Главная » Статьи » секция 2

ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

ПОЛИЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

 

Соловьёва Наталья Анатольевна

Костанайский государственный педагогический институт, Костанай, Казахстан

Solovyovana@mail.ru

Бабко Татьяна

Костанайский государственный педагогический институт, Костанай, Казахстан

bobko-tatyana@mail.ru

 

Современный человек сегодня характеризуется как личность, свободно владеющая двумя и более языками, осознающая принадлежность к собственной национальной культуре, понимающая и уважающая самобытность культуры собеседника, умеющая участвовать в межкультурном диалоге. Казахстан в современном мире должен восприниматься как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками – одна из основных задач для современного казахстанского образования, которое должно стать конкурентоспособным, качественным, таким, чтобы выпускники школ могли продолжить обучение в зарубежных вузах. Обучение иностранному языку формирует коммуникативное умение, столь необходимое для человека как члена общества, члена коллектива, члена семьи. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его. Полиязычное образование это целенаправленный, организуемый, нормируемый триединый процесс обучения, воспитания и развития индивида как полиязыковой личности на основе одновременного овладения несколькими языками как «фрагментом» социально-значимого опыта человечества, воплощенного в языковых знаниях и умениях, языковой и речевой деятельности, а также в эмоционально-ценностном отношении к языкам и культурам.

На данный момент важнейшей стратегической задачей полиязычного образования Казахстана является обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие лингвистического сознания, в основе – овладение государственным, родным, а также иностранными языками. Нет такового государства, где люди владеют только одним языком и где живет только одна нация. Для функционирования многонационального государства существенно двуязычие и полиязычие. В своём Послании к народу в 2009 году «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев отметил, что в целях обеспечения конкурентоспособности страны и ее граждан предложена поэтапная реализация культурного проекта «Триединство языков», согласно которому необходимо развитие трех языков: казахского как государственного языка, русского как языка межнационального общения и английского как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Он сказал: «...Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство… Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности».

По поручению Главы государства, начиная с 2013 года, в школах республики с 1 класса вводится изучение английского языка. Уже через 5 лет эти школьники начнут изучать профилирующие дисциплины на английском языке. К тому времени необходимо подготовить квалифицированные кадры для осуществления такой работы. Поэтому с 2012-2013 учебного года введены конкретные и эффективные меры в педагогических вузах по подготовке полиязычных учительских кадров. В 2016-2017 учебном году в 19 вузах Казахстана 669 преподавателей осуществляют учебную подготовку по предметам естественно-математического цикла и информационно-коммуникативных технологий на английском языке в полиязычных группах, в которых обучаются 1750 студентов. В 2015-2016 учебном году было выпущено 238 специалистов – педагогов с правом преподавания на трех языках, из них 159 человек работают в школах. Преподаватели, осуществляющие учебную деятельность в полиязычных группах, систематически повышают свой языковой уровень и проходят курсы педагогической направленности, на которых узнают об инновационных методах преподавания, технологиях проведения занятий на английском языке, особенностях работы в полиязычных группах, участвуют в методических семинарах, круглых столах по вопросам трехъязычного образования. Одним из новшеств является использование CLIL-технологий (предметно-языковое интегрированное обучение) на занятиях в полиязычных группах.

Казахстан - многонациональная страна, в которой уделяется очень большое внимание изучению языков народов, населяющих нашу страну. Государственным языком РК является казахский язык, а язык межнационального общения является русский язык.  По государственной программе учебники нового поколения издаются в стране на шести языках: казахском, русском, уйгурском, узбекском, турецком и немецком. Иностранные языки изучаются во всех школах. Если учесть, что обучение во всех образовательных учреждениях осуществляется на государственном языке казахском, и языке межнационального общения русском, а так же предусмотрено изучение как минимум одного иностранного языка, то можно говорить, что в Казахстане уже сформировалась тенденция полиязычного образования.

Сам язык рассматривается, как фактор культуры, во-первых, потому что он является ее основной частью, которую мы наследуем от наших предков; во-вторых, язык – главный инструмент, с помощью которого мы усваиваем культуру; в-третьих, это явление культурного порядка. Являясь составной частью культуры и его орудием, он выражает специфические черты национальной ментальности, открывает механизмы области сознания. Язык это объективная реальность. Язык таков, каким является общество. А оно изменилось во многом под влиянием средств массовой информации, интенсивно использующих все блага высоких технологий. Здесь уместно будет предположить, что зеркало состояния языка зеркало коммуникативной возможности языка. Язык явление социальное, а не индивидуальное. В соответствии с факторами культуры составлена система принципов обучения в системе полиязычия: казахский язык русский язык английский язык;

  • изучение языков идёт параллельно, языки не пересекаются;

  • опорой является родной язык;

  • обучение иностранному языку это обучение речевому мышлению, овладение новыми средствами выражения мыслей и миром изучаемого языка;

Развитие речи это развитие мышления. Речь невозможна без мыслей, без опережающего внутреннего процесса. Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человечества. Всё это в целом вызывает потребность в большом количестве граждан, практически и профессионально владеющих несколькими языками и получающих в связи с этим реальные шансы занять в обществе более престижное положение, как в социальном, так и в профессиональном отношении.

Английский язык как средство международного общения занимает в мире лидирующую позицию. Это связано, прежде всего, со стремительным развитием экономики, высоких технологий (космических, информационных, лазерной, био и нано технологий). Тот, кто желает получить более высокие шансы на успешное трудоустройство и профессиональную карьеру, должен в достаточной степени владеть хотя бы одним иностранным языком.

Полиязычный человек это человек, говорящий, понимающий и умеющий в различных ситуациях общения пользоваться различными языками. Изучение иностранного языка еще не говорит о получении образования. О полиязычном образовании можно говорить в тех случаях, когда на изучаемом иностранном языке преподаются еще другие учебные дисциплины, например, химия или биология и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Практикум по применению программных средств в дистанционном обучении иностранным языкам // Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности №439 от 1 октября 2007 г.

  2. Концепция развития полиязычного образования в Республике Казахстан. – Караганда : Изд-во КарГУ, 2008. – 19 с. (В соавторстве с Кубеевым Е.К., Шкутиной Л.А., Сырымбетовой Л.С., Жанкиной Б.Ж.).

  3. http://www.ipksko.kz

  4. http://cyberleninka.ru

  5. https://infourok.ru

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Соловьёва Наталья Анатольевна E
Просмотров: 663 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
avatar