими видами контроля. Мировой опыт показывает, что нужно внедрять тестирование как основной метод психологической и педагогической диагностики. Тест как система заданий специфической формы и соответствующего содержания есть научно обоснованным инструментом испытания и оценивания определенных знаний, умений и навыков. Метод тестирования дает возможность быстро, систематично и индивидуально подходить к контролю результатов обучения каждого ученика, эффективно измерять как уровень его обученности, так и психофизические и личностные характеристики, и на этом основании мобильно управлять учебно-воспитательным процессом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т. М. Балыхина. – М., 2006.

2. Банкевич Л. В. Некоторые вопросы тестирования как средства контроля и диагностики / Л. В. Банкевич // Вопросы программированного обучения иностранным языкам. – М., 1969. – С. 167-175.

3. Бим И. Л. Теория и методика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы / И. Л Бим. – М. : Просвещение, 1988. – 255 с.

4. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов. – М. : Высш. школа, 1982. – 319 с.

 

 

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (15.02.2017) | Автор: Чунина Татьяна Олеговна E
Просмотров: 450 | Теги: чтение, контроль, тестирование, иностранный язык | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar