Главная » Статьи » секция 2 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Стрельчук Диана Сергеевна УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи strelchuk.96@inbox.ru
В дошкольной дидактике особое место отводится формированию грамматического строя речи детей, как наиболее важному компоненту речевой функциональной системы. Учитывая важность роли грамматической стороны речи для осуществления коммуникативного взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, необходимо, чтобы грамматический строй речи ребенка был развит в соответствии с законами и правилами изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений. Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Это положение соотносится в нашем исследовании с ролью дидактической игры в речевом развитии. Мы считаем, что использование дидактических игр способствует закреплению и активизации речевых навыков. Дидактическая игра является эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и непосредственной заинтересованности детей, они дают уникальную возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных грамматически правильных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с помощью наглядного материала: как с игрушками, предметами и картинками, так и без них – в форме словесной игры, построенной на словах и действиях играющих [1, с. 177]. В каждой дидактической игре необходимо чётко определить программное содержание. Например, рассмотрим игру «Кто ушел, и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей единственного и множественного числа в именительном падеже. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, при образовании нужной грамматической формы [1, c. 212]. Так же в работе с детьми может быть использован такой метод, как игра – драматизация. Особенность данного метода в том, что в играх-драматизациях разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам педагог, позднее режиссёром становятся дети. Игры такого рода дают возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети могут упражняться в употреблении правильных предлогов, согласовании существительных с прилагательными, изменении глаголов. Примером может быть игра-драматизация «День рождения куклы». Заметим, что важную роль на первоначальных этапах обучения играет образец правильной речи педагога. Детям предлагают поучиться правильно произносить слова, запомнить их: ехать – приезжают, махать – машут, искать – ищут; снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – ребёнка [17, с. 318]. Кроме того при проведении с дошкольниками игр и игровых упражнений используются такие приемы, как объяснение и сравнение. Объяснение показывает дошкольникам правильное употребление трудных грамматических формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: один стакан какао, на столе много какао. Эти слова надо запомнить. Сравнение – это приём умственной деятельности детей, при котором устанавливаются сходства или различия между объектами изучения. Например, приём сравнения двух форм: чулок – носок; карандашей – апельсинов – груш; столов – окон. Для прочного запоминания трудных форм применяется многократное повторение ее детьми за педагогом, вместе с педагогом, хором и по одному. Использование в практике работы с детьми по формированию грамматических навыков обозначило проблему исследования: оптимальный подбор педагогических методик, позволяющих повысить эффективность формирования навыков словоизменения у детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГУДО «Ясли-сад №2» г. Речица». В экспериментальном исследовании проведённом на базе ГУДО «Ясли-сад №2» принимали участие 20 воспитанников экспериментальной группы (ЭГ) и 20 воспитанников контрольной группы (КГ) в возрасте 4-х – 5-ти лет. Для проведения констатирующего этапа исследования с целью выявления исходного уровня навыков словоизменения использовались модифицированные методики Р. И. Лалаевой – Г. В. Чиркиной. Обследование детей проводилось в индивидуальной форме в первую и вторую половину дня. Выявление уровня сформированности навыков словоизменения у детей проводилось по следующим критериям: изменение существительных по падежам; согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе; умение образовывать имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа; умения изменять глаголы по числам. Анализируя результаты проведенной диагностики можно сказать, что на констатирующем этапе эксперимента у 8 детей КГ отмечается высокий уровень развития навыков самостоятельного словоизменения (40%), у 10 детей наблюдается средний уровень (50%), у 2 детей – низкий (10%). Качественный анализ показал, что у детей контрольной группы, проблемы вызвали задания на согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе; умение образовывать имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа. Хотя все дети справились с заданием, 8 – человек допустили небольшое количество ошибок, 10 детей допустили незначительные ошибки после второй попытки. Двое детей не справились с заданием на образование имен существительных. При выполнении заданий на изменение глаголов по числам дети показали самые высокие результаты, хотя и допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи педагога. Анализируя результаты выявления уровня сформированности навыков словоизменения в экспериментальной группе отметим, что у 10-ти детей отмечается высокий уровень (50%), а у второй половины группы, которая составляет 10 человек, выявлен средний уровень сформированности данного навыка (50%). Низких показателей нами не выявлено. Полученные данные позволяют говорить о том, что дети ЭГ обладают более высоким уровнем сформированности навыков словоизменения. Качественный анализ показал, что у экспериментальной группы детей, проблемы вызвали задания на образование слов в форме дательного падежа и изменение глаголов по числам. 10 детей допустили незначительные ошибки после нескольких попыток. Анализ полученных данных показал необходимость формировать у детей следующие навыки в области словоизменения: закрепление формы множественного числа; уточнение формы родительного падежа; уточнение формы дательного падежа; уточнение формы винительного падежа; уточнение формы предложного падежа; развитие навыка словоизменения. Мы считаем, что для повышения эффективности по данному направлению будет способствовать использованию в работе с детьми разработанный нами комплекс специально подобранных дидактических игр для формирования и закрепления у детей навыков самостоятельного словоизменения. Апробация данного комплекса является следующим этапом нашего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 629 | | |
Всего комментариев: 0 | |