Главная » Статьи » секция 2 |
БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Костышак Валерий Алексеевич ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка
При современном уровне и темпе развития информационно-коммуникационных технологий очевидной становится необходимость интеграции информационно-программных ресурсов в образовательный процесс. В сегодняшних условиях информатизация образования означает изменение всей образовательной системы с ее ориентацией на новую информационную культуру, освоение которой может в значительной степени реализовываться за счет внедрения в учебный процесс и в повседневную жизнь перспективных информационных технологий. Проблема использования информационных технологий поднимается в целом ряде современных исследований. Тема интеграции информационных технологий в учебный процесс исследовалась Г. А. Кручининой, рассматривающей мультимедиа-технологии в сочетании с высокой вычислительной мощностью персональных компьютеров, что обуславливает их превращение из обычных инструментов учебной деятельности в настоящие информационные системы. Основы web-технологий были представлены П.Б. Храмцовым в работе «Основы web-технологий. Курс лекций» [1, c. 3], где подробно описывается HTML-разметка, интерфейс Web-приложений, применение каскадных таблиц стилей и JavaScript. Оптимизацию преподавания иностранных языков посредством информационно-коммуникационных технологий исследовала А. В. Филатова, рассмотрев теоретико-методические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Исследования современных ресурсов сети Интернет раскрываются в статье М. Н. Евстигнеева, рассматривающего проблемы интенсификации процесса обучения иностранному языку с использованием Интернет-технологий. Главная задача современного процесса обучения является достижение высокого качества образования, его соответствия современным потребностям общества, личности и государства в целом. Активное развитие информационных технологий привело к тому, что сегодня образование не может стоять в стороне от процесса информатизации общества. XXI век – время высоких компьютерных технологий, которые меняют роль учителя в процессе обучения: преподаватель превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся. Благодаря различным техническим новшествам, в частности интернет-технологиям, учитель, идущий в ногу со временем, способен в разы повысить эффективность своего урока. Одной из интернет-технологий, позволяющей интенсифицировать учебно-воспитательный процесс по иностранному языку, сделать его необычным, поднять на более высокий уровень формирования коммуникативной компетенции учащихся, является блог-технология. В основе ее лежит использование в учебной деятельности базовых принципов такого явления Интернета как Web 2.0, а именно социализации. Сервисы Web 2.0 позволяют формировать учебный контент, работать с ним коллективно, обмениваться информацией и создавать массовые публикации. Дидактические возможности Web 2.0 позволяют разрабатывать отличные от стандартизированных форм проведения занятия либо помогают усовершенствовать их [2, c. 3] посредством социальной активности учащихся в Сети. Примером проявления такой активности можно назвать ведение блогов. Блог – это онлайн журнал, который создает и постоянно обновляет автор, сетевой журнал или дневник событий. Доступ к блогам лёгкий и бесплатный, управлять ими достаточно просто. Они дают возможность взаимодействия и сотрудничества, создавая онлайн-сообщества для обмена информацией, мнениями и комментариями с неограниченным количеством людей в любой точке мира. Отличие блога от традиционного письменного персонального дневника обусловливается самой средой: блоги обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в комментариях к записи. В процессе обучения такими читателями могут выступать педагоги, другие учащиеся и даже родители. Кроме того, авторы блогов несут ответственность за то, что они пишут для реальной аудитории, и должны придерживаться правил общепринятого эпистолярного жанра. Это делает блоги средой сетевого общения, развивающей коммуникативные навыки, которая имеет, благодаря этому, ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, web-форумами и чатами [3, c. 107]. На данный момент классификация блогов достаточно обширна. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев подразделяют их по нескольким признакам: - по ведению (личный (авторский, частный) блог, псевдонимный или «Призрачный» блог, блог-подделка, коллективный или социальный блог, корпоративный блог, рекламный блог или пиар-блог и др.); - по тематической направленности (образовательный, политический, блог путешествия, о моде, музыкальный, информационно-аналитический и др.); - по наличию/виду (текстовый блог, фотоблог, артблог, блогкастинг, видеоблог и др.); - по особенностям контента (контентный блог, мониторинговый (ссылочный) блог, цитатный блог, тамблелог, сплог и др.) [4]. В отношении к учебно-воспитательному процессу П. В. Сысоеев в своих исследованиях выделял три вида учебных блогов. Это зависило от цели обучения и развития конкретных речевых умений. В эту классификацию отнесены блог учителя, личные блоги учащихся и блог учебной группы [5, с. 119]. В этих видах блогов, по мнению исследователя, наилучшим образом раскрываются дидактические свойства и функции блог-технологии в целом: 1. Публичность. На основании того, что содержание конкретного блога может быть доступно любому участнику интернет-проекта независимо от того, где он находится, данная технология может использоваться для организации сетевого взаимодействия между обучающимися и внеаудиторной групповой учебной деятельности учащихся, направленной на развитие аспектов языка (лексики, грамматики), видов речевой деятельности (чтения, письма), а также социокультурной и межкультурной компетенций 2. Линейность. Информация (текстовая, фото, видео, аудио) в блоге размещается в хронологической последовательности автором (модератором) блога или посетителями единовременно. Блог-технология не позволяет вносить дополнения и изменения в ранее опубликованную в блоге информацию. Модератор может ее только удалить. Такое дидактическое свойство блог-технологии позволяет развивать речевые навыки и умения обучающихся путем индивидуальной работы каждого ученика (в рамках общего группового проекта) над совершенствованием своих коммуникативных навыков и организации их применения при сетевом общении между участниками проекта. 3. Авторство и модерация. Автором блога является один человек, который выступает его модератором. Он определяет цель, тематическую направленность блога и координирует размещение материалов (текстовых, графических, аудио, видео) в нем другими пользователями сети. При необходимости он может удалить материал, не отвечающий каким-то критериям. В методических целях блог-технология может использоваться для развития видов речевой деятельности в индивидуальной и групповой формах работы обучающихся. 4. Мультимедийность. Блог-технология позволяет использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото, видео, аудио). Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материалов при написании эссе, рецензий, обзоров, отзывов [4, c. 47]. А все это, в свою очередь, позволяет развивать на основе блог-технологий социокультурную составляющую коммуникативной компетенции учащихся [6, c. 362]:
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что благодаря своей специфике и проанализированным нами свойствам и функциям для развития коммуникативных и социокультурных умений, блог можно рассматривать в качестве современной образовательной технологии. В подтверждение необходимости интегрировать блог-технологию в процесс обучения можно привести и тот факт, что на современном этапе для формирования самостоятельности мышления ученика и его способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) учителя и учебника недостаточно. Необходим широкий спектр источников информации, отражающих разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющих учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений, и блоги эту возможность дают. В отличие от традиционных методик, где учитель является основным источником знаний, при использовании информационно-коммуникационных технологий, в частности блог-технологий, ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Организация и стимулирование деятельности ученика при этом становятся единственной функцией учителя [7, c. 60]. А расширение кругозора учащихся через интеграцию блог-технологий в процесс обучения повышает общий уровень эффективности самого процесса образования, т.к. позволяет налаживать и поддерживать связи и контакты со своими сверстниками, усиливает познавательную активность учащихся, помогает им ориентироваться в информационных потоках, стать экспертами, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств [8, c. 103], т.е. меняются основные качества личности, что не может не сказаться на результативности самой учебной деятельности. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех аспектов использования блог-технологий в образовательном процессе, а лишь способствует дальнейшему совершенствованию профессиональных навыков учителей, расширению их представлений о блогах и активному поиску путей интеграции блог-технологий в учебно-воспитательный процесс.
Литература
| |
Просмотров: 486 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |