Главная » Статьи » секция 1 |
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ковалёва Антонина Валериевна Акопян Алина Гариковна Ушаков Владимир Сергеевич ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко», г. Луганск tosikkov@yandex.ru
Современное общество является свидетелями кризиса нравственности и правосознания, социальной нестабильности, политической дезориентации, деморализации и фашизации молодежи. Поиски новых, созидающих ценностных ориентаций, тяжелые сами по себе, усложняются боевыми действиями и социально-культурным кризисом, но они являются жизненно необходимыми для каждого. Актуальность исследования определяется теми изменениями, которые происходят в нашем обществе, потребностью общества в активных гражданах своей Республики, в необходимости помощи студенческой молодежи в получении и укреплении гуманных смыслообразующих жизненных ориентиров, поскольку в современном обществе происходит потеря идеалов, разрушение исторической памяти, подмена ценностных ориентиров личностной выгодой, отсутствие религиозной, этнической культуры, изменение престижа профессий. Студенческие годы является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, согласно которым осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов. Однако сегодня юноши и девушки поставлены в условия самостоятельного выбора системы ценностей и их понимание. Поэтому нередко процесс интериоризации ценностей у современной молодежи отличается склонностью к случайным воздействиям, непредсказуемостью, стихийностью. В работах Д. А. Леонтьева, Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, Т. Н. Сахарова указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде. В то же время недостаточная изученность ценностных ориентаций как психологического феномена не позволяет разработать эффективные приемы, оптимизирующие процесс развития производительных ценностей современных студентов. Смысложизненные ценности можно определить как ценности, не просто имеющие определённую значимость (смысл) для человека, но неразрывно связанные со смыслом жизни и потому являющиеся опорой для него; смысложизненные ценности включены в общую структуру ценностей как наиболее значимые из них и опосредованные смыслом жизни человека. Смысложизненные ценности студентов можно представить как систему, состоящую из четырёх взаимосвязанных компонентов: смысложизненной ориентации «Я» (ориентации на себя); «Деятельность» (ориентации на различные виды деятельности); 3) «Среда» (ориентации на среду, естественную и искусственную); 4) «Мир - жизнь» (ориентации на мир и жизнь в целом). Многие авторы считают (Б. С. Братусь, Н. П. Гурина, Н. А. Коваль, Т. Н. Сахарова и др.), что сегодня школа и вузы, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не владеют в достаточной мере пока ни содержательной стороной приобщение молодежи к усвоению ценностей (мало вариантов программ, учебных пособий, методических разработок), ни процессуальной (не ясно, какими методами влиять, какие технологии использовать). Очевидно, необходим поворот к личностностно-ориентированному образованию, способному учесть потребности в жизненном и профессиональном самоопределении молодежи. Д. Я. Райгородский дает следующее определение смысложизненной концепции – «это, индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе онтогенеза является достаточно устойчивой» [6, с. 194]. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности. Таким образом, можно сказать, что смысложизненная концепция – это стержневая направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности. А смысложизненные ориентации – это целостная система сознательных и избирательных связей, отражает направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [7]. Исследование проводилось на базе ЛГУ им. Тараса Шевченко в г. Луганска (ЛНР), исследуемые студенты 1 курса дневного и заочного отделения 50 человек (18-21 год); 1 курсов ВУЗов РФ 50 человек (18-21 год); 1 курсов ВУЗов Украины 50 человек (18-21 год), гендерный аспект не учитывался. Наиболее интересные данные мы получили по двум методикам:
Система ценностных ориентации определяет направленность личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика изменения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
Молодежь всегда наиболее чутко реагирует на все изменения, причем ее ценностные ориентации отличаются неустойчивостью и подвергаются воздействию случайных факторов. За годы становления рыночной экономики в динамике ценностных ориентаций и процессах адаптации молодежи появился ряд противоречивых тенденций. Как показывают социологические исследования, часть молодежи считает, что появилось больше возможностей использовать свои возможности и знания. В то же время многие недооценивают значение профессионализма. В новых экономических условиях происходит переоценка ценностей, и не в пользу моральных ориентиров, вызывает необратимые потери в духовном развитии молодежи. По методике «Ценностные ориентации» М. Рокича мы получили следующие показатели.Сделав сравнительный анализ рейтингов терминальных ценностей первокурсников ЛНР, РФ и Украины мы пришли к следующим выводам:
Для 1 курса украинских ВУЗов большую значимость получили такие показатели: «активная деятельная жизнь» (7), «здоровье» (5), «интересная работа» (5), «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)» (4), а показатель «жизненная мудрость» ниже, чем в первых двух группах.
Для 1 курса украинских ВУЗов на последние места ставят: «познание»(1), «развлечения» (1), «счастье других» (0). Проанализировав рейтинги инструментальных ценностей первокурсников ,мы пришли к следующим выводам:
Для первокурсников украинских ВУЗов важнейшими являются: «независимость» (10), «воспитанность» (8) «непримиримость к недостаткам других» (5), Эти особенности говорят о сложностях принять другую (отличную) точку зрения. Критерий «Терпимость» имеет показатель (0)! Таким образом, мы видим, что самые важные инструментальные ценности в выборках (ЛНР и РФ) почти совпадают, для украинских первокурсников, также важны «независимость» (10), и «воспитанность» (8). Мы это объясняем тем, что ранняя зрелость характеризуется оптимизмом, ведь молодой человек приступает к осуществлению своих жизненных планов. Эти особенности отражают развитую социально-психологическую адаптивность, но смысловое наполнение термина «независимость» у студентов ЛНР и Украины значительно отличаются.
Из вышеуказанного следует, что значимых различий между доминирующими инструментальными ценностями первокурсников ЛНР и РФ нет. Но есть разногласия, которые проявляются на уровне интерпретации определений по таким ценностям: «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов», «твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)» и «эффективность в работе (трудолюбие, продуктивность в работе)». После тщательного анализа рейтингов терминальных ценностей первокурсников ЛНР и РФ и первокурсников Украины, мы пришли к следующим выводам:
Ценностные ориентации отражают отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Формирование личности можно рассматривать как интериоризациию общественных ценностей, превращение их в систему личностных ценностей. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ценностных ориентаций показывает также, в какой мере выявленные ценностные ориентации студентов соответствующие общественному и этническому эталону, насколько они адекватны целям воспитания. Сравнительные результаты по ориентационной анкете Б. Басса Данный сравнительный анализ говорит о том, что у украинских студентов из всех трех шкал преобладает «направленность на себя» (43). Личная направленность характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к личному первенству и престижу. Такие люди с доминированием такого показателя чаще всего, бывают заняты сами собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагируют на потребности людей, которые их окружают, равнодушны к коллегам, своих обязанностей. В работе, видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои привязанности независимо от интересов коллег. Меньший показатель «направленность на дело» (34), он отражает заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. По результатам можно сказать то, что у украинских студентов ориентация на общение находится на третьем месте (23), это значит, что нет большой возможности в общении, стремление поддерживать отношения с коллегами. Нет интереса к совместной деятельности, а большая «направленность на себя». Российские студенты и студенты ЛНР в свою очередь, общению уделяют большее количество времени. Они могут в общении, проявляют интерес и инициативу в совместной деятельности, хотя это и не всегда способствует успешному решению задачи. Данный сравнительный анализ говорит о том, что у студентов ЛНР самый большой показатель по результатам данной методики «направленность на дело» (48) у студентов РФ этот показатель тоже находится на первом месте (40). Это говорит о том, что деловая направленность отражает направленность мотивов, порождаемых деятельностью: увлечение процессом работы, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такие люди ориентируются на сотрудничество с коллективом и достигают наибольшей производительности труда коллег и соратников, пытаются обоснованно доказать свою точку зрения, которую считают полезной для выполнения задачи. Необходимо отметить, что студенты, определяющие своей доминирующей направленностью «направленность на деловую активность», отражают преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такая направленность личности стремиться сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи соотношение показателей. По показателю «направленность на общение» (28) и (28). Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов ЛНР и РФ существует стремление поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми, но наименее ориентация на прямую выгоду.
ЛИТЕРАТУРА
| |
Просмотров: 873 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | |
| |