Главная » Статьи » секция 1

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СОЦИОГЕННОЙ СРЕДЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СОЦИОГЕННОЙ СРЕДЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

 

Плетнёва Юлия Сергеевна

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» ,г. Горловка

yuliya-pletneva@mail.ru

 

В современном обществе можно выделить принципиально новые опасности, которые актуализируют потребность в психологическом осмыслении проблемы безопасности и ставят задачу интенсификации психологических исследований и практических разработок в этом направлении.

У психологического осмысления проблем безопасности, как и психологической науки в целом, в соответствии с известным определением, глубокое прошлое, но короткая история. Древнегреческий философ Платон употребляет термин «безопасность» как отсутствие опасности или зла для человека. Безопасность трактуется как спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности.

В психологии категория безопасности активно используется с середины XX века, прежде всего в работах исследователей гуманистической ориентации. Так, А. Маслоу, один из основоположников гуманистической психологии, в своей иерархической модели мотивации выделял в числе пяти «уровней» потребность в безопасности и защите. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей в основном мотивированны поиском безопасности [6, с. 126].

В российской психологической науке понятие «психологическая безопасность» впервые использовалось в 1995 г. Исследователями этим термином было обозначено такое «состояние общественного сознания», при котором, как обществом в целом, так и каждой личностью в отдельности, собственное качество жизни воспринимается адекватным и надежным, так как оно предоставляет реальные возможности по удовлетворению разнообразных потребностей членов социума сегодня и придает им основания быть уверенными в будущем [1, с. 25].

По мнению исследователей, психологическая безопасность личности определяется сочетанием трех факторов: человеческого, фактора среды и фактора защищенности, первые два из которых считаются ведущими. При этом под человеческим фактором понимаются различные реакции индивида на существующие опасности. При учете фактора среды последняя традиционно подразделяется на физическую и среду, в последней, в свою очередь, выделяются макросоциальный и микросоциальный уровни. Фактором защищенности являются средства, используемые людьми для защиты от негативных ситуаций и их воздействия, которые могут быть как физического, так и психологического характера (механизм психологической защиты). При этом уровень защищенности детерминирован конструктивностью индивида, а также активностью его поведения и деятельности [4, с. 15].

Психологическая безопасность личности выполняет следующие функции: уравновешивания индивида с внешней средой; сохранения внутреннего равновесия организма и психики; интегрирования и регулирования психических процессов и состояний; организации деятельности и поведения индивида; ориентации личности в социальной среде и жизненных обстоятельствах. Выражением психологической безопасности личности являются переживания и соответствующие им поведенческие проявления. Особую актуальность проблема психологической безопасности личности приобретает в том случае, когда индивид оказывается в экстремальных условиях, особенно, в условиях военных действий.

Одной из основных функций психологической безопасности среды является обеспечение «психического здоровья, включенных в нее участников» [4, с. 22]. Психическое здоровье непосредственно связано с личностным развитием, а психологическая безопасность – с совокупностью условий, при которых внутренняя природа человека раскрывается максимально. Таким образом, прослеживается непосредственная связь понятий психологической безопасности личности и психического здоровья. Критериями психического здоровья являются: – осознание постоянства, непрерывности и идентичности своего физического и психического «Я»; – постоянство и идентичность переживаний в однотипных ситуациях; – критичность к себе, своей собственной психической деятельности и ее результатам; – соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; – самоуправление поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами; – планирование собственной жизнедеятельности и реализация планов; – способность менять поведение в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами. К критериям психического здоровья также относят: интерес к самому себе, общественный интерес, самоконтроль, принятие самого себя, ответственность за свои эмоциональные нарушения, гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением к ней, адекватность реакций на социальную среду и др. [5, с. 227].

Известная мудрость гласит: «Жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит, и на 90% – из того, что мы об этом думаем».

Под экстремальными подразумевают такие ситуации, которые выходят за пределы обычного, «нормального» человеческого опыта. Иначе говоря, экстремальность ситуации определяют факторы, к которым человек еще не адаптирован и не готов действовать в их условиях. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов [7, с. 12].

Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

  • различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации;

  • дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

  • чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

  • воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

  • наличие голода, жажды.

Экстремальные ситуации (угроза потери здоровья или жизни) существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний – травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств.

В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче – природного происхождения или антропогенные.

Существует мнение о том, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадавшие расценивают как «божью волю» либо действие безликой природы – тут ничего нельзя изменить.

А вот экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные трагедии в Беслане, настолько разрушительно действуют наличность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации – образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней – вся система жизненных координат [7, с. 13]

Экстремальная ситуация-это ситуация, которая вызывает актуализацию потребности в безопасности, и одновременно блокирует её удовлетворение.

Экстремальная ситуация психологическиопасна для субъекта, так как в ней:

− происходит перегрузка психофизиологических механизмов отражения;

− возникают нерефлексируемые проявления психической деятельности;

− актуализируются глубинные уровни психической организации (витальные потребности) при их фрустрации;

− снижается уровень автономности личности и волевой регуляции;

− происходит дезорганизация процессов смыслообразования и целеполагания;

− формируются «рискованные» способы удовлетворения потребностей (прежде всего ― потребности в безопасности);

− происходит дезорганизация процессов отражения;

− угнетается вероятностное прогнозирование. [7, с. 11]

В современных условиях социально-политической жизни нашей республики, нестабильности в процессе осуществляемых реформ, которые в недостаточной степени обеспечивают как социально-государственную, так и личностную безопасность подрастающего поколения, особенное внимание должно быть направлено на профилактику и предупреждение эмоционально- личностных и поведенческих отклонений молодежи в условиях переживания ожидаемых социальных угроз, особенно идеологической угрозы со стороны оппозиционных политических организаций, пытающихся оказать влияние на молодежь как наиболее чувствительную к идеологическим провокациям, на неустойчивые убеждения молодежи, вызывая опрометчивые формы протестного поведения.

В исследовании факторов социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемых террористических угроз  обращается внимание, прежде всего, на осознанное проявление базовой потребности личности в безопасности – в праве на социальную и материальную защищенность (от экологических, террористических, военных угроз, от угроз разрушения как государственности в целом, так и собственного дома и др.); в праве на духовно-личностную защищенность (от посягательств на чувство собственного духовного достоинства и духовность других людей, от негативного давления на проявления свободы, взаимности и солидарности, способности к ответственности, самоуправлению, взаимному уважению и доверию людей друг к другу) [3, с. 20].

Проблемы,с точки зрения,психологии безопасности остро испытывают студенты, оказавшиеся в экстремальной ситуации.Физическая угроза, потеря родственников, непосредственное присутствие на месте совершения насилия над другим человеком и др. порождают страх, ужас, состояние тревоги,систематический уход в прошлое: в переживания, связанные стравмирующей ситуацией.

Но именно экстремальная ситуация может способствовать консолидации адаптационного потенциала человека, мобилизации сопротивляемости негативным влияниям социальной и физической среды, интегрировать личностные и социальные ресурсы. Эта двуполярность возможного влияния

на личность характеристик данного классаситуации еще раз подчеркивает значимостьсистемного анализа и необходимость рассмотрения категории «экстремальная ситуация» в структуре целостного направления исследований по психологическим проблемам безопасности [3, с. 17].

Согласно принципу системности, только полный учет и анализ всех факторов, особенно мотивационно-смысловых отношений (в частности, системы личностных смыслов наряду с переживаниями), позволит приблизиться к осмыслению семантического пространства понятия «психологическая безопас ность личности». Рассмотрение «человека в системе» как «элемента», одновременно принадлежащего различным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества , позволяет понять, насколько эти качества отражают степень сформированности психологической безопасности личности [2, с. 21].

Под психологической безопасностью подразумевается осознание психически здоровым человеком на уровне переживания как личностного смысла степени конгруэнтности идеальных, желаемых представлений о себе, о своем месте в жизни и реально существующего положения вещей в конкретной жизненной ситуации. Подобное осознание связано с выявлением ряда параметров, оптимально приближающих человека к переживанию психологической безопасности.

Считается, что психологическая устойчивость препятствует дезинтеграции личности, способствует установлению гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Психологическая устойчивость личности непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье» [5, с. 104]. Жизнеспособность личности связана с проблемой психологической безопасности и проявляется в «способности личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям» [5, с. 6]. Это положение согласуется с идеей о жизнестойкости как основании психологической безо пасности личности в кризисных ситуациях. Автор концепции жизнестойкости С. Мадди определяет этот термин как «интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей, которая включает: вовлеченность в процесс жизни; уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать; принятие вызова жизни» [5, с. 582]. Немаловажную роль в позитивной оценке человеком своей жизни и выборе им продуктивных стратегий в кризисных ситуациях играют такие психологические феномены, как оптимизм, диспозиционная надежда, интернальный локус контроля, высокое самоуважение, а также ориентированность на настоящее и на будущее [5, с. 26]. Можно сказать, что психическое здоровье, психологическая устойчивость личности, жизнестойкость и «воля к жизни» являются необходимыми условиями формирования психологической безопасности личности.

Изучение проблем психологической безопасности личности в экстремальных условиях, особенно в условиях войны и боевых действий, остается актуальным и социально значимым в современном мире, так как непрекращающиеся локальные вооруженные конфликты приводят к необходимости в оказании результативной психосоциальной помощи большому числу людей, страдающих от их негативного, психотравмирующего воздействия.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агузумцян Р. В. Психологическая безопасность личности и причинная обусловленность депрессии / Р. В. Агузумцян, Е. Б. Мурадян // Современные проблемы прикладной психологи : Межвузовский сб. науч. статей. Ереван, 2007. C. 32-40.

2. Агузумцян Р. В. Проблема психологической безопасности личности в период поздней взрослости и старости / Р. В. Агузумцян, Е. Б. Мурадян // Психологический журнал. 2008. Т. 29. 3. С. 22-29.

3. Баева И. А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологическогоисследования / И. А. Баева // Материалы Всероссийской конференции «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании». СПб, 2003. С. 15-26.

4. Баева И. А. К вопросу о критериях психологической безопасностиличности / И. А. Баева, Н. М. Емелин // Материалы Всероссийской конференции «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании». СПб, 2003. С. 10-25.

5. Психология здоровья :учебник для ВУЗов / под ред. Г. С. Никифорова. Спб. : Питер, 2006. 607с.

6. Маслоу А. Психология бытия / А. Маслоу. М., 1997. 295 с.

7. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред. Ю. С. Шойгу. М. : Смысл, 2007. 319 с.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (13.02.2017) | Автор: Плетнёва Юлия Сергеевна E
Просмотров: 520 | Комментарии: 1 | Теги: Психология безопасности, экстремальная ситуация ., социогенная ситуация | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 10:54, 17.02.2017
Хочется пожелать терпения, веры и мира.
avatar