Главная » Статьи » секция 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Марийчук Татьяна Анатольевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

t.mariichuk@yandex.ua

 

Вопросам индивидуального подхода в обучении иностранным языкам уделяется большое внимание, как за рубежом, так и в нашей стране. Принцип индивидуального подхода в обучении учащихся является одним из общедидактических, а обучение иностранному языку в большой степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода, т. к. при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения – речь человека, как способ выражения мысли средствами языка [1, c. 22].

В школьном образовании закладываются основы знания иностранного языка. Школа даёт необходимый набор знаний и умений в овладении иностранным языком, однако не стоит забывать, что все учащиеся имеют разный уровень способностей. В группе учеников одного возраста, изучающих иностранный язык, есть дети с разным темпом работы, разными навыками общения, разным возможностями памяти и прочее. Таким образом, не представляется возможным ведение урока в одинаковых для всех рамках, с типовыми заданиями и требованиями. Если целью учителя является донести информацию до каждого учащегося, с учётом его личных особенностей и способностей,  значит, подход должен и может быть только индивидуальным.

В противном случае мы получаем следующие результаты – материал усвоен только теми учениками, которые обладают хорошей памятью и достаточно высокими способностями, которых, следует заметить, в обычной общеобразовательной школе меньшинство. Следовательно, остальные учащиеся, по ряду причин, не усвоили данные им знания, а значит, в дальнейшем не смогут их удовлетворительно продемонстрировать ни в проверочных и контрольных заданиях, ни в общении.

Осуществление индивидуального подхода в обучении иностранному языку основано на хорошем знании учителем своих учащихся: их природных данных, особенностей здоровья, психики, их склонностей и интересов. Необходимо знать, какой микроклимат в группе, взаимоотношения среди учеников, что очень важно, например, при организации парной работы. Особенно хорошо реализуется индивидуальный подход при работе с раздаточным материалом. Каждый может получить карточку с заданием, выполнение которого, хотя и потребует напряжения умственных сил, будет доступно и посильно для ученика.

В рамках развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика», того, кто быстрее включается в работу, демонстрирует навыки эффективного общения, сам умеет творчески решать поставленные задачи. Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от которого сразу есть «отдача» и виден результат.  А как быть с теми, кто в этот момент попросту не понимает, чем в классе занимаются остальные, т.к. материал им не понят? Не каждый учащийся попросит учителя повторить объяснение снова или задать уточняющие вопросы, причины этому могут  быть разные, от банального стеснения перед преподавателем или другими учащимися до неумения правильно сформулировать свой вопрос.

Выделим основные правила, которым нужно следовать при реализации принципа индивидуального подхода в обучении иностранному языку: изучать учащихся, выяснять их возможности, интересы, увлечения; использовать дифференцированные задания с учетом возможностей и интересов учащихся; учитывать индивидуальные особенности учащихся и их возможности при выполнении заданий [3, c. 108].

Современное общество диктует свои жёсткие требования к успешному человеку, а значит, нам не обойтись без индивидуального подхода к учащимся. Основы формирования этих умений закладываются в первую очередь в школе, поэтому процесс индивидуализации обучения иностранному языку должен быть одним из самых важных в обучении.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991.– 219 с.

  2. Николаева С. Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории индивидуализации обучения / С. Ю. Николаева // Иностранные языки в школе. – 1987. – № 5. – С. 37 – 40.

  3. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М. : Просвещение, 1991. 287 с.

  4. Саттарова С. Т. Из опыта индивидуализации обучения иностранным языкам // Молодой ученый / С. Т. Саттарова. – 2014. – № 1. – С. 571 – 574.

  5. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И. Э. Унт. М. : Просвещение, 1990. – 367 с.

 

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (16.02.2017) | Автор: Марийчук Татьяна Анатольевна E
Просмотров: 655 | Комментарии: 1 | Теги: индивидуальный подход, принцип индивидуального подхода в о, иностранный язык | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 14:22, 22.02.2017
Да. но индивидуализация обучения очень трудоемкий процесс. Видимо, необходимы и новые приемы и новые подходы.
avatar