Главная » Статьи » секция 1

ВЛИЯНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ ЛИЧНОСТИ

 

влияние иноязычного образования на самореализацию личности

 

Моисеева Фарида Ахметовна

Шишина Людмила Леонидовна

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского»,

г. Донецк.

inozmov@kaf.donnuet.education; inozmov@mail.ru

 

Постановка проблемы в общем виде. Современные ученые уже длительное время уделяют большое внимание реформе отечественного образования в пользу интенсивного метода обучения иностранным языкам, гуманистическому подходу, который способствует развитию творческой личности, учитывая индивидуальные особенности участников образовательного процесса.

Анализ последних источников и публикаций, посвященных проблемам работы. Проблема совершенствования иноязычного образования и формирования национально-сознательной личности нашла отражение в публикациях и трудах С. Ю. Николаева, Р. А. Готлиб, И. Шрайтер, исследовалась В. А. Бухбиндер, Г. А. Китайгородской и другими отечественными и зарубежными учеными.

Цель и задачи. Цель статьи – решение проблем, стоящих перед современным иноязычным образованием, сберечь наследие прошлого и продолжить его модернизацию, подготовить студенческую молодежь к жизни в многонациональном и поликультурном пространстве

Изложение основного материала. В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности. Все это осуществляется через главную сферу – умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представление, осмысления, запоминания и другие психические процессы. На основе этой деятельности создается система обучения, которая объединяет содержание и форму научного познания, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира [4]. Условием построения теории обучения в высшей школе является взаимосвязь трех основных компонентов:

1. Накопление исследуемого эмпирического материала исходя из оценки практики учебного процесса, его типизации, классификации и группировки.

 2. Установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный процесс.

3. Формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений, выявление их причин и развития.

Обучение, умственная деятельность и развитие – эти понятия не разделяемые по сути и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Современная система иноязычного образования имеет целевую ориентацию на формирование гармонично развитого человека и способствует самореализации личности как в стенах вуза, так и вне его.

Динамизм, присущий современной цивилизации, рост социальной роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, стремительное  развитие техники и технологии во всем мире, все это требует таких условий, при которых наш народ стал бы нацией, способной постоянно учиться.

Условия развития общества требуют от высших учебных заведений определения и решения задач, предусматривающих интеллектуальное развитие личности в процессе обучения в экономическом вузе, способной проявить интерес к государственным преобразованиям, творчески мыслить, учиться всю жизнь, создавать и развивать ценности гражданского общества [1, с. 248].

Изучение и освоение иностранных языков в современном мире дает возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому вполне понятно, что в нашей стране растет интерес к иностранным языкам, главным образом – к немецкому и английскому. Знание нескольких языков – это весомый атрибут любого высокообразованного человека. Владение иностранным языком – настоящее стремление и потребность молодого специалиста, ориентированного на воплощение в жизнь мечты, амбиций, то есть на успешную карьеру, как в пределах нашей страны, так и за ее пределами [4, с 273].

Новые политические, экономические изменения в нашем регионе в последнее время, плодотворная развитие с западными странами, сотрудничество в различных сферах общества повлияли на роль иностранного языка как учебной дисциплины, привели к существенным изменениям в обучении и преподавании иностранных языков.

Развитие международных связей Донецкого региона с окружающим миром в области экономики, хозяйства, культуры, науки и техники выполняет социальный заказ общества на подготовку высоко квалифицированных специалистов, которые должны обладать навыками и умениями профессионального иноязычного общения во всех сферах деятельности. Несмотря на это, большое значение в системе образования нашего государства приобретает обучение общению студентов на профессиональную тематику на  иностранном языке.

Сохранив лучшие достижения прошлых лет в области образования, педагоги республики вместе с учеными развивают ее модернизацию. Она направлена на осовременивание образовательной деятельности с целью наиболее полного удовлетворения потребностей граждан, развития нации, государства, его экономики и других сфер общественной жизни. Ведь только через современное национальное образование, органично сочетая лучший опыт и тенденции развития мирового наследия, мы, преподаватели иностранных языков, сможем обеспечить конкурентоспособность нации, государства во все более глобализирующем и системно конкурентном мире.

Следует отметить, что для страны, которая пытается интегрироваться в международное пространство, особенно важным является создание условий для овладения иностранным языком. Наша современность ставит перед образованием сложные задачи: подготовить молодое поколение к жизни в условиях многонационального и поликультурного пространства, научить общаться с людьми разных национальностей, отстаивать интересы государства.

Все больше в нашу жизнь входят непосредственные контакты с носителями языка. Я имею в виду лекции зарубежных специалистов (ученых), которые происходят в нашем вузе. Это требует умений не только воспринимать информацию на слух, но и навыков участвовать в обсуждении проблемы, умений анализировать и комментировать другие высказывания и точки зрения. Поэтому следует считать, что умение создавать профессионально направленные монологи-рассуждения философского суждения и является учебной проблемой для устного иноязычного общения. Кафедра иностранных языков «Донецкого национального университета Экономики и торговли им. М. И. Туган-Барановского» широко организует проведение конференций, круглых столов, обмен мнениями при непосредственном контакте с носителями иностранных языков, поддерживает сотрудничество с Гете-Институтом в РФ и Центром « Лардан».

По мере того, какие события сопровождают  нашу жизнь, происходят изменения и в системе образования. В нашу жизнь входят новые стандарты, коммуникативные учебные комплексы, отвечающие современным требованиям, в частности инновационному подходу в преподавании иностранных языков. Главная особенность новых комплектов – насыщенность их информацией. Важно упомянуть в этом контексте о сотрудничестве с центром «Лардан» в Донецком регионе, что дает возможность развивать студента, способного к самосовершенствованию путем самообразования.

С целью улучшения качества системы обучения иностранному языку мы пытаемся мобилизовать все творческие возможности и способности студентов в овладении иностранным языком, мотивировать его. Создание общего рынка, мобильность и многоязычие в мире привели к повышению интереса к иностранным языкам как  инструмента коммуникации .

Международный опыт доказывает, что целенаправленное изучение иностранного языка, должно стать приоритетом высшего экономического образования [1, с. 248].

Знакомство студентов с ценностями культуры других народов на практических занятиях и лекциях, воспитания их в духе толерантности, уважения к людям всей планеты и взаимоуважения, а также политической стабилизации и равновесия во всем мире – вот перечень задач, которые ставит перед нами время.

Формирования и воспитания личности в языковом аспекте - это длительный процесс. Необходимым условием является содержательные пособия, программы, соответствующий вспомогательный методический материал по специальным дисциплинам. Немецкая секция кафедры иностранных языков не остается в стороне от этой проблемы. Целенаправленно работает над тем, чтобы иностранный язык был доступен всем.

Основным видом учебной деятельности, которая  способствует развитию коммуникации на иностранном языке, является деловая игра. Это постоянное моделирование и разыгрывание определенных ситуаций, повышающих активность студентов во время учебы и в дальнейшем в профессиональной деятельности

Нельзя достичь больших успехов в обучении иностранному языку без самостоятельной работы, в процессе которой студенты самостоятельно или с помощью преподавателя овладевают учебными программами. Это способствует развитию творческого мышления, навыков чтения и письма. Не секрет, что определенным вкладом в совершенствование учебного процесса, является проектная методика, которая объединяет лучшие идеи традиционной методики иностранных языков.

Интернет сегодня входит в понятие «дистанционное обучение», что дает возможность включиться в глобальную государственную и мировую сеть. Эти современные технологии способствуют развитию личности, повышают его интеллектуальное и психическое развитие.

Среди многих методов обучения иностранному языку мы применяем в нашем вузе метод интенсивного обучения, который способствует выделению основной цели – коммуникативной деятельности.

Слово «метод» (от греч. Теиьосиов) означает путь, исследование, направление достижения поставленной цели. В основе новых методов обучения языку – формирование личности в языковом аспекте, его сознания. От методики преподавании иностранного языка и будет зависеть развитие разговорных способностей студентов, эффективность усвоения программного материала, его успешная адаптация в социуме.

Метод интенсивного обучения дает возможность выделить две группы говорящих. Тех, кто будет работать под руководством преподавателя, и тех, кто будет получать образование самостоятельно. Речевая деятельность обусловливается коммуникативно-познавательными потребностями, которые способствуют выделению основной цели – коммуникативной деятельности. Взаимодействие мотивации и общей цели определяет замысел высказывания, но здесь важную роль играет цель [2, с. 122-127].

Речевая деятельность является сознательной и целенаправленной. Это категория психологическая. Цель речевой деятельности отождествляют с началом диалога, а достижения ее – с окончанием. В связи с расширением функции иностранного языка, особенно в сферах массовой коммуникации, радио, телевидения, активизируется организовано массовое обучение взрослых. Назрела необходимость в научном обосновании методики обучения большого контингента слушателей с учетом: возраста, общего уровня подготовки, языковой подготовки, индивидуальных, психологических особенностей и т.д. Именно с учетом этих особенностей и должны состоять программы воспитания языковой личности на занятиях по иностранному языку: для студентов, начинающих изучать язык, студентов высших учебных заведений (экономического профиля) и других групп слушателей, которые стремятся общаться на иностранном языке в стране, или  за ее пределами.

Приоритетной становится методика обучения иностранному языку с учетом специальности говорящего, которая охватывает три аспекта: социально-психологический, педагогический и лингвистический. Иностранный язык по-разному излагается в различных аудиториях, это зависит от применения его в той или иной профессии. С этой целью подбирается не только необходимый грамматический минимум, но и определяются типичные ситуации общения специалистов каждой отрасли. Методикой предусмотрено моделирование процесса реальной коммуникации с учетом профиля студентов.

Ведущим фактором в процессе обучения становится не методика, а личность преподавателя. Каждый преподаватель устанавливают, что он запланировал и сделал на самом деле. Следовательно, стоит обратить внимание на навыки и умения, которые легко определяются, и прежде всего на учебные приемы, реализуемые на практике. Итак, можно сделать вывод, что эффективность коммуникативного-направленного обучения иностранным языкам в экономическом вузе зависит от желания и способности преподавателей воспользоваться положительным опытом отечественных и зарубежных ученых.

Методы обучения иностранным языкам основываются на гуманистическом подходе. И поэтому следует вывод: они помогают раскрыть творческий потенциал студентов, способствуют развитию и самосовершенствованию учебно-коммуникативного процесса, формированию будущих сознательных патриотов своей страны, толерантных граждан мира.

Считаем, что внедрение новых технологий в методике обучения иностранным языкам направлено на реализацию поставленных задач в сфере иноязычного образования, обеспечивающих успешное функционирование иностранного языка и выражают культуру нашего народа. Итак, будем преодолевать все трудности ради успеха в достижении цели, интенсивно используя для этого механизмы научного, зарубежного  и отечественного опыта. Залогом успеха мы считаем взаимоотношения со студентами. Преподаватели должны понимать каждого, воспитывать их своим отношением к педагогическому процессу, включать каждого в речевую деятельность, развивать творческую личность. Широко использовать на практических занятиях, кроме материала учебника, литературные источники выдающихся отечественных и зарубежных авторов. Проведение нестандартных занятий: конференции, семинары-практикумы, встречи с носителями иностранного языка способствуют повышению интереса к изучению иностранных языков, гуманизации учебного процесса, развития национально сознательной личности.

Творчество рождает творчество. Творчество побуждает студентов к поисковой работы, самосовершенствованию в русле гуманизации, а источником вдохновения является их успехи в обучении иностранным языкам, возможность успешно самореализоваться в обществе.

 

литература

1. Бухбиндер В. А. Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / В. А. Бухбиндер. – М. : Высшая школа, 1980. – 248 с.

2. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р. А. Готлиб // Социологические исследования. – 2009. - № 2. – С. 122-127.

3. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г. А. Китайгородская. – М. : Изд-во Моск. универ., 1996. – 52 с.

4. Николаева С. Ю. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка / С. Ю. Николаева. – М .: Ленвит, 2003. – 273 с.

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Моисеева Фарида Ахметовна E
Просмотров: 577 | Комментарии: 1 | Теги: Специалист, образовательная деятельность, интеллектуальное развитие, общение, личность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:00, 17.02.2017
Проблема иноязычного образования с каждым днем становится все актуальнее. Материал дает определенное понимание к решению данной проблемы.
avatar