Главная » Статьи » секция 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

 

Ляшенко Наталья Александровна

ОП «Стахановский педагогический колледж Луганского национального университета имени Тараса Шевченко»

spcsekretar@gmail.com

 

Считается, что одним из существенных факторов, способствующих успешному обучению иностранному языку, является организация внеаудиторной работы.

Тема статьи выбрана исходя из того, что внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения студентами учебного материала и овладения дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

Также, данная тема тесно связана с проблемой, над которой мы работаем – «Роль иностранного языка в формировании ценностно-личностных ориентиров студентов». Учащиеся должны быть ознакомлены с жизнью, традициями, тех стран, язык которых они изучают. Уровень культуры определяется качественным знанием как своего родного языка, так называемого «mother tongue», так и иностранного. Студент учится уважать чужую культуру, сравнивает ее с обычаями своего народа, анализирует, делает выводы о том, что каждая страна и культура хороши по-своему, приходит к выводу, что знание иностранного языка очень важно, учится видеть ситуации, где использование иностранного языка жизненно необходимо.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, оказывает глубокое влияние на формирование ценностных ориентиров студентов. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора учащихся, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки студентов, возможностью реализации некоторых межпредметных связей.

Внеклассная работа успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как создаются условия для применения приобретённых знаний, умений и навыков, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению. Актуальная действительность постоянно рождает новые формы внеклассной работы. Каждый преподаватель сам определяет форму проведения мероприятий с учётом возрастных и других особенностей конкретной группы студентов.

Этой проблемой очень тщательно занималась В. И. Шепелева, материалы которой использованы в данной статье. По её мнению, во внеклассной работе необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности студентов включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса учащегося к иноязычной деятельности.

Следующий источник – это научно-методический журнал «Английский язык и литература», статья автора И. П. Цухт. По её наблюдениям, интерес учащихся к иностранному языку необходимо и возможно поддерживать, используя разнообразные методы и приёмы в ходе урочной и во внеурочной деятельности: работа в парах, выступления студентов перед аудиторией, совместная работа над новым текстом и т.д.

По мнению Н. А. Лысенко, автора статьи научно-методического журнала «Английский язык и литература», внеклассная работа расширяет словарный запас студентов, охватывает проблемы и вопросы, которые выходят за грани программы учебного заведения, углубляет социокультурные знания. Социокультурный аспект в преподавании иностранного языка является очень важным, поскольку нельзя изучать английский язык, не обращаясь к истории, культуре, повседневной жизни англоязычных стран.

Целью статьи является систематизация теоретических разработок внеклассной работы по иностранным языкам.

В задачи статьи входило:

1) систематизировать теоретический опыт внеклассной работы в современных учреждениях СПО;

2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения совместного творчества преподавателя и студентов;

3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, по иностранному языку.

Образовательная и воспитательная ценность внеклассной работы

Работа, проводимая вне аудитории, призвана разбудить интерес студентов к углубленному изучению языка, использованию его в обиходном общении, применению в других сферах образовательной деятельности. Учащийся должен чувствовать потребность в изучении английского языка и иметь необходимые предпосылки для удовлетворения этой потребности. Основными источниками являются мотивация и желание.

В задачу преподавателя входит поддерживать у студентов эту самую мотивацию, показать им важность знания английского языка, вызвать чувство удовлетворения от того, что они что-то уже понимают, могут сказать сами, прочитать или понять, о чем говорится в тексте.

В изучении английского языка следует различать интеллектуальную, эмоциональную и речевую активность, которые в совокупности способны обеспечить благоприятные условия для овладения языком во внеурочное время.

На начальном этапе интеллектуальная активность достигается постановкой проблемных вопросов, таких, которые ставят студентов перед необходимостью подумать, проанализировать, сравнить, сопоставить, обобщить, и таким образом подключить их мышление (английские версии украинских и русских произведений, песен, стихотворений, праздников, игр и т.д.)

Во время внеклассной работы необходимо стимулировать речевую активность так, чтобы она была по возможности мотивирована, а это значит, что у студентов должна быть вызвана потребность понять высказывание, воспринимаемое на слух, при чтении, высказывании своего отношения к происходящему и т.д.

Особую роль на начальном этапе должна сыграть эмоциональная активность, проявляющаяся в том, что студенты не безразличны к выполняемой ими деятельности.

Наиболее распространенной формой проведения внеклассной работы по английскому языку является Клуб английского языка.

Организуя его, преподаватель рассчитывает на то, что его будут посещать студенты, которые хотят дополнительно изучать язык, традиции и обычаи, культуру англоязычных стран, быт коренных жителей [3, с. 3].

Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности.

Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;

- расширение мировоззрения студентов;

- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;

- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.

Важным фактором успешного выполнения этих задач есть учет психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях.

Основными отличиями внеклассной работы от учебной деятельности являются:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.

Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку.

Внеклассная работа строится на следующих принципах:

1) принцип связи обучения с жизнью.

2) принцип коммуникативной активности учащихся.

3) принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

4) принцип учета возрастных особенностей учащихся.

5) принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

6) принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку[10, с. 63- 71].

Содержание, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку.

В. И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по иностранному языку по организационно-структурным признакам. Соответственно, она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным [10, с. 97].

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по иностранному языку:

1) соревновательные,

2) средства массовой информации,

3) культурно-массовые,

4) политико-массовые [5, с. 272].

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента студентов, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию студентов [10].

Процесс подготовки и проведение Недели иностранного языка проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели.

II этап – это проведение Недели иностранного языка.

III этап посвящен итогам Недели.

Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился [10].

Структура внеклассного мероприятия включает в себя следующие этапы:

1) формулировка целей и задач;

2) планирование мероприятия;

3) организационная стадия (непосредственно подготовка мероприятия);

4) само мероприятие (его ход) и его воздействие на коллектив и личность;

5) заключительная фаза воспитательного мероприятия – его анализ:

 - оценить его воспитательный эффект;

- достигнута ли цель;

- какие задачи, поставленные при проведении мероприятия, и в каком объеме были выполнены;

- выяснить причину недостатков, чтобы в следующий раз избежать их [9, с. 13].

Участие студентов во внеклассной работе способствует получению новых знаний, возможности общения на иностранном языке во внеурочное время. Оно является действенным стимулом к самостоятельным занятиям языком и самовоспитанию [8, с. 26].

Внеклассная работа несет очень важную функцию – создать условия для максимальной творческой самореализации студентов. Не каждый учащийся обладает способностями и склонностями к изучению иностранного языка, поэтому внеклассная работа формирует чаще всего ситуативный познавательный интерес у отдельных групп ребят. Если преподаватель ставит целью развитие студента в языковом плане, обучение его практическим приемам использования иностранного языка в различных жизненных ситуациях, то этому способствует организация проектно-исследовательской деятельности, как на практическом занятии, так и во внеурочное время. Следует ясно осознавать основной ожидаемый нами результат. Это – развитие творческих способностей студентов, приобретение ими новых знаний, умений, навыков исследовательской деятельности на родном и иностранном языках, создание и усвоение новых алгоритмов работы.

Литература

1. Внеклассные мероприятия по иностранному языку в учебном процессе // Англійська мова та література. – 2007. – № 29. – С. 11-13.

2. Калинина Л. В. Неделя английского языка в школе / Л. В. Калинина, Л. И. Березенская, И. В. Самойлюкевич и др. – Х. : Изд. группа «Основа», 2008. – 127 с.

3. Кулиш В. Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории / В. Кулиш. – Д. :Сталкер, 2003. – 320 с.

4. Лисенко Н. А. Вплив позакласної роботи на підвищення рівня мотивації учнів у вивченні мови / Н. А. Лисенко // Англійська мова та література. – 2010. – № 30. – С. 27.

5. Методика навчання іноземних мов у загальноосвітніх навчальних закладах : підруч. / Л. С. Панова, І. Ф. Андрійко, С. В. Тезікова та ін. – К. : ВЦ «Академія», 2010. – 328 с. (Серія «Альма-матер»).

6. Новикова Г. С. Формирование исследовательских навыков учащихся во внеклассной работе / Г. С. Новикова // Англійська мова та література. – 2012. – № 6. – С. 6-7.

7. Сікора Н. М. Тиждень англійської мови /Н. М. Сікора // Англійська мова та література. – 2010. – № 11. – С. 9-10.

8. Сударикова С. П. Организация внеклассной работы в школе как один из путей личностно-развивающего подхода в обучении школьников / С. Сударикова // Англійська мова та література. – 2011. – №7. – С. 26-27.

9. Цухт И. П. Внеклассная работа и мотивация / И. Цухт // Английский язык и литература. – 2012. – № 29. – С. 30.

10. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы / В. И. Шепелева. – М. : Высшая школа,1991. – 117 с.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Ляшенко Наталья Александровна E
Просмотров: 892 | Комментарии: 1 | Теги: ценностные ориентиры, студенты, формы внеклассной работы, Внеаудиторная работа, Родной язык, традиции и культура, иностранный язык | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:15, 21.02.2017
Внеклассная работа была и будет важной частью всего учебно-воспитательного процесса.
avatar