Главная » Статьи » секция 1 |
ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – ОСНОВА ЦЕННОСТЕЙ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»
Евдокимова Ольга Николаевна Карбенова Зауре Уразбековна Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай, Казахстан Olga-evn@mail.ru
«Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталонном» сказал Лидер нации, Президент страны Н. А. Назарбаев в послании «Стратегия Казахстана – 2050 новый политический курс состоявшегося государства» [1]. Президент страны неустанно подчеркивает необходимость передачи этих ценностей подрастающему поколению, усиления воспитательного компонента образовательного процесса, следовательно, перед педагогическим сообществом стоит задача формирования полиэтнокультурной направленности молодежи, которым будет свойственно «спокойное понимание и уважительное восприятие этнических и религиозных отличий» [2]. В вузе молодежь проходит школу взросления, становления не только как личности, но и как представителя определенного этноса. Высшая школа должна не только готовить специалистов, но и внедрить новые культурные ценности, уделять должное внимание этнокультурной направленности студентов. Воспитательные институты вуза, к сожалению, не участвуют активно в формировании глубокой заинтересованности студентов в получении знаний о культурных ценностях человечества, слабо воздействует на идеалы и жизненные цели студенческой молодежи, как следствие, студенты не проявляют в деятельности иных сторон своего интереса к пониманию и принятию как своей, так и иной культуры. Так, например, как следует из результатов исследования, проведенного среди студенческой молодежи нашего региона, молодые люди на вопрос: «Откуда Вы получили знания о культуре своего народа? В качестве источников информации называли своих родителей, родственников, книги, телевидение, интернет, и лишь 35% респондентов ответили: в университете, институте. На вопрос о том, считают ли они необходимым знать культуру народов, проживающих в Казахстане, 73% респондентов ответили утвердительно, 15% считают, что культуру народов Казахстана знать желательно, но не обязательно и 5% уверены, что достаточно знать лишь культуру своего народа. А также по итогам проведенного нами анкетирования преподавателей на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым этнокультурное воспитание студентов?» 92,7% педагогов ответили утвердительно. Но на вопрос: «Сможете ли Вы внедрять элементы этнокультурного воспитания в образовательный процесс вуза?» 95% педагогов высказали явное сомнение в своих возможностях. Это говорит о том, что в высшей школе отсутствует содержательное и процессуальное обеспечение этнокультурного воспитания студентов, тогда как в настоящее время оно стало очень востребованным и рассматривается как средство полиэтнокультурной направленности молодежи, что и составляет основой ценностей «Мәңгілік Ел». В новых условиях суверенного Казахстана полиэтническая культура должна быть основой всеказахстанской идентичности. В настоящее время ощущается потребность в формировании, по мнению Ж. М. Абдильдина, иного содержания образования, причем не на основе укрепления стандартов и устаревших норм, а на основе инновационных образовательных процессов и реализации новых культурных ценностей [3]. Речь идет о систематической целенаправленной работе каждого педагогического коллектива по полиэтнокультурной направленности учащейся молодежи, в процессе, которого воспитываются ценности мира, согласия, бесконфликтного, комфортного, продуктивного общения в полиэтнической стране. При этом очень важно создание комфортной полиэтнокультурной образовательной среды, в которой необходимо сконструировать модель, систему или концепцию учебного заведения. При этом важно учесть, что успешное воспитание полиэтнической направленности, на наш взгляд, возможно на основе принципов: гуманизма, адаптивности, сознательности, психологической комфортности, а также оптимальном сочетании форм, методов и средств, в образовательном процессе с его содержанием. Раскрывая нашу позицию относительно содержательного наполнения процесса воспитания полиэтнокультурной направленности, по нашему мнению, следует придерживаться следующей логике:
Рис.1 Модель содержания образования, направленного на воспитания полиэтнокультурной направленности учащейся молодежи При этом следует обратить внимание на связь этих этапов, так как этническая идентичность является основной гражданской, а вместе они составляют фундамент планетарной идентичности молодежи, обладающего высоким уровнем полиэтнокультурной направленности. Исходная позиция педагога в воспитании полиэтнокультурной направленности молодежи – это ценностное отношение к Человеку как феномену мира и культуры, привитие детям уважительного отношения к любому этносу любой страны и формирование образа достойного человека. Одним из основных важнейших условий воспитания полиэтнокультурной направленности является глубокое знание педагогами концептуальных основ Казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, автором которой является Лидер нации Н. А. Назарбаев. В одном из своих посланий он говорил: «Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я – Казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери. Нас много, и мы все – одна страна, один народ» [4]. На новом современном этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. Эти принципы четко сформированы в Доктрине национального единства, принятой в 2010 году и одобренной главой государство: Первый принцип. Одна страна – одна судьба – это осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины – Казахстана. Второй принцип. Разное происхождение – равные возможности, то есть наше единство в многообразии. Третий принцип. Развитие национального духа. Это укрепление и развитие духа нации – дух традиции и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы [5]. «Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой Казахстанской толерантности. Мы должны бережно передать эти ценности каждому будущему поколению Казахстанцев [4]. И очень важно, чтобы свое место в практической реализации этого наказа Главы государства и в обеспечении одного из важнейших столпов образования, сформированных ЮНЕСКО – привить каждому человеку умение жить вместе в современном мире, нашел каждый, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения – это требование также всего глобального мира и выполнить его задача каждого педагога.
Литература
| |
Просмотров: 587 | | |
Всего комментариев: 0 | |