Главная » Статьи » секция 2

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 

Гайтюкевич Екатерина Олеговна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

gaitykevish@mail.ru

 

Учитель – творец, который  гармонично сочетает ремесло и творчество: нестандартность работы, артистизм, поэтичность языка, талант в общении с детьми.

Настоящая суть работы по развитию творческой личности ученика заключается в организации жизни ребенка, где одной из важных функций является стимулирование положительной мотивации каждого ученика в процессе организации различных видов деятельности.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и производительность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка [3, c. 246-248].

Для активизации  творческой активности используются различные методы и приемы, а именно:

  • Метод образного сравнения (аналогии), когда какой – то сложный процесс или явление сравниваются с более простым и понятным. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

  • Метод «мозгового штурма», это метод коллективного решения проблемы. Автор «мозгового штурма» А. Осборн предложил разделить процесс выдвижения гипотез и процесс их оценки, анализа. Поиск идей ведется в обстановке, когда критика запрещена и каждая идея, даже шуточная или нелепая, поощряется. Благодаря «мозговому штурму» нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций.

  • Метод комбинационного анализа. В основе комбинационного анализа лежит матрица сочетаний двух рядов фактов (признаков объектов или самих объектов).

  • Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

  • Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

  • Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко, придерживаться ограничения.

  • Метод диалогичности. Учитель и ученик собеседники.

  • Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

  • Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру [1, c. 140-143].

Для более активной умственной и творческой деятельности учеников применяется метод беседы. При беседе ставятся вопросы для обсуждения будущей работы, уточняются и дополняются ответы учеников. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла.

Диспуты как активизация мышления учеников, воспитания культуры общения. Главная цель проведения диспута – решение сложных морально философских вопросов. В начале урока каждый ученик должен получить памятку для участника диспута [2, c. 196-197].

Для того чтобы ученики сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности стоит применять разные группы приемов: мотивационные, предоставления помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проведенных творческих выставках работ учеников.

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания. Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда ученики по различным причинам не могут выполнить ту или другую работу. С этой целью используются приемы предоставления помощи, напоминание, конкретизация,постановка наводных вопросов.

С целью активизации в формировании способностей учеников используются приемы, которые влияют на эмоционально волевую сферу: убеждение, одобрение, поощрение [4, c. 135-137].

Итак, можно сделать вывод, чтобы стимулировать творческую активность школьников, нужно использовать такие методы и приемы развитие творческого интереса, как использование интересных аналогий, создания ситуаций эмоционального переживания, метод открытия, создания ситуации выбора, самостоятельная исследовательская деятельность. Среди приёмов необходимо отметить мотивационные, приёмы предоставления помощи, стимулирующие. Прежде чем начать работу по развитию у учащихся творческих способностей, надо создать благоприятную атмосферу для общения, обеспечить привлекательность к творческой деятельности, предоставить самостоятельность в работе. Более эффективными методами  развития и активизации  творческих способностей учащихся являются беседа, диспут, метод «мозгового штурма».

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1983. – 608 с.

  2. Березина В. Г Детство творческой личности / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев., С. Ю. Модестов – СПб., 1994. – 210 с.

  3. Бурменская Г В. Одаренные дети; пер. с англ. / Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкий. – М. : Прогресс, 1991. – 376 с.

  4. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. / Т. О. Ендовицкая // Дошкольное воспитание. – 1967. – № 12. – С. 73-75.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (15.02.2017) | Автор: Гайтюкевич Екатерина Олеговна E
Просмотров: 893 | Теги: творческая деятельность, активизация, творческие способности, поисковая и индивидуальная деятельн | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar