Главная » Статьи » секция 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

Евдокимова Дарья Викторовна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

evdokimova_darya93@mail.ru

 

Постановка проблемы в общем виде. На сегодняшний день в преподавании иностранного языка складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса позволяет обеспечить реализацию новых моделей образования и способствует повышению конкурентоспособности личности. Таким образом, учитывая произошедшие изменения в процессе обучения в целом, а также важность поставленной задачи, ведущими педагогами современности были разработаны новые технологии обучения иностранным языкам с целью более эффективного влияния их на развитие личности ученика и реализации основной задачи – формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка.

Анализ исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). В связи с этим проблема коммуникативной компетенции и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.

В своих работах эту проблему исследовали учёные Л.И. Божович, М.А. Данилов, Л.В. Занков, М.В. Иванов, Г.Д. Кириллова, Г.А. Китайгородская Л.И. Божович, М.А. Данилов, Л.В. Занков, М.В. Иванов, Г.Д. Кириллова, Г.А. Китайгородская, Е.С. Полат, М.И. Беляев, Е.П. Буторина, Т.М. Глызункова и др.

По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д. [5, с. 3-11].

Цель статьи проанализировать роль информационно-коммуникативных технологий в системе обучения школьников иностранному языку (немецкому языку).

Изложение основного материала исследования. Одним из путей повышения эффективности обучения является внедрение в процесс обучения информационных технологий. Информационные технологии позволяют сделать обучение более наглядным, обеспечивают личностно-ориентированный подход к обучению, повышают интенсивность занятий. «Информационная технология – совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации» [6, с. 111].

Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает «наука». Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Тогда информационная технология – это такая технология, которая направлена на преобразование и обработку информации. По сути, информационная технология является обобщающим понятием, описывающим различные механизмы, устройства, алгоритмы, способы обработки данных. Важнейшим современным устройством информационных технологий является компьютер, снабженный необходимым программным обеспечением. Вторым по счету, но не менее важным оборудованием, считаются средства коммуникации с размещенной на них информацией. Существует  три уровня внедрения информационных технологий в процесс обучения.

Первый уровень – компьютерная поддержка курса. На этом уровне рассматриваются элементы компьютерных технологий, включаемых в традиционный образовательный процесс и подчиненных ему по целям и содержанию. Применение компьютера меняет только форму представления учебного материала и некоторые элементы организации учебного процесса, не затрагивая его традиционных основ.

Второй уровень – внедрение моделирующих программ, мультимедиа-систем и телекоммуникаций, с помощью которых учащийся получает доступ к разнообразной информации. При общей привязанности по содержанию к традиционным программам курсов, учебникам и пособиям, на данном этапе предполагается активное использование моделирующих сред и информационных систем, предусматривающих проведение всестороннего исследования объектов, процессов и систем реального мира.

Третий уровень – формирование электронно-образовательных сред (пространств). Данный уровень связан с перестройкой системы образования, которая должна быть приведена в соответствие с потребностями информационного общества. Компьютерные технологии перестают носить вспомогательный характер. Предполагается разработка учебников нового типа и специальных образовательных компьютерных сред.

Современный этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий и виртуальной реальности, а также философским осмыслением происходящего процесса информатизации и его социальных последствий [1, с. 3-11].

 По мере развития процесса информатизации общества изменяется содержание обучения по нескольким направлениям:

Первое направление связано со становлением учебных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку учащихся в области информатики.

Второе – с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которых становится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процесс влечет за собой изменение предметного содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования.

Третье направление связано с глубоким влиянием информатизации на цели обучения [8, с. 5-13].

На всех этапах внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс можно выделить следующие основные аспекты: педагогический, психологический, физиологический, валеологический и реализующий. Использование различных образовательных средств информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

1. Освоение предметной области на разных уровнях глубины и детальности.

2. Выработка умений и навыков решения типовых практических задач в избранной предметной области.

3. Выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных проблемных ситуациях.

4. Развитие способностей к определенным видам деятельности.

5. Проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов.

6. Восстановление знаний, умений и навыков.

7. Контроль и оценивание уровней знаний и умений [10].

Информационные технологии являются эффективным средством индивидуализации обучения, интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышению мотивации и познавательной активности. У учащихся развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней. Электронные средства способствуют повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека, прививает навыки самообразования и интерес к обучению. Если есть интерес, то есть и прогресс, который влияет на качество образования.

Для эффективности процесса обучения в современных условиях необходимо отнести информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета. Использование видео- и аудиоматериалов также способствуют активизации познавательной деятельности учащегося и обладают значительной информационной емкостью.

Проникновение информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

         Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Итак, использование компьютера вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению иностранного языка.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и образование. – 1987. – № 6. – С. 3-11.

  2. Информационные технологии в образовании и науке : материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании и науке «ИТО – Самара – 2011». – М., Самарский филиал МГПУ, МГПУ, 2011. – 494 c.

  3. Ляховицкий М. В. Технические средства в обучении иностранным языкам / М. В. Ляховицкий, И. М. Кошман. – М., 2006. – 144 с.

  4. Петухова Е. И. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования / Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 82-83.

  5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // ИЯШ. – 2000. – № 2. – С. 3-11.

  6. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Под. ред. Г. М. Коджаспиров. – Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 111.

  7. Тимофеев С. Т. Информационные технологии интенсивного обучения / С. Т. Тимофеев // Современная школа. – 2006. – № 12. – С. 31-34.

  8. Шолохович В. Ф. Информационные технологии обучения / В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. – 1998. – № 2. – С. 5-13.

  9. Щукин П. И. Методика использования новейших средств обучения / П. И. Щукин. – М., 2005. – 156 с.

  10. Неумоина Е. Г. Внедрение информационных технологий в учебный процесс [Электронный ресурс] / Е. Г. Неумоина. – Саратов, 2011. – Режим доступа: http://it-education.ru/2011/section/78/3857/index.html

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (15.02.2017) | Автор: Евдокимова Дарья Викторовна E
Просмотров: 538 | Комментарии: 1 | Теги: информационные технологии, технология, коммуникативная компетенция | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 09:19, 20.02.2017
В нашем вузе так же проводится большая работа в данном направлении,правда с переменным успехом.
avatar