Главная » Статьи » секция 2

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Погромская Анна Ивановна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

pogromskaya_13@mail.ru

 

В современной школе информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Их использование не только повышает эффективность урока, способствует всестороннему развитию учащихся, но и указывает на желание и умение учителя разнообразить формы и методы работы, средства обучения, на его соответствие современным профессиональным требованиям.

Урок иностранного языка в силу своей специфичности предполагает широкое и гибкое использование информационно-коммуникационных технологий для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Информационные технологии позволяют использовать широкий набор аутентичных материалов и заданий, а также большое количество методических разработок для учителя [3, с. 56].

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности, овладевать языковыми навыками, индивидуализировать и дифференцировать обучение, повышать интерес и мотивацию учащихся.

Существует множество различных способов использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания иностранных языков в школе. Это применение мультимедийных приложений к используемым учебным пособиям, работа в компьютерной языковой лаборатории, использование интерактивных досок, мультимедийного оборудования (например, для демонстрации презентаций в Power Point) и др. [3, с. 57].

Неотъемлемой частью современного урока иностранного языка является мультимедийная презентация. Мультимедийная презентация иноязычного материала представляет собой способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме [1, с. 20]. Мультимедийное сопровождение может присутствовать как на протяжении всего урока, так и охватывать его часть. На слайдах могут быть представлены самые разнообразные элементы содержательного наполнения учебного занятия.

Основными дидактическими условиями применения мультимедийной презентации на уроке являются:

- перспективное планирование использования мультимедийной презентации (подбор оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме);

- методический анализ намеченных для демонстрации мультимедийной презентации материалов (определение степени их соответствия учебной программе, теме урока, изученному материалу, выделение основного и дополнительного материала, уточнение необходимого количества слайдов для решения поставленных задач);

- комплексный подход к применению мультимедийной презентации (учет дидактических возможностей материала на разных этапах обучения; уровня знаний и развития учащихся данного класса;

- подготовленности и опыта учителя в использовании мультимедийной презентации) [1, c. 20-21].

Говоря о программах, используемых для создания мультимедийных презентаций, можно отметить Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Microsoft Internet Explorer. Как правило, чаще всего используются мультимедийные презентации, созданные на основе Power Point, поскольку подготовить ее может каждый учитель иностранного языка, владеющий элементарными основами практической компьютерной грамотности. Немаловажен и тот факт, что, несмотря на относительную простоту создания, программа Power Point позволяет создать качественные, функциональные продукты, которые помогут достичь поставленных целей обучения.

Power Point также дает возможность придать более привлекательную форму представлению материалов, разнообразить виды языковой деятельности, по-новому взглянуть на казалось бы устаревший материал. Презентации позволяют фокусировать внимание учащихся на наиболее значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. При этом задействуются сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная. Презентации, подготовленные таким образом, могут также выступать в качестве интерактивного учебного пособия. Их можно использовать как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на продвинутом.

В то же время, при подготовке мультимедийной презентации к уроку иностранного языка учитель должен соблюдать ряд положений, которые влияют на качество и эффективность создаваемого дидактического продукта. Основные из них:

- методическая оправданность презентации: все, что представляется на слайдах, должно быть детально методически продуманным, целесообразным и дозированным: отбирать программные продукты так, чтобы они полностью отвечали тематике и содержанию учебного материала урока, индивидуальным особенностям и уровню подготовки учащихся;

- оригинальность презентации: учитель является автором сценария и режиссером урока, и каждая «постановка» должна отличаться новизной, характерными особенностями, представлять необходимый материал динамично и увлекательно с тем, чтобы вызвать и поддерживать интерес учащихся на протяжении всего урока;

- логическая последовательность слайдов: материалы к уроку на слайдах должны располагаться в строгой логической последовательности. Несоблюдение этого положения может привести к нарушению хода занятия;

 - полнота содержания: вынесение на слайды большей части материала или всего материала. Недооценка данного положения нарушает целостность урока и его эффективность;

 - грамотность: каждый слайд презентации должен быть грамотно оформлен и тщательно выверен. Наличие даже мелких недочетов, опечаток всегда бросается в глаза в ходе урока и снижает общее впечатление о нём;

- обоснованное использование эффектов мультимедиа: при создании презентации учитель может использовать различные эффекты – разнообразные виды выделения текстовой и графической информации, акцентирование внимание на конкретных моментах и явлениях и др. Конечно, использование их должно быть взвешенным, обоснованным и не тормозить ход запланированной работы [2].

Технология использования мультимедийной презентации имеет несколько этапов:

- подготовительный (отбор необходимого материала, определение педагогических задач и создание мультимедийной презентации;

- преддемонстрационный (снятие языковых трудностей, повторение необходимого материала, формулировка целей и задач для учащихся;

- демонстрационный (предъявление нового материала с комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов);

- последемонстрационный (вопросно-ответные упражнения, подведение итогов, самостоятельная формулировка правил учащимися);

- рефлексивный (мониторинг, анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа мультимедийной презентации) [1, с. 22].

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что мультимедийная презентация является неотъемлемой частью современного урока иностранного языка, помогая учителю решать дидактические и воспитательные задачи. Использование мультимедийных презентаций на уроках позволяет реализовывать один из основных дидактических принципов обучения – принцип наглядности. Презентации могут быть использованы на различных этапах урока и с различными целями: введения учащихся в языковую среду, введения и закрепления нового лексического материала, объяснения сложных грамматических явлений и структур и т.д. Интересная форма подачи материала превращает процесс изучения иностранного языка в захватывающее приключение, а усвоение грамматических структур и форм происходит непроизвольно, практически без усилий со стороны учащегося. Огромна роль мультимедийных презентаций и в формировании социокультурной компетенции учащихся, развитии филологического кругозора, позитивной мотивации к обучению иностранному языку.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Денисова Ж. А. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием / Ж. А. Денисова, М. К. Денисов // Иностранные языки в школе. – 2008. – № 3. – С. 20-27.

2. Хильченко Т. В. Мультимедийный урок иностранного языка и организационно-технологические особенности его проектирования [Электронный ресурс] / Т. В. Хильченко, А. В. Дубаков. – Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-17.pdf

3. Щемелева И. Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие / И. Ю. Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. – Орск : Издательство ОГТИ, 2009. – 118 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Погромская Анна Ивановна E
Просмотров: 758 | Комментарии: 4 | Теги: мультимедийная презентация, иностранный язык информационно-комм | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 21:37, 17.02.2017
Действительно, сейчас информационно - коммуникативные технологии имеют немаловажное значение.
avatar
0
2 nazmu1956 • 09:22, 20.02.2017
Главное, чтобы презентации не подменяли собой все и вся.
avatar
0
3 pedagogikaipsikhologiya • 23:13, 27.02.2017
Использование презентаций требует внимательного и осторожного подхода. Порой в погоне за эффектом подачи материала в мультимедийном формате забывается назначение самой презентации, а некорректно оформленные и перегруженные рисунками и текстом слайды с обилием анимации лишь утомляют обучающихся и сводят на нет все достоинства это вида технологий. Плохо еще и то, что многие, применяя мультимедийные презентации, делают акцент на демонстрационной функции презентации, забывая о ее тренировочных и контролирующих возможностях.
avatar
0
4 nazmu1956 • 11:12, 01.03.2017
Все это естественные процессы. Еще долго форма будет превалировать над содержанием. Когда форма подачи информации чсрез презентации станет для нас обыденностью, тогда и содержательный, методический аспект станет определяющим.
avatar