Главная » Статьи » секция 2 |
Информационные технологии обучения
Мотузенко Дарья Эдуардовна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка
В научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации образования, часто встречаются такие синонимические выражения как «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии», «ЭКССТО – электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись. Внедрение в образование новых аппаратных, программных, коммуникационных средств постепенно привело к вытеснению термина «компьютерные технологии обучения» понятием «ин- формационные технологии обучения». Информационные технологии обучения (ИТО) – совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Е. И. Машбиц и Н. Ф. Талызина рассматривают ИТО как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте. В. Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации образования. Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае – о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении). ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качества обучения и всестороннего развития личности. Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если: – она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность); – она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены; – средством подготовки и передачи информации обучаемому выступает компьютерная и информационная техника [1, c. 21]. ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 937 | | |
Всего комментариев: 0 | |