Главная » Статьи » секция 2

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ СТИХОТВОРЕНИЙ

 

Пилецкая Виктория Александровна

УО «Барановичский государственный университет», г. Барановичи

vika_pileckaya95@mail.ru

 

          Проблема усвоения  стихотворений детьми дошкольного возраста является многоплановой. Разные аспекты развития детского поэтического творчества всесторонне изучались в психолого-педагогической науке.

Особый интерес к поэзии, ритмичной и рифмованной речи, по мнению С. Л. Выготского, А. В. Запорожца, Я. Л. Коломинского, М. Р. Львова и др., проявляют дети среднего и старшего дошкольного возраста, что связано с такими их возрастными особенностями, как характерное соотношение первой и второй сигнальных систем, особая чувствительность к образно-эмоциональным моментам, стихотворному ритму, рифме, ярко выраженная потребность в творчестве.

По мнению исследователя М. Р. Львова, восприятие детьми художественной литературы рассматривается как активный и самостоятельный процесс, который предполагает именно деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям произведения, в воображаемом перенесении событий на самого себя, в результате чего у ребёнка возникает эффект личного присутствия в событиях художественного произведения [4,с. 32].

Педагогический аспект изучаемой проблемы заключается, прежде всего, в рассмотрении художественной литературы поэтического жанра как одного из средств умственного, нравственного и эстетического развития детей дошкольного возраста.

В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка» [1, с. 35].

С музыкальным произведением сравнивала стихотворение и Е. И. Тихеева. Она писала: «Хорошее стихотворение – та же музыка. А музыкальные слуховые восприятия, имеют большое значение для развития художественного вкуса ребёнка и, в первую очередь, для развития его речи» [5, с. 135].

В теории и методике дошкольного образования достаточно внимания уделяется методике ознакомления дошкольников с поэзией: определены принципы отбора поэтических произведений для детей, виды и структура занятий, разработаны различные методы и приёмы, способствующие более глубокому пониманию содержания стихотворении и подготовке ребёнка к его запоминанию, обучению выразительному чтению

Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме, нами было отмечено, что традиционные методики восприятия, заучивания и, в последующем, воспроизведения стихотворений носят в большинстве своем репродуктивный характер, что в большей степени развивает репродуктивное мышление и память, но никак не влияет на выразительность стихотворений.

Смена парадигмы дошкольного образования дала толчок к развитию и формированию новых технологий, способствующих развитию творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

С точки зрения развития творческих речевых способностей ребёнка наше внимание привлёк метод моделирования, как один из методов развития выразительность речи ребенка. Нами были проанализированы различные методики использования моделирования, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, и отобраны те, которые могли бы стать, на наш взгляд, наиболее эффективными в обучении заучиванию стихотворений с последующим выразительным воспроизведением.

Одной из рассмотренных нами методик стала методика Мнемотехники, предложенная Е. С. Шиловой, как один из эффективных методов заучивания стихотворений. [6, с. 10]. Мнемотехника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Мнемотехника осуществляется следующим образом: Рисуется “план” стихотворения – она же мнемотаблица. На каждое слово, словосочетание или предложение придумывается картинка. Глядя на изображение, ребёнок по памяти воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе педагог предлагает готовую мнемотаблицу. По мере обучения воспитанники могут активно включаться в процесс создания «плана» стихотворения.

Более ориентирована на ребенка, нежели методика мнемотехники, которая только допускает участие в разработке схем-моделей ребёнка, или же соучастия в этой работе педагога, родителя и ребёнка выступает часть метода «Шифровальщики», предложенного Н. А. Куксовой, который называется «Методика дорисовывания». Главной целью этой методики является способность ребёнка в штрихах, линиях, точках увидеть образ и дорисовать его, а позже в своей речевой деятельности, а именно, в стихотворении, отразить, что у него получилось. При этом взрослый становится таким же участником совместной деятельности, как и дети, и может предложить свой вариант тогда, когда дети исчерпали свои [2, с. 55].

Ещё одной разновидностью моделирования, выделенной нами в ходе исследования, является метод Пиктограмм. Пиктограмма для детей старшего дошкольного возраста это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций, и организации учебного процесса в виде игры.

Пиктограммы в дошкольной педагогике, и в частности, в методике развития речи, называют по-разному: сенсорно графические схемы (В. К. Воробъёва), предметно-схематические модели (Т. А. Ткаченко), коллаж (Т. В. Большева). На использовании пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения: пиктографический план к стихотворению, помогающий запомнить последовательность, обозначение с помощью символов выразительных средств чтения стихотворения и др.

Исходя из вышесказанного, целью эмпирического исследования являлось теоретическое изучение и практическая апробация наиболее эффективных педагогических условий обучения выразительному чтению стихотворений детьми дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений будет успешным при соблюдении следующих условий: использовании наглядности при помощи информационно-компьютерных технологий в специально организованной деятельности детей, использование моделирования динамических особенностей стихотворения в самостоятельной работе детей.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГУДО «Ясли-сад № 8 г. Барановичи». Выборку исследования составили 40 детей старшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли двадцать детей старшей группы № 10, а контрольную (КГ) составили двадцать детей старшей группы № 2.

На констатирующем этапе эмпирического исследования был выявлен уровень особенностей восприятия детьми старшего дошкольного возраста стихотворений и навыков их выразительного чтения. С этой целью с детьми контрольной и экспериментальной группы были проведены диагностические игры «Диагностики развития выразительности речи», разработанные О. И. Лазаренко [3, с. 5].

В соответствии с выделенными нами критериями диагностировались следующие умения: изменять темп речи,  изменять ритм речи, изменять высоту голоса, изменять силу голоса, выделять ударный слог в слове, пользоваться логическим ударением.

Умения, показанные детьми в ходе выполнения диагностических заданий оценивались различным количеством максимальных баллов от двух до десяти в соответствии со сложностью задания.

По результатам проведенной «Диагностики развития выразительности речи» были получены следующие количественные показатели: в контрольной группе для большинства дошкольников характерен средний уровень развития выразительности речи, составивший 55% 11 детей. Меньшее количество детей показали высокий уровень развития выразительности речи. Всего 6 детей, а это 25%, справились с поставленной задачей на высоком уровне, оставшиеся 20% детей 3 человека продемонстрировали низкие показатели в области выразительности речи.

Анализ речевых умений детей в области художественной выразительности речи показал, что наиболее трудным, для понимании детьми, было задание на использование логических ударений и выделение ударного слога. Дети затруднялись в выборе главного слова в предложении или обозначали его неправильно не соотнося его с подтекстом стихотворения. Немного более высокие результаты были продемонстрированы в области использования ритма речи. Четырьмя из двадцати детей продемонстрирован очень низкий уровень, который был отмечен как полное отсутствие ритмической выразительности в речи. Большой процент детей показало низкий результат и в использовании темпа, соответствующего характеру и стилю стихотворения. Более высокие показатели были отмечены в области использования высоты и силы голоса. Тем не менее, можно предположить, что высоту и силу голоса дети использовали также неосознанно, а скорее подражая полученному речевому шаблону.

Та же диагностическая программа использовалась и для выявления речевых навыков у детей экспериментальной группы.

Результатами исследования стали следующие количественные показатели: Средний уровень здесь также составил 55% 11 детей. Высокий уровень художественной выразительности речи продемонстрировало всего 4 ребенка  20% группы. 25% группы продемонстрировало низкий уровень это 5 детей.

Большинство детей этой группы показали  низкий уровень развития умения использовать логические ударения. Четверть детей из группы продемонстрировало тут очень низкие показатели. Примерно схожие результаты были и в обследовании умений выделять и использовать силу и высоту голоса. Дети зачастую сомневались в своем выборе. Это можно объяснить тем, что дети отождествляют эти характеристики со схожими характеристиками в музыке. Наиболее высокие результаты дети продемонстрировали в умении распознавать и применить в своей речи изменения темпа в зависимости от содержания произведения.

Таким образом, по результатам диагностик были сделаны следующие выводы: уровень восприятия детьми старшего дошкольного возраста стихотворений и навыков их выразительного чтения примерно одинаков в обеих возрастных группах. Дети обеих групп имеют одинаково слабое представление о средствах художественной выразительности. Следующим этапом разрабатываемой нами темы является выявление повышения эффективности работы над заучиванием стихотворений и выразительного чтения стихотворений детьми экспериментальной группы. Мы планируем разработать серию занятий направленных на формирование навыков выразительного чтения стихотворений посредством метода моделирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дунаева Н. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. 2007. № 6. С. 35-39.

  2. Куксова Н. А. Художественное чтение в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. А. Куксова. Минск : Университетское, 2001. 157 с.

  3. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей / О. И. Лазаренко. М. : ТЦ Сфера, 2009. 64с.

  4. Львов М. Р. Анализ детских сочинений [Текст] / М. Р. Львов // Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 32-34.

  5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : пособие для воспитателей детских садов / Е. И. Тихеева. 4-е изд. М. : Просвещение, 1972. 175 с.

  6. Шилова Е. С. Эффективные методы и приемы заучивания стихотворений [Текст] / Е. С. Шилова // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. Сер. «У дапамогу педагогу». 2014. № 9. С. 6-11.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Пилецкая Виктория Александровна E
Просмотров: 556 | Теги: старший дошкольный возраст, моделирование, речевое развитие, заучивание стихотворений, восприятие | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar