Главная » Статьи » секция 2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Шишмакова Ольга Владимировна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

olya-shishmakova@mail.ru

 

Изучение иностранного языка предусматривает развитие и совершенствование речевых умений аудирования и говорения путем накопления активной лексики и средств грамматического оформления высказываний. Корректность речи во многом зависит от правильного грамматического оформления речевых высказываний. Грамматика – это каркас языка, то есть неправильное оформление высказываний ведет к искажению текста, поэтому формирование грамматических навыков и умений в обучении иностранному языку является весьма важным.

Многочисленные попытки были приняты, для решения данной проблемы, и до сих пор она привлекает особое внимание ученых и исследователей, например, А. А. Леонтьев, Е. И. Пассов, Л. С. Выготский, Е. И. Шендельс, О. И. Москальская, М. С. Ильин.

Развитие речи предполагает усвоение необходимых для этого языковых, и в частности, грамматических средств. Задача состоит в том, чтобы учащиеся могли пользоваться этими средствами в процессе говорения автоматически. Автоматизированное употребление грамматических средств в речи (устной и письменной) предполагает овладение определенным рядом навыков.

Навык понимается как автоматизированное звено сознательной деятельности. Автоматизированность действия – основной признак навыка. Целью закрепления грамматических знаний является выработка соответствующих умений, которые путем последующей автоматизации переходят в навыки [2].

Грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Процесс обучения грамматическим навыкам характеризуется тем, что он проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. Этапы обучения навыкам соответствуют психологическим фазам формирования навыков. Выделим их [2, 3]:

Подготовительный этап. Ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого перед ними с самого начала ставится цель. Учитель старается заинтересовать учащихся, возбудить их внимание и активность. Предпосылкой к использованию грамматических средств речи является знание лексики, наполняющей соответствующие модели. Кроме того, учащиеся должны повторить и тот грамматический материал, с которым новое грамматическое явление будет сочетаться или сопоставляться. Чем сложнее синтаксическая структура, тем более необходима зрительная опора (написание примеров на доске), наглядные средства и т.д. Здесь школьники сознательно конструируют образцы с новым грамматическим явлением. На этом этапе происходит формирование первичного умения. Показателем усвоения является безошибочность сознательно сконструированного образца, с применением усваиваемой грамматической формы.

Элементарный этап. В него входит усвоение отдельных действий по использованию грамматической конструкции или формы слова. В содержание элементарного этапа входят упражнения в употреблении готовых словоформ в данной структуре и в образовании формы по одному образцу. На элементарном этапе происходит дальнейшее осмысление и запоминание образцов с выделенными грамматическими формами и их значениями. Упражнения элементарного этапа ориентированы на использование аналогии, т.е. черты знакомого переносятся на новое явление, то есть здесь проводятся механические упражнения, в которых многократное повторение действия производится в облегченных условиях. Показателем успешности овладения этим этапом усвоения можно считать уменьшение осознаваемости частных грамматических операций и увеличение самостоятельности в выборе содержания речи при выполнении грамматических действий.

На совмещающем этапе продолжается закрепление серии действий в условиях координации его с другими действиями. Новое грамматическое средство на этом этапе сочетается с другими средствами. В упражнениях больше элементов творчества, механические упражнения на задний план. Показателем достижения результата на этом этапе можно считать самостоятельное творческое использование отрабатываемой грамматической формы наряду с другими.

Этап систематизирующего обобщения необходим при усвоении обобщений второй ступени и систематизации усвоенного при помощи упражнений в анализе, сравнений и классификаций. Данный этап служит в равной мере как укрепление активных грамматических навыков, так и обучение навыкам понимания грамматических средств активного минимума при чтении. Наглядными пособиями служили бы схемы и таблицы.

Последний этап – включение грамматических навыков в речевую деятельность, использование и повторение их в речевых упражнениях.

Понятие «грамматика» первоначально обозначало «искусство чтения и письма». Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий. Она играла и продолжает играть неодинаковую роль при обучении родным или иностранным языкам, но также и в системе образования разных государств.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Витлин Ж. А. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков / Ж. А. Витлин // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 5. – С. 22.

2. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н. И. Гез., М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов – М. : Высш. школа, 1982. – 319 с.

3. Миролюбова А. А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова. – М. : Просвещение, 1967.

 

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Шишмакова Ольга Владимировна E
Просмотров: 460 | Комментарии: 1 | Теги: Формирование, навык, умение, грамматика, Этап | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 redoms • 00:13, 15.02.2017
up Очень интересны мысли о грамматических этапах обучения навыков.
avatar