Главная » Статьи » секция 2

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Ушакова София Андреевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

ushakova-sofiya@mail.ua

 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: О. И. Агапова, В. И. Гриценко, Г. Р. Громов, О. А. Кривошеев, В. Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [2, с. 80].

Цель статьи состоит в том, чтобы раскрыть основные понятия информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей [5].

В XX веке после появления понятия «информатизация», стало целесообразным пересмотреть задачи процесса образования. Основными из них являются:

· повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

· применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

· интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

· адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

· обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании;

· разработка информационных технологий дистанционного обучения;

· совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [3, с. 15].

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

· средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

· средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

· вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

· комплексные средства (дистанционные).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

· информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

· интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

· поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

· электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

· электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

· электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио объекты);

· электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

· электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

· урочные;

· внеурочные

5. По форме взаимодействия с обучаемым:

· технология асинхронного режима связи;

· технология синхронного режима связи [4].

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

· максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

· широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

· раскрытия творческого потенциала обучающихся;

· освоения студентами современных информационных технологий.

2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:

· при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,

· для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;

· для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.

3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.

Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.

4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:

· при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

· при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Тесты могут проводиться на компьютере в интерактивном режиме, (результат оценивается автоматически системой) и без помощи персонального компьютера (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании английского языка значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.

Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. Так как коммуникативная технология является важным элементом при изучении вопроса об ИКТ, ее необходимо выделить.

Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

· ученик спрашивает;

· подтверждает мысль;

· побуждает к действию;

· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

· новая речевая задача;

· новый собеседник;

· новый предмет обсуждения.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

· осознание необходимости общения;

· потребность использования речи;

· формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:

· учебная;

· игровая;

· трудовая.

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:

· устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

· мотивируется общение;

· презентуется (преподносится) речевой материал;

· приобретаются речевые навыки;

· развивается активность детей и самостоятельность общения.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

· отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;

· возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

· приносить детям радость;

· сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями [1, с. 38].

Таким образом, использование ИКТ в системе образования значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе / А. А. Кораблев // Школа. – 2006. – № 2. – С. 37-39.

2. Петухова Е. И. Информационные технологии в образовании / Е. И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 80-81.

3. Тевс Д. П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе : учебно-методическое пособие / Авт.-сост. : Д. П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. – Барнаул : БГПУ, 2006. – С. 71

4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании филологических дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sandbox.openclass.ru/wiki-pages/79809

5. Информационно-коммуникационные технологии в системе образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-informacionnokommunikacionnie-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya-916893.html

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (24.02.2017) | Автор: Ушакова София Андреевна E
Просмотров: 742 | Теги: информатизация, средства ИКТ, образовательный процесс, Информационно-коммуникационные техн, коммуникативная технология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar