Главная » Статьи » секция 2 |
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Бабанин Артем Петрович ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка
Обучение монологической речи является одной из основных и, вместе с тем, непростых задач, стоящих перед учителем. Это определяет актуальность данной проблемы, поскольку формулировать и выражать свои мысли на иностранном языке – одна из задач обучения иностранному языку. Данной тематике посвящены труды: Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Николаевой С.Ю., Пассова Е.И., Скляренко Н.К., Фокиной К.В. и других. Монологическая речь – это одна из форм говорения. Монологическая речь имеет сложное синтаксическое построение. Основные коммуникативные ситуации ее употребления – это сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения, но кроме того, монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового и массового. Следовательно, обучение говорению на иностранном языке требует от учащегося построения связанного и логичного изложения мысли, которое зависит от ситуации, поставленной перед учеником. Кроме того, это требует больших усилий не только со стороны ученика, но и со стороны учителя, так как обучение методологической речи является трудной методологической задачей. Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме [1, с. 205]. Как отмечают Пассов Е.И. и Фокина К.В., выделяют следующие характеристики монологической речи: 1. Относительно непрерывный характер высказывания – процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем- либо). Это значит, что высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема. Данное качество определяет: - весьма специфическую психологическую настроенность говорящего; - организацию его высказывания. Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов. 2. Последовательность, логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально. Очень важно для обучения знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности. 3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность. Когда мы заставляем обучаемых «высказываться» следующим образом: «Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и вбрасываю письмо в ящик», то следует помнить, что подобные высказывания, возможные чисто формально, не являются коммуникативно-направленными. Логичность действий в них временная, а не смысловая. 4. Тематичность высказывания – монологическое высказывание делается по какому-то определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы. 5. Синтаксическая усложненность – преобладание синтаксически полных структур; отсутствие эллипсисов, эмоционально-оценочных междометий. Кроме того, в процессе порождения монологического высказывания обучающийся сталкивается со следующими трудностями: а) определением предмета высказывания; б) удержанием логической последовательности излагаемых суждений; в) выбором языковых средств связи [2, с. 212; 3, с. 67]. Исходя из отмеченного, следует, что обучения монологической речи – крайне сложный и делительный процесс, фундамент которого начинает выстраиваться еще на начальной стадии обучения иностранному языку. В старших классах обучение монологической речи делает качественный скачек, поскольку происходят необходимые для этого расширение общего и филологического кругозора, усвоение грамматических правил, формирование ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 482 | | |
Всего комментариев: 0 | |