Главная » Статьи » секция 1

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – ОСНОВА ЦЕННОСТЕЙ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

ВОСПИТАНИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – ОСНОВА ЦЕННОСТЕЙ «МӘҢГІЛІК ЕЛ»

 

Евдокимова Ольга Николаевна

Карбенова Зауре Уразбековна

Костанайский государственный педагогический институт, г. Костанай, Казахстан

Olga-evn@mail.ru

 

«Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталонном» сказал Лидер нации, Президент страны Н. А. Назарбаев в послании «Стратегия Казахстана – 2050 новый политический курс состоявшегося государства» [1].

         Президент страны неустанно подчеркивает необходимость передачи этих ценностей подрастающему поколению, усиления воспитательного компонента образовательного процесса, следовательно, перед педагогическим сообществом стоит задача формирования полиэтнокультурной направленности молодежи, которым будет свойственно «спокойное понимание и уважительное восприятие этнических и религиозных отличий» [2].

         В вузе молодежь проходит школу взросления, становления не только как личности, но и как представителя определенного этноса. Высшая школа должна не только готовить специалистов, но и внедрить новые культурные ценности, уделять должное внимание этнокультурной направленности студентов. Воспитательные институты вуза, к сожалению, не участвуют активно в формировании глубокой заинтересованности студентов в получении знаний о культурных ценностях человечества, слабо воздействует на идеалы и жизненные цели студенческой молодежи, как следствие, студенты не проявляют в деятельности иных сторон своего интереса к пониманию и принятию как своей, так и иной культуры.

         Так, например, как следует из результатов исследования, проведенного среди студенческой молодежи нашего региона, молодые люди на вопрос: «Откуда Вы получили знания о культуре своего народа? В качестве источников информации называли своих родителей, родственников, книги, телевидение, интернет, и лишь 35% респондентов ответили: в университете, институте. На вопрос о том, считают ли они необходимым знать культуру народов, проживающих в Казахстане, 73% респондентов ответили утвердительно, 15% считают, что культуру народов Казахстана знать желательно, но не обязательно и 5% уверены, что достаточно знать лишь культуру своего народа.

         А также по итогам проведенного нами анкетирования преподавателей на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым этнокультурное воспитание студентов?» 92,7% педагогов ответили утвердительно. Но на вопрос: «Сможете ли Вы внедрять элементы этнокультурного воспитания в образовательный процесс вуза?» 95% педагогов высказали явное сомнение в своих возможностях.

         Это говорит о том, что в высшей школе отсутствует содержательное и процессуальное обеспечение этнокультурного воспитания студентов, тогда как в настоящее время оно стало очень востребованным и рассматривается как средство полиэтнокультурной направленности молодежи, что и составляет основой ценностей «Мәңгілік Ел».

         В новых условиях суверенного Казахстана полиэтническая культура должна быть основой всеказахстанской идентичности. В настоящее время ощущается потребность в формировании, по мнению Ж. М. Абдильдина, иного содержания образования, причем не на основе укрепления стандартов и устаревших норм, а на основе инновационных образовательных процессов и реализации новых культурных ценностей [3].

         Речь идет о систематической целенаправленной работе каждого педагогического коллектива по полиэтнокультурной направленности учащейся молодежи, в процессе, которого воспитываются ценности мира, согласия, бесконфликтного, комфортного, продуктивного общения в полиэтнической стране.   

         При этом очень важно создание комфортной полиэтнокультурной образовательной среды, в которой необходимо сконструировать модель, систему или концепцию учебного заведения. При этом важно учесть, что успешное воспитание полиэтнической направленности, на наш взгляд, возможно на основе принципов: гуманизма, адаптивности, сознательности, психологической комфортности, а также оптимальном сочетании форм, методов и средств, в образовательном процессе с его содержанием.

         Раскрывая нашу позицию относительно содержательного наполнения процесса воспитания полиэтнокультурной направленности, по нашему мнению, следует придерживаться следующей логике:

  • На I ступени необходимо сделать акцент на этническую идентичность.

  • На II – гражданскую идентичность.

  • На III – акцентировать внимание на планетарную идентичность молодежи, воспитание человека мира.

Рис.1 Модель содержания образования, направленного на воспитания полиэтнокультурной направленности учащейся молодежи

При этом следует обратить внимание на связь этих этапов, так как этническая идентичность является основной гражданской, а вместе они составляют фундамент планетарной идентичности молодежи, обладающего высоким уровнем полиэтнокультурной направленности.

Исходная позиция педагога в воспитании полиэтнокультурной направленности молодежи – это ценностное отношение к Человеку как феномену мира и культуры, привитие детям уважительного отношения к любому этносу любой страны и формирование образа достойного человека.

Одним из основных важнейших условий воспитания полиэтнокультурной направленности является глубокое знание педагогами концептуальных основ Казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия, автором которой является Лидер нации Н. А. Назарбаев. В одном из своих посланий он говорил: «Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я – Казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери. Нас много, и мы все – одна страна, один народ» [4].

На новом современном этапе развития страны стратегическим приоритетом становится достижение национального единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов. Эти принципы четко сформированы в Доктрине национального единства, принятой в 2010 году и одобренной главой государство:

Первый принцип. Одна страна – одна судьба – это осознание общности судьбы каждого гражданина и его Родины – Казахстана.

Второй принцип. Разное происхождение – равные возможности, то есть наше единство в многообразии.

Третий принцип. Развитие национального духа. Это укрепление и развитие духа нации – дух традиции и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы [5].

«Мы сделали ценности единства и согласия фундаментом общества, основой нашей особой Казахстанской толерантности. Мы должны бережно передать эти ценности каждому будущему поколению Казахстанцев [4].

И очень важно, чтобы свое место в практической реализации этого наказа Главы государства и в обеспечении одного из важнейших столпов образования, сформированных ЮНЕСКО – привить каждому человеку умение жить вместе в современном мире, нашел каждый, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения – это требование также всего глобального мира и выполнить его задача каждого педагога.

 

Литература

  1. Назарбаев Н. А. Послание Президента РК – Лидера нации Н. Назарбаев народу Казахстана «Стратегия Казахстана – 2050: новый политический курс состоявшегося государства» / Н. А. Назарбаев.

  2. Назарбаев Н. А. Казахстан на пути к обществу знаний : выступление президента Н. Назарбаева перед студентами Университета / Н. А. Назарбаев. – II Казахстанская правда. – 2012 г. –6 сентября.

  3. Абильдин Ж. М. Время и культура. Размышления философа / Ж. М. Абильдин. – Алматы :Алаш, 2003. – 480 с.

  4. Казахстанская модель межэтнического согласия: опыт, практика и перспективы / Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. [тест] – Астана : Елорда, 2008. – 422 с.

  5. Доктрина национального единства Казахстана [текст]. – Астана : ТОО «Деме», 2010.– 15-19 с.

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Евдокимова Ольга Николаевна E
Просмотров: 502 | Теги: гражданская и, толерантность, Полиэтнокультурная направленность м, межнациональное согласие, этническая идентичность, этнокультурное воспитание | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar