Главная » Статьи » секция 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Стрельчук Диана Сергеевна

УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи

strelchuk.96@inbox.ru

 

В дошкольной дидактике особое место отводится формированию грамматического строя речи детей, как наиболее важному компоненту речевой функциональной системы. Учитывая важность роли грамматической стороны речи для осуществления коммуникативного взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, необходимо, чтобы грамматический строй речи ребенка был развит в соответствии с законами и правилами изменения слов, соединения слов в словосочетания и построения предложений.

Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и самореализации детей. Это положение соотносится в нашем исследовании с ролью дидактической игры в речевом развитии. Мы считаем, что использование дидактических игр способствует закреплению и активизации речевых навыков.

Дидактическая игра является эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и непосредственной заинтересованности детей, они дают уникальную возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных грамматически правильных словоформ. Дидактические игры могут проводиться с помощью наглядного материала: как с игрушками, предметами и картинками, так и без них – в форме словесной игры, построенной на словах и действиях играющих [1, с. 177].

В каждой дидактической игре необходимо чётко определить программное содержание. Например, рассмотрим игру «Кто ушел, и кто пришел». В ней закрепляется правильное употребление наименований животных и их детенышей единственного и множественного числа в именительном падеже. В соответствии с дидактической задачей (программным содержанием) отбираются игрушки, с которыми можно легко производить разнообразные действия, при образовании нужной грамматической формы [1, c. 212].

Так же в работе с детьми может быть использован такой метод, как игра – драматизация. Особенность данного метода в том, что в играх-драматизациях разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам педагог, позднее режиссёром становятся дети. Игры такого рода дают возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети могут упражняться в употреблении правильных предлогов, согласовании существительных с прилагательными, изменении глаголов. Примером может быть игра-драматизация «День рождения куклы». Заметим, что важную роль на первоначальных этапах обучения играет образец правильной речи педагога. Детям предлагают поучиться правильно произносить слова, запомнить их: ехать приезжают, махать машут, искать ищут; снять (что?) пальто, но раздеть (кого?) ребёнка [17, с.  318].

Кроме того при проведении с дошкольниками игр и игровых упражнений используются такие приемы, как объяснение и сравнение. Объяснение показывает дошкольникам правильное употребление трудных грамматических формы. Например: все слова изменяются, но есть такие, как кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: один стакан какао, на столе много какао. Эти слова надо запомнить.

Сравнение – это приём умственной деятельности детей, при котором устанавливаются сходства или различия между объектами изучения. Например, приём сравнения двух форм: чулок носок; карандашей апельсинов груш; столов окон. Для прочного запоминания трудных форм применяется многократное повторение ее детьми за педагогом, вместе с педагогом, хором и по одному.

Использование в практике работы с детьми по формированию грамматических навыков обозначило проблему исследования: оптимальный подбор педагогических методик, позволяющих повысить эффективность формирования навыков словоизменения у детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе ГУДО «Ясли-сад №2» г. Речица».

В экспериментальном исследовании проведённом на базе ГУДО «Ясли-сад №2» принимали участие 20 воспитанников экспериментальной группы (ЭГ) и 20 воспитанников контрольной группы (КГ) в возрасте 4-х – 5-ти лет.

Для проведения констатирующего этапа исследования с целью выявления исходного уровня навыков словоизменения использовались модифицированные методики Р. И. Лалаевой – Г. В. Чиркиной. Обследование детей проводилось в индивидуальной форме в первую и вторую половину дня.

Выявление уровня сформированности навыков словоизменения у детей проводилось по следующим критериям: изменение существительных по падежам; согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе; умение образовывать имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа; умения изменять глаголы по числам.

Анализируя результаты проведенной диагностики можно сказать, что на констатирующем этапе эксперимента у 8 детей КГ отмечается высокий уровень развития навыков самостоятельного словоизменения (40%), у 10 детей наблюдается средний уровень (50%), у 2 детей – низкий (10%).

Качественный анализ показал, что у детей контрольной группы, проблемы вызвали задания на согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе; умение образовывать имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа. Хотя все дети справились с заданием, 8 – человек допустили небольшое количество ошибок, 10 детей допустили незначительные ошибки после второй попытки. Двое детей не справились с заданием на образование имен существительных. При выполнении заданий на изменение глаголов по числам дети показали самые высокие результаты, хотя и допустили незначительные ошибки с исправлением при помощи педагога.

Анализируя результаты выявления уровня сформированности навыков словоизменения в экспериментальной группе отметим, что у 10-ти детей отмечается высокий уровень (50%), а у второй половины группы, которая составляет 10 человек, выявлен средний уровень сформированности данного навыка (50%). Низких показателей нами не выявлено.

Полученные данные позволяют говорить о том, что дети ЭГ обладают более высоким уровнем сформированности навыков словоизменения.

Качественный анализ показал, что у экспериментальной группы детей, проблемы вызвали задания на образование слов в форме дательного падежа и изменение глаголов по числам. 10 детей допустили незначительные ошибки после нескольких попыток.

Анализ полученных данных показал необходимость формировать у детей следующие навыки в области словоизменения: закрепление формы множественного числа; уточнение формы родительного падежа; уточнение формы дательного падежа; уточнение формы винительного падежа; уточнение формы предложного падежа; развитие навыка словоизменения.

Мы считаем, что для повышения эффективности по данному направлению будет способствовать использованию в работе с детьми разработанный нами комплекс специально подобранных дидактических игр для формирования и закрепления у детей навыков самостоятельного словоизменения.

Апробация данного комплекса является следующим этапом нашего исследования.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Просвещение, 2007. – 400 с.

  2. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М., 2009. – 326 с.

  3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М., 1961.

  4. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1979. – 223 с.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Стрельчук Диана Сергеевна E
Просмотров: 629 | Теги: игровые методы, средний дошкольный возраст, дидактическая игра, Словоизменение, грамматический строй | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar