Главная » Статьи » секция 2

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВРАЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ

СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

 

Коломиец Виктория Владимировна, Майлян Давид Эдуардович,  Панчишко Артур Сергеевич, Подоляка Валентина Леонидовна

Донецкий национальный медицинский университет им.М.Горького, г.Донецк

vvkolomiyets@i.ua  

 

Реформа здравоохранения требует пересмотра принципов обучения студентов, их подготовки не только для выявления заболеваний и оказания медицинской помощи, но и для предотвращения развития заболеваний. Нашу жизнь отличают характер и общий уровень заболеваемости, возможности оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях. Переход к новым стандартам ежегодной диспансеризации всего населения, предусмотренный приказом Минздрава ДНР № 012.1/717 от 31.12.2015 г., предполагает  перевод основных усилий в область профилактической медицины. Такое изменение направленности здравоохранения выдвигает новые требования к подготовке в медицинском университете специалистов поликлинической службы – участковых терапевтов, нацеленных на проведение первичной профилактики социально значимых заболеваний населения, таких как сердечно-сосудистые заболевания. болезни бронхолегочной системы и желудочно-кишечного тракта, онкологические заболевания и пр. Господствующая по сей день ориентация на лечение уже возникших, развившихся у пациента заболеваний не позволяет повысить для населения качество жизни и ее продолжительность. Для изменения этой ситуации крайне актуально уже  сегодня готовить врачей поликлинического звена, нацеленных на активную первичную профилактику хронических неинфекционных заболеваний [2, с. 37; 5, с. 42]. Проведенные до настоящего времени в различных странах крупномасштабные эпидемиологические исследования убедительно свидетельствуют, что эффективность популяционных профилактических мероприятий в большой мере определяется готовностью к такой работе системы здравоохранения, центральную роль в которой выполняет  врач поликлинической службы [7, с. 1601; 8 с. 5].

 В связи с этим особенно актуальна подготовка будущего врача к проведению мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. Ранее врачей нацеливали на то, что профилактика – это основа медицины. Сегодня профилактика хронических неинфекционных заболеваний явно недостаточна. В недостаточных объемах осуществляется диспансеризация и диспансерный учет, существенно ограничены группы населения, у которых проводится обязательный профилактический осмотр. В то же время за последние 40 лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний значительно возросла [6, с.1]. Сердечно-сосудистые заболевания приводят к глобальным социально-экономическим потерям населения многих стран мира. Во всем мире сердечно-сосудистые заболевания вносят основной вклад в преждевременную смертность и сверхсмертность населения [7, с. 1607]. Поэтому очень важно акцентировать внимание на важности профилактики хронических неинфекционных заболеваний, повышать осведомленность в этих вопросах не только у населения, но, и в первую очередь, у врачей. В новых условиях профессиональная подготовка врача должна включать его обучение принципам профилактической медицины и краеугольным камнем является при этом обучение принципам профилактической медицины.

Цель настоящей работы – обсуждение принципов обучения профилактической медицине студентов 6 курса в рамках дисциплины «Поликлиническая терапия».

Не отрицая несомненных положительных сторон системы образования с ее жестким и унифицированным регулированием учебного процесса, внедрением активных и интерактивных способов обучения, компьютерной техники и интернета, невозможно не беспокоиться о важнейшей стороне подготовки будущего врача – общении с человеком – больным и здоровым. Существенные изменения в построении занятий по внутренней медицине в существующей системе, предполагающей обязательный тестовый контроль за выполнением студентами программы, который включает письменный тестовый контроль исходного уровня подготовки к теме в начале каждого занятия, а затем освоения темы на занятии в конце его, настраивает студентов в большой степени на технический подход к обучению. В процессе обучения терапии на 6 курсе непосредственный контакт с больным, участие в его обследовании и лечении является основой подготовки врача-специалиста. В процессе курации больных студенты беседуют с больными на самые различные темы и должны быть подготовлены отвечать на различные их вопросы, чтобы способствовать повышению приверженности больных к последующему обычно длительному, а часто пожизненному лечению хронических заболеваний [1, с. 83].

В соответствии с новыми стандартами обучения на 6-ом курсе основной дисциплиной стала «Поликлиническая терапия».  

Студенты и молодые врачи не могут не наблюдать очевидных минусов бесплатной медицины на занятиях в стационарах и поликлиниках, во время ночных дежурств: длительное ожидание на прием к врачу, ограниченное время у врача на контакт с больным, плохое питание в больницах, переполненные палаты, недостаток лекарств и т.д. Поэтому особенно важно компенсировать это профилактикой развития заболеваний, которые приводят к снижению трудоспособности, инвалидности и преждевременной смерти [5, с. 42]. Население мало информировано о распространенности хронических заболеваний и возможности борьбы с ними. По результатам ряда исследований только небольшая часть людей реально осознает угрозу их здоровью от инфаркта миокарда или мозгового инсульта. К тому же пресса искажает факты, утверждая, что рак легких является ведущей причиной смертности. В действительности, на это заболевание приходится меньшая часть жизней, особенно у женщин, по сравнению с сердечно-сосудистыми заболеваниями [3, с. 40]. 

Риск развития и прогрессирования хронических заболеваний зависит от наличия и числа некоторых неблагоприятно воздействующих факторов, именуемых факторами риска. Открытие факторов риска, влияющих на развитие и прогрессирование хронических неинфекционных заболеваний, явилось одним из важных достижений в области медицины во второй половине XX века. Концепция факторов риска стала научной основой профилактики хронических неинфекционных заболеваний и широко используется в практической работе. Контроль факторов риска вносит существенный вклад в снижение частоты хронических неинфекционных заболеваний. Для правильного отношения к профилактике больному необходимо понимание механизмов и особенностей развития болезней, знание факторов риска и их значения. Проведение постоянных профилактических мероприятий в течение многих лет, причем с как можно ранним началом, невозможно без душевного контакта с больным [6, с. 12]. Внедрение в медицину новых методов лечения, в частности,  инвазивных, таких как коронарография, стентирование, новых фармакологических средств, также сопровождается появлением у больного новых вопросов и преподаватель должен  нацеливать обучающегося на внимательное выслушивание больного, душевную беседу с ним, восполнять недостаток его общения с часто занятым рутинной «бумажной» работой лечащим врачом [1, с. 82; 4, с. 1501]. 

Убеждение больного в необходимости первичной профилактики  хронических неинфекционных заболеваний, которая в первую очередь включает изменение образа жизни в сторону его оздоровления, является важнейшей задачей. Эта задача сложная, поскольку требует изменения стойких привычек, таких как курение, диетические привязанности, уровень физической активности, и связана с весьма частым непониманием и нежеланием этих изменений [8, с. 4].

От врача требуется много усилий, терпения, последовательности, стойкости в убеждении больного и его родственников, и формировать эти навыки можно во время  поликлинического приема по любому поводу, посещения больного на дому, выдачи любых справок, при проведении профилактических осмотров, а также с помощью чтения специальных лекций для населения, оформления наглядных информационных материалов, выступлений врача в средствах массовой информации. Объяснение больному положения дел является неотъемлемой частью врачебной работы.

Преподавателю желательно обратить внимание обучающихся на эту сторону деятельности, продемонстрировать на собственном примере умение сделать это аккуратно и мягко. Из модифицируемых факторов риска важными являются такие, как психосоциальный стресс, курение, несбалансированное питание, злоупотребление алкоголем, низкая физическая активность, артериальная гипертония, избыточная масса тела, нарушение углеводного обмена и сахарный диабет 2-го типа, дислипидемия. Поэтому при оценке риска рекомендуют рассчитывать суммарный (глобальный) риск, учитывающий взаимодействие нескольких основных факторов риска. На этом принципе построена стратификация риска при оценке прогноза больных артериальной гипертензией. Длительные проспективные наблюдения за жителями показали, что продолжительность жизни мужчин и женщин с факторами риска развития хронических заболеваний короче, чем у лиц без факторов риска: с высокими уровнями систолического артериального давления на 12,2 года и 6 лет, курящих – на 10,5 и 6 лет, употребляющих избыточно алкоголь – на 5 лет и 8,6 года соответственно [7, с. 1603].

Причинами избыточной и преждевременной смерти населения могут быть:1) большая распространенность и высокие уровни факторов риска; 2) низкое качество медицинской помощи в отношении: - сохранения и укрепления здоровья; - профилактики заболеваний; - лечебно-диагностических мероприятий. Концепция факторов риска практически стирает границу между первичной и вторичной профилактикой заболеваний. Она обосновывает необходимость коррекции факторов риска как у людей без клинических признаков хронических заболеваний, чтобы они не развились (первичная профилактика), так и у больных с уже существующим заболеванием, чтобы предупредить его прогрессирование (вторичная профилактика). В любом случае коррекция факторов риска должна быть более агрессивной. В обоих случаях необходимы изменение образа жизни и соблюдение основ здорового образа жизни – рационального питания, отказа от курения, оптимальной физической нагрузки, умеренного потребления алкоголя. Импульсом для дальнейшего развития концепции факторов риска стало появление возможности их медикаментозной коррекции. Для медикаментозной коррекции дислипидемий необходимо рекомендовать статины и др. препараты, для коррекции артериальной гипертензии – любой из 7 классов антигипертензивных препаратов или комбинированные препараты, в помощь желающим отказаться от курения, снизить массу тела, при нарушенной толерантности к глюкозе – акарбозу, при гиперурикемии – аллопуринол, для коррекции тромбогенных факторов – ацетилсалициловую кислоту, дипиридамол, клопидогрель, тиклодипин. Это позволяет достигнуть целевых уровней данных факторов риска, что часто бывает невозможно только путем изменения образа жизни.

Так как полностью вылечить ни одно из хронических неинфекционных заболеваний не представляется возможным, нет другого выхода, кроме профилактики. Предупреждение факторов риска и их коррекция – эффективный подход в профилактике заболеваний. Всеобщее убеждение, что «болезнь легче и дешевле предупредить, чем лечить», оказывает негативное влияние на развитие профилактики, так как создает обманчивое впечатление, что для профилактики этих заболеваний достаточны минимальные усилия и расходы.

Хронические неинфекционные заболевания  трудно предупредить из-за их многофакторности. Приоритетные действия в системе подготовки врача направлены на обучение следующим мероприятиям: 1) просвещение населения, обучение его основным принципам профилактики неинфекционных заболеваний; 2) выявление и снижение факторов риска у населения; 3) повышение активности врачей по организации профилактики и снижению факторов риска; 4) ознакомление с результатами исследований по профилактике хронических неинфекционных заболеваний и укреплению здоровья. Главной задачей врача должно стать оказание профилактической помощи на индивидуальном, групповом и семейном уровнях.

Таким образом, учитывая современные тенденции развития здравоохранения, обучение принципам и методам профилактической медицины должно стать неотъемлемой частью обучения студентов-выпускников на кафедре терапии в рамках дисциплины «Поликлиническая терапия».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Батаршина А. Р. Технология организации самостоятельной работы студентов / А. Р. Батаршина //Высшее образование сегодня. – 2008. – № 9. – С. 82-84.

  2. Безюк Н. Н. Современные требования, предъявляемые к качеству оказания медицинской помощи / Н. Н. Безюк //Медична газета «Здоров’я України ХХІ сторіччя». – 2008. – № 5. – С. 36-37.

  3. Бобров В. А. Сердечно-сосудистые заболевания у женщин / В. А. Бобров, И. В. Давыдова, О. И. Медведенко //Терапия. – 2010. – № 12. – С. 40-45.

  4. Калинин Р. Г. Применение инновационных технологий в повышении эффективности обучения студентов в медицинском ВУЗе / Р. Г. Калинин, Н. А. Мартынова //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5 (4). – С. 1500-1502.

  5. Полубенцева Е. И. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи : методические рекомендации / Е. И. Полубенцева, Г. Э. Улумбекова, К. И. Сайткулов. – М. : «ГЭОТАР Медиа», 2014. – 112 с.

  6. Шушляпин О. И. Сердце можно лечить только сердцем / О. И. Шушляпин //Новости медицины и фармации. – 2009. – №11-12. – С. 22.

  7. European Guidelines on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice // Eur.Heart.J. –  009. – ol.24,17. – P. 1601-1610.

  8. Global Programme on Evidence for Health Policy; WHO, World Health Report, 2011. – 115 с.

Категория: секция 2 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Коломиец Виктория Владимировна E
Просмотров: 594 | Комментарии: 1 | Теги: профилактика, поликлиническая терапия, студенты-медики | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 lena_medvedeva20 • 07:16, 18.02.2017
Действительно, от врача требуется много усилий, терпения и стойкости.
avatar