Главная » Статьи » секция 2 |
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ В ШКОЛЕ
Фандеева Елена Сергеевна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка Fandeeva06@gmail.com
Проблема обучения лексике английского языка привлекает серьезное внимание педагогов и методистов сразу по многим причинам. Основные из них: необходимость овладения значительным словарным запасом для дальнейшего успешного изучения языка; трудоёмкость процесса овладения словарным запасом; лексические единицы – разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно выявить и обратить на пользу методике обучения. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя, задача которого состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. Обучение лексике входит в состав лексической компетенции – способности учащихся определять контекстуальное значение слова, сравнивать его с другими языками, выделять в нем национальную характеристику для культуры данного народа. Методика обучения лексике на разных этапах школьного обучения различается, что во многом определяется возрастным особенностям учащихся. В младшей школе обучение строится, преимущественно, в игровой форме, для более лёгкого восприятия. На этапе обучения в основной школе у школьников совершенствуются мыслительные процессы, что проявляется в большей обобщенности и смысловой обработке материала, раскрытии каузальных связей предметов и явлений [2, с. 142-143]. На этапе обучения в старшей школе вводится много абстрактной лексики, что обуславливает использование преимущественно вербальных беспереводных способов семантизации. Это могут быть, например, иллюстрирующие ситуации [1, с. 74; 3]. При презентации лексической единицы акцент делается на отработку языковых средств, а ситуации создают коммуникативный фон, то есть ту коммуникативную направленность, которая будет способствовать употреблению слов в речи. При этом устанавливаются лексические связи новых слов с ранее изученными, учащиеся знакомятся со сферой употребления новых слов в типичных для них ситуациях. Одним из наиболее продуктивных подходов к обучению иностранному языку является использование коммуникативного метода обучения, который предполагает уподобление процесса обучения процессу реальной коммуникации. Применимо к лексике он предполагает ориентацию на личностно-смысловые связи иноязычной лексической единицы. Каждая лексическая единица рассматривается как компонент высказывания, как форма выражения мысли. С этой точки зрения важен тщательный отбор продуктивной лексики, необходимой и достаточной для удовлетворения потребностей общения в основных сферах коммуникативной деятельности. Объем продуктивной лексики, с одной стороны, должен покрывать все основные сферы коммуникации, а с другой стороны, должен соответствовать реальным возможностям учащихся и рамкам школьного курса. Каждая единица продуктивного словарного запаса требует значительного времени для выработки навыка её употребления, доведения речевого действия до автоматизма.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 466 | | |
Всего комментариев: 0 | |