Главная » Статьи » секция 1 |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Борисюк Марина Владимировна, Яковецкая Александра Александровна, Корсун Анастасия Андреевна, Гниденко Наталья Александровна Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк m-ecology@mail.ru, felixlacrima@ukr.net
Психолого-педагогический портрет педагогов разных звеньев системы образования, и прежде всего учебных заведений высшего профессионального образования, на протяжении не одного десятилетия привлекает внимание широкого круга специалистов. В результате этих исследований:
Ускорение темпов развития общества в значительной мере влияет на ценностные ориентации, как обучающих (т. е. педагогов), так и обучаемых (в нашем случае студентов). Мнения и представления студентов о личности педагога высшего учебного заведения являются мощным субъективным фактором, определяющим эффективность учебной и учебно-воспитательной работы в вузе [2] и широко используются в мониторинговых исследованиях. В связи с этим актуальным в любое время является изучение наиболее значимых для студентов профессиональных и личностных качеств педагога с целью коррекции и оптимизации всего образовательного процесса. Для составления психолого-педагогического портрета современного педагога глазами студентов-медиков нами был использован метод анкетирования. Вопросы анкеты, содержащие перечень личностно-профессиональных и личностных качеств педагога, были взяты из перечня качеств педагога, наиболее часто цитируемых и употребляемых в научной, учебной и учебно-методической литературе педагогического и психологического профиля [5]. В анкетировании приняли участие 90 студентов 1-го курса Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, из них – 21 юноша и 60 девушек возрастом 17 – 18 лет, остальные студенты были несколько старше. Какими же хотят видеть нас юные современные студенты – первокурсники? Итак, 90% юношей и 83% девушек считают, что современный педагог, работающий в системе высшего профессионального образования, должен быть широко эрудированным, свободно излагать материал и при этом иметь чувство юмора. Именно эти личностно-профессиональное и личностные качества занимает первое место в рейтинге наиболее значимых для студентов качеств современного педагога (табл.) Таблица Рейтинг наиболее значимых для студентов личностно-профессиональных и личных качеств современного педагога (по данным анкетирования)*
*Примечание: курсивом обозначены личностно-профессиональные и личностные качества современного педагога, одинаково значимые для юношей и девушек
Без внимания студентов не остались такие важные профессиональные качества педагога, как четкая дикция, общая и специальная грамотность, умение четко формулировать конкретные цели. Кроме того, юноши более строги и требовательны к современному преподавателю и ожидают от него не только толерантности (терпеливости в работе со студентами) – 76%, но и самого желания работать со студентами (71%). Мнение юношей в отношении такого профессионального качества педагога как «мгновенно реагировать на ситуацию» принципиально отличается от мнения девушек – первокурсниц (62% и 33% соответственно). И если девушки обращают внимание на элегантный внешний вид преподавателя (49%), то юноши предпочитают демократический стиль общения (43%). Как и все члены современного общества, студенты настроены на доброжелательное, гуманное и приветливое отношение к ним. У юношей не осталось без внимания такое личностное качество преподавателя как целеустремленность – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.
Рис.1. Качества, которыми должен обладать современный педагог (исходя из количества ответов студентов в %) Анализ и систематизация полученных в ходе анкетирования студентов-первокурсников данных касательно вопроса: «Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный педагог?» (рис. 1), свидетельствуют о довольно высоких требованиях к современному педагогу со стороны обучаемых. Так, приоритетным в структуре психолого-педагогического портрета преподавателя вуза является показатель «качества педагогической деятельности», характеризующий интеллектуальные качества личности и связанный с общей эрудицией, мыслительными умениями, специальными знаниями. Полученные нами сведения совпадают с мнением А.К.Марковой о том, что в последние десятилетия технология обучения, базируемая на профессиональных качествах преподавателя, уступает место взаимоотношениям обучаемого и обучающего. Так, в 85% случаев студенты как приоритетные качества личности педагога отмечают эмоциональные, в 75% – интеллектуальные, в 64% – нравственные, отражающие отношение преподавателя к студентам и лишь в 64% – профессиональные. Таким образом, наряду с высоким профессионализмом, преподаватель должен быть готовым к эмпатии (пониманию психического состояния студентов), иметь педагогический такт, а самое главное, – быть эмоциональным, не лишенным чувство юмора, уравновешенности и оптимизма.
ЛИТЕРАТУРА 1. Беляева Г. Ф. Опросы «Преподаватель глазами студента» как инструмент совершенствования управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко // Гос. Управление. – Электронный вестник. – Вып. № 22, июнь 2012. – С. 1-22. 2. Беляева Г. Ф. Социологический мониторинг «Преподаватель глазами студента» как инструмент оптимизации управления учебным процессом в вузе / Г. Ф. Беляева, А. С. Царенко. – М. : МГУ. – 128 с. 3. Маркова Л. Н. Личность и стиль деятельности преподавателя глазами студентов / Л. Н. Маркова, И. А. Шаршов // Образование и общество. – 2004. – №6. – С. 37-47. 4. Потехина Л. Н. Профессиограмма педагога как инструмент реализации требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» / Л. Н. Потехина // Материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.). – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 4 (10). – С. 36-39. 5. Скрынник Н. Е. Представления студентов о профессионально важных качествах педагогов / Н. Е. Скрынник // Психологические проблемы педагогической деятельности. – Ростов/н/Д., 2010. – 210 с.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1774 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |