Главная » Статьи » секция 2 |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Ушакова София Андреевна ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, В. И. Гриценко, Г. Р. Громов, О. А. Кривошеев, В. Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2, с. 80]. Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть основные понятия информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [5]. В XX веке после появления понятия «информатизация», стало целесообразным пересмотреть задачи процесса образования. Основными из них являются: · повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; · применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; · интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); · адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; · обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании; · разработка информационных технологий дистанционного обучения; · совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [3, с. 15]. Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: 1. По решаемым педагогическим задачам: · средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); · средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); · вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); · комплексные средства (дистанционные). 2. По функциям в организации образовательного процесса: · информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); · интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции); · поисковые (каталоги, поисковые системы). 3. По типу информации: · электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); · электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); · электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты); · электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); · электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе: · урочные; · внеурочные 5. По форме взаимодействия с обучаемым: · технология асинхронного режима связи; · технология синхронного режима связи [4]. Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе: 1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: · максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; · широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; · раскрытия творческого потенциала обучающихся; · освоения студентами современных информационных технологий. 2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: · при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, · для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; · для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий. 4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: · при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана; · при фронтальной либо подгрупповой формах работы. 5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый. Тесты могут проводиться на компьютере в интерактивном режиме, (результат оценивается автоматически системой) и без помощи персонального компьютера (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании английского языка значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала. Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. Так как коммуникативная технология является важным элементом при изучении вопроса об ИКТ, ее необходимо выделить. Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика): · ученик спрашивает; · подтверждает мысль; · побуждает к действию; · высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы. При этом должна обеспечиваться новизна ситуации: · новая речевая задача; · новый собеседник; · новый предмет обсуждения. Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает: · осознание необходимости общения; · потребность использования речи; · формируется речевое поведение. Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть: · учебная; · игровая; · трудовая. Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации: · устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; · мотивируется общение; · презентуется (преподносится) речевой материал; · приобретаются речевые навыки; · развивается активность детей и самостоятельность общения. В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка: · отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения; · возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения). Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции: · приносить детям радость; · сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями [1, с. 38]. Таким образом, использование ИКТ в системе образования значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
ЛИТЕРАТУРА 1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев // Школа. – 2006. – № 2. – С. 37-39. 2. Петухова Е. И. Информационные технологии в образовании / Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 80-81. 3. Тевс Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Авт.-сост. : Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. – Барнаул : БГПУ, 2006. – С. 71 4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании филологических дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809 5. Информационно-коммуникационные технологии в системе образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-informacionnokommunikacionnie-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya-916893.html
| |
Просмотров: 852 | | |
Всего комментариев: 0 | |