Главная » Статьи » секция 2

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

Бабанин Артем Петрович

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

artembabanin@gmail.com

 

Обучение монологической речи является одной из основных и, вместе с тем, непростых задач, стоящих перед учителем. Это определяет актуальность данной проблемы, поскольку формулировать и выражать свои мысли на иностранном  языке – одна из задач обучения иностранному языку.

Данной тематике посвящены труды: Бим И.Л., Гальсковой Н.Д., Гез Н.И., Николаевой С.Ю., Пассова Е.И., Скляренко Н.К., Фокиной К.В. и других.

Монологическая речь – это одна из форм говорения. Монологическая речь имеет сложное синтаксическое построение. Основные коммуникативные ситуации ее употребления – это сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения, но кроме того, монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового и массового. Следовательно, обучение говорению на иностранном языке требует от учащегося построения связанного и логичного изложения мысли, которое зависит от ситуации, поставленной перед учеником. Кроме того, это требует больших усилий не только со стороны ученика, но и со стороны учителя, так как обучение методологической речи является трудной методологической задачей.

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. В лингвистическом плане усилия обучающего и обучаемого должны быть направлены на отработку правильности структурно-грамматического, лексического и стилистического построения, в экстралингвистическом плане – на соответствие речевого высказывания коммуникативной цели, заданной ситуации, теме [1, с. 205].

Как отмечают Пассов Е.И. и Фокина К.В., выделяют следующие характеристики монологической речи:

1. Относительно непрерывный характер высказывания – процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным кем-либо (чем- либо). Это значит, что высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство определенного объема. Данное качество определяет:

- весьма специфическую психологическую настроенность говорящего;

- организацию его высказывания.

Главный механизм здесь – это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2. Последовательность, логичность – это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). «Развитие идеи» не следует понимать буквально.

Очень важно для обучения знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности.

3. Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность.

Когда мы заставляем обучаемых «высказываться» следующим образом: «Я хочу написать письмо. Я иду на почту. Я покупаю конверт, марку и бумагу. Я пишу письмо, заклеиваю конверт и вбрасываю письмо в ящик», то следует помнить, что подобные высказывания, возможные чисто формально, не являются коммуникативно-направленными. Логичность действий в них временная, а не смысловая.

4. Тематичность высказывания – монологическое высказывание делается по какому-то определенному поводу и имеет тенденцию оставаться в рамках заданной темы.

5. Синтаксическая усложненность – преобладание синтаксически полных структур; отсутствие эллипсисов, эмоционально-оценочных междометий.

Кроме того, в процессе порождения монологического высказывания обучающийся сталкивается со следующими трудностями:

а) определением предмета высказывания;

б) удержанием логической последовательности излагаемых суждений;

в) выбором языковых средств связи [2, с. 212; 3, с. 67].

Исходя из отмеченного, следует, что обучения монологической речи – крайне сложный и делительный процесс, фундамент которого начинает выстраиваться еще на начальной стадии обучения иностранному языку. В старших классах обучение монологической речи делает качественный скачек, поскольку происходят необходимые для этого расширение общего и филологического кругозора, усвоение грамматических правил, формирование ритмико-интонационных и слухо-произносительных навыков.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.

  3. Фокина К. В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Терентьева, Н. В. Костычева. – М. : Высшее образование, 2008. – 158 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Бабанин Артем Петрович E
Просмотров: 439 | Теги: монологическое высказывание, монологическая речь, иностранный язык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar