Главная » Статьи » секция 2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

 

Армянинова Диана Юрьевна

ОО ВПО «Горловскийинститутиностранныхязыков», г. Горловка

diana_2814@mail.ru

 

В условиях полилингвального и поликультурного образования изучение иноязычной и собственной культур становится стержнем современной концепции обучения иностранным языкам. В настоящее время актуальность приобретает межкультурная коммуникация в сфере повседневного общения – знание моделей общения, культурных стереотипов, ценностных ориентиров, образов и символов культуры. В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

В связи с этим ведутся исследования в русле проблем межкультурной коммуникации и формирования у обучающихся способности эффективно участвовать в ней (Е. Г. Елизарова, В. В. Сафонова, Л. И. Харченкова и др.). На современном этапе развития методики отечественными и зарубежными исследователями показаны возможности и преимущества метода проэктов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания (М. Ю. Бухаркина, О. С. Виноградова, В. В. Копылова, А. П. Кузнецова, О. М. Моисеева, И. Ю. Соловьева, Е. С. Полат, Т. Е. Сахарова, D. L. Fried-Booth, S. Haines и др.);использования потенциала метода проектов в обучении иностранным языкам (Е. С. Полат, Э. В. Бурцева, М. Ю. Бухаркина, В. В. Копылова, О. М. Моисеева,); подготовки учителей к руководству проектной деятельностью учащихся (А. В. Курова); использования метода проектов в реализации национально-регионального компонента содержания обучения иностранного языка (А. П. Кузнецова) и др.

Осознание необходимости организации учебной деятельности, способной обеспечить развитие творческих возможностей учащихся, способствующей развитию готовности учащихся к самостоятельному приобретению знаний и формированию умений по применению этих знаний для решения познавательных и практических задач, привело к поиску новых подходов к обучению.

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии,ролевыеигры проблемной направленности, «Портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике.

Метод проектов, будучи по сути своей комплексным методом, предполагает использование практически всех перечисленных выше методов обучения. Е.С. Полат дает следующее определение данного метода: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий с обязательной презентацией этих результатов»[10, с. 224].

Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е. И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. Новые тенденции в развитии нашего общества способствовали распространению проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивид, способный не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни [8, с. 223].

Важно помнить, что в основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта создает мотив деятельности, направленной на ее решение. А целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, при этом, задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. решать проблемы через задачи, вытекающие из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. С точки зрения обучающегося, учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе.

На уроках иностранного языка используются различные виды проектов.

По классификации Е. Коллингса есть четыре вида проектов:

1. «Проекты игр» – детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д.

2. «Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью.

3. «Повествовательные проекты», разрабатывая которые, целью детей было «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» – устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.

4. «Инструктивные проекты», нацеленные на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др. [4, 288 с.].

Классификация Е. С. Полат:

1. По методу:

- исследовательские (есть структура проекта, цели, значимость, методы обработки результатов);

- творческие (нет структуры, но есть схема и желаемые результаты, сюда относятся творческие работы, видеофильмы, стенгазеты и т.п.);

- ролево-игровые (нет структуры, есть лишь роли участников, например литературные персонажи в сценке);

- информационные (проекты направлены на сбор информации, результатом является статья, доклад или иная форма представления результатов)

- практико-ориентировочные (хорошо продумана структура, возможен сценарий все деятельности в рамках проекта, результатом является, например, газета, документ, спектакль и т.п.).

2. По содержательному аспекту: монопроекты (результат индивидуальная презентация); межпредметные проекты.

3. По характеру координации: соткрытой координацией; со скрытой координацией.

4. По характеристике контактов: внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города); международные.

5. По количеству участников: личностные (между двумя участниками находящимися в разных учебных заведениях, регионах, странах); парные (между парами участников); групповые (между группами участников).

6. По продолжительности проведения: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные[10, с. 224].

В практике обучения чаще всего применяются смешанные типы проектов.

Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по иностранному языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другие учебники, предусмотренные школьной программой. Однако, зачастую ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.

Практическая работа над проектом начинается на стадии «Закрепления материала» и «Повторение» и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

Одной из главных особенностей проектной деятельностиявляется ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, аппликация или сочинение.

В обучении иностранному языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проектная деятельность – целенаправленно организованный процесс,ориентированный на развитие воображения, фантазии, творческогомышления, самостоятельности учащихся. Дети учатся письменно излагатьсвою точку зрения по поставленной проблеме, пополняют свой словарныйзапас, совершенствуют свои знания в иноязычной грамматике.Для создания своих исследовательских проектов ребята используютсамые разные источники: ресурсы Интернета, мультимедийныеэнциклопедии «Кирилл и Мефодий», журналы и газеты. Учащийся,вовлеченный в проектную деятельность, творчески раскрепощается,проявляет свою фантазию, предлагает идеи, обогащая тем самым своизнания и знания своих товарищей. Решение тех или иных проблемзаставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе – 3-4 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.

Этап защиты и обсуждения проектов заключается в том, что каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Учителем оценивается содержание и организация материала – правильность оформления титульной страницы, плана, наличие введения, заключения, распределение материала по главам, правильность составления библиографии, грамотность изложения материала. Особенно ценится оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части.

При подведении итогов учитывается содержательная сторона речи, организационное построение высказывания, разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи. Ребята могут использовать плакаты, раздать план своей презентации, использовать музыку, а также пользоваться демонстрацией таблиц, схем, графиков, фотографиями, рисунками, предметной наглядностью. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Оценка проектной работы – нелегкое дело. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость устной презентации.

Т. В. Душеина полагает, что «применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Современные подходы к обучению языку подчёркивают важность сотрудничества и взаимодействия между учениками как мотивирующего фактора» [2, с. 38-41].

Преимущества метода проектов в обучении английскому языку Т.В. Душеина выделила следующие:

Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы.

Решение проблем – процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем иностранный язык для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а, думая, они учатся.

Когнитивный подход – не все ученики легко усваивают правила или структуры, проекты помогают ученикам самостоятельно поработать над ними.

Учение с увлечением – обучающиеся много усваивают, когда им нравиться процесс обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.

Личностный фактор – ученикам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.

Адаптация заданий – задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Метод проектов в обучении английскому языку может быть использован на любом уровне, в любом возрасте[2, с. 38-41].

Метод проектов – это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Роль учителя заключается в том, чтобы определить тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бельгибаева Д. А. Принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Д. А. Бельгибаева // Вестник КАСУ. – 2005. – №2. – С.21-22.

  2. Душеина Т. В. Проектная методика на уроках иностранного языка /Т. В. Душеина // Иностранные языки в школе. – 2003. – №5. – С.38-41.

  3. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия / О. Егоров // Учитель. – 2001. – № 1. – С. 13-15.

  4. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс. – М., 1926. – 288 с.

  5. Копылова В. В. Проектная методика как эффективная технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (8-9 классы, англ.яз): автореф. дис. …канд. пед. наук. : спец. 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания / В. В. Копылова – М., 2001. – 204 с.

  6. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению :пособие для учителей иностр. яз. / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.

  7. Пассов Е. И. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности : [Сб. статей / Редкол. : Пассов Е. И. (отв. ред.) и др.] / Е. И. Пассов. – Воронеж : ВГПИ, 1980. – 221 с.

  8. Пассов. Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1988. – 223 с.

  9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. – 1991. – № 2. – С. 3-10.

  10. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования:учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. – М. : ИЦ «Академия», 1999. – 224 с.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (19.02.2017) | Автор: Армянинова Диана Юрьевна E
Просмотров: 730 | Комментарии: 1 | Теги: Коммуникативная компетентность, личностно-ориентированный подход, метод проектов, коммуникация | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 12:05, 24.02.2017
Метод проектов можно использовать практически в преподавании любой дисциплины. Так, на нашей кафедре он используется на занятиях по психологическим дисциплинам. Результаты - неплохие.
avatar