Главная » Статьи » секция 1

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Акиншева Ирина Петровна

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск

Akinsheva.irina@mail.ru

 

Изменения, которые произошли в социально-экономической сфере современного общества, закономерно привели к существенным преобразованиям в политической структуре социума: изменилась идеологическая система, общественно-политические институты, отношения, принципы политической жизни. Изменений претерпели и глубинные основы политического сознания и поведения людей – социально-психологическая отрасль, которая долгие десятилетия формировалась в условиях жесткой идеологической системы. Жизненные установки, которые оказались незыблемыми для людей старшего возраста, потеряли свое значение, а вместо них молодежь получила другие моральные идеалы. В этих условиях политическая социализация молодежи, которая является важной составной частью общесоциализационного процесса, стала одной из актуальных социальных проблем.

Студенчество XXI века характеризуется тем, что, во-первых, по половым, социальным, возрастным показателям это наиболее мобильная группа молодежи; во-вторых, это относительно автономная социальная группа с повышенной адаптивностью к различным социально-экономическим и политических изменениям в обществе; в-третьих, общественное сознание связывает со студенчеством направления и темпы социальных изменений, в которых оно принимает активное участие; в-четвертых, студенчество имеет высокий интеллектуальный потенциал и чувство альтруизма, что делает его «социальным лифтом» между различными группами; в-пятых, в обществе студенчество, с одной стороны, выступает как субъект новой социальной деятельности, с другой – является фактором общественной стабильности.

Значительный вклад в исследование проблем студенческого возраста сделал Б. Ананьев. В частности, он писал, что «в общем процессе становления личности этот период жизни имеет важнейшее значение, как завершающий этап образования и основная стадия социализации, момент «старта» деятельности, освоения социальных ролей и функций» [1, с. 34-35].

По мнению Н. Рейнвальд, «студенческий возраст представляет собой период наиболее интенсивного созревания личности. Именно на этот период приходится достижение стабильности большинства психологических функций» [2, с. 17].

В связи с вышеизложенным, остановимся на краткой характеристике социально-психологических особенностей студенчества.

Прежде всего, следует отметить, что в социально-педагогическом аспекте проблема социализации студенчества рассматривается через призму целенаправленного формирования политического сознания и поведения. Она понимается не только как вхождение личности в политику, но и как педагогическое сопровождение этого процесса. Таким образом, политическая социализация студенчества фокусируется в нескольких ведущих представлениях.

Во-первых, по масштабу распространения она может рассматриваться как явление общегосударственного масштаба, а по своим последствиям – как фактор, непосредственно влияющий на будущее страны. Отсюда необходимость социально-педагогического сопровождения этого процесса не в единичных, изолированных вариациях, а в виде продуманной государственной политики.

Во-вторых, по временным характеристикам политическая социализация студенчества является бессрочным процессом с выраженными этапами его актуализации. Эти этапы определяются, с одной стороны, подвижностью студенческого контингента, который полностью обновляется раз в пять лет, с другой – обострением политической ситуации, что связано с проведением масштабных политических мероприятий – выборы, манифестации, политические акции, референдумы и т.д.

В-третьих, по своим функциональным характеристикам политическая социализация студентов предполагает не только овладение политической культурой, не менее важными являются задачи сопутствующего плана – гражданское самоопределение молодежи, включение в гражданское общество, адаптация к новым социально-экономическим условиям.

В-четвертых, по форме противоречий, которые решаются, политическая социализация студенчества является проблемой полифункционального характера, поскольку она порождена комплексом противоречий и конфликтов в функционировании политических институтов в современном обществе. А, следовательно, ее решение возможно на уровне междисциплинарной интеграции, что предполагает, как это представлено в нашем случае, не только исследование механизма политической социализации, но и выработка технологии его педагогической поддержки.

К ведущим социально-психологическим особенностям студенчества принадлежит выраженная зависимость адекватного восприятия своего социального статуса от возраста и срока обучения в высшем учебном заведении. В этот период у студентов формируется своеобразный феномен корпоративности в взглядах, поведении, рефлекторных реакциях. Студенчество – будущая интеллигенция, и это объединяет его с этим социальным слоем. Проблемы, стоящие перед интеллигенцией, стоят и перед студенчеством, однако оно реагирует на эти проблемы по-своему. Одна из отличительных признаков социального своеобразия студенчества – это большая, по сравнению с интеллигенцией, гомогенностью, их объединяют общие проблемы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса, досуга, заботы о будущем трудоустройстве, определенный стиль поведения, образ жизни, возраст.

В то же время в процессе политической социализации происходит подготовка студентов к выполнению важнейшей политической функции интеллигенции в обществе, консолидации политических сил в высших эшелонах власти.

Сказанное подтверждает, что современное студенчество нуждается в профессиональной педагогической поддержки процесса политической социализации, корректировки политических интересов и симпатий, разъяснение сложных схем развития политической жизни в стране. В этом процессе отражено не только тенденции влияния политики на студенчество и систему высшего образования в целом, по справедливому замечанию С. Шатенко, «высшие учебные заведения, формируя гражданина, тем самым влияют на социально-политические отношения» [3, с. 289].

Особое значение для понимания механизмов политической социализации студенчества имеют социально-психологические факторы, которые во многом определяют направление, политическую платформу, продолжительность и масштабы студенческой активности. Особенности студенческого возраста, его социально-психологические черты как отдельной социальной группы влияют на процесс политической социализации студенчества определяют специфику ее форм и содержания. Фактически психологические особенности выступают как связующее звено между социальными основаниями студенческой активности и ее политическими формами. Среди таких особенностей мы выделяем:

1) выраженную зависимость адекватного восприятия своего социального статуса от возраста и времени обучения в ВУЗЕ;

2) поскольку студенчество – будущая интеллигенция, то ему близки проблемы, стоящие перед интеллигенцией. Однако студенты реагируют на эти проблемы по-своему, им присуща большая, по сравнению с интеллигенцией, гомогенностью;

3) несмотря на то, что студенты происходят из разных общественных групп, в социальных отношениях они участвуют как представители особого сословия с выраженной субкультурой, собственными морально-этическими, политическими, экономическими интересами. Овладение этой субкультурой составляет главный смысл социализационного процесса, а его успешность определяет степень политической зрелости и активности в последующие годы;

4) важной особенностью, определяющей специфику политических реакций студенчества, является своеобразная амбивалентность его состояния. С одной стороны, студенчество маргинальное, поскольку не принадлежит ни к одной определенной производственной группе, с другой – привилегированное положение студенчества, по сравнению с другими категориями молодежи, делает ее авангардом молодежного движения и выразителем общих интересов;

5) для части студентов характерно стремление ускорить социальные преобразования в обществе, они находятся в плену иллюзий относительно собственных политических возможностей. Это способствует формированию состояния «психологической готовности к протесту», который периодически выливается в акции неповиновения власти и администрации учебных заведений;

6) важной социально-психологической особенностью студенчества, является отсутствие уважения, а порой и проявление нетерпимости к чужим взглядам, другим точкам зрения, недостаточный уровень полемической культуры. Часто студенчество склонно руководствоваться политическими стереотипами в мышлении и поведении, которые в сегодняшней жизни не всегда имеют цивилизованные признаки;

7) существенной особенностью является то, что, в отличие от предыдущих поколений, политическая социализация сегодняшних студентов происходит без влияния мощных молодежных организаций.

Таким образом, рассмотрение сущности и особенностей политической социализации студенческой молодёжи позволяет понять закономерности, механизмы этого процесса. Студенчество – это наиболее активная часть молодёжи, а в политической жизни общества оно неизменно занимает позиции лидера, как самостоятельный субъект политической деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев. – Л. : Изд-во ленингр. ун-та, 1969.

  2. Студент на пороге ХХІ века : Монография / Отв. ред. Н. И. Рейнвальд. – М. : УДН, 1990.

  3. Шашенко С. Ю. Система вищої освіти як обєктивний компонент макросередовища – передумова соціального становлення молоді / С. Ю. Шашенко. – К., 2002.

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Акиншева Ирина Петровна E
Просмотров: 789 | Комментарии: 1 | Теги: политическая социализация, студенты, социализация | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 nazmu1956 • 10:58, 17.02.2017
Абсолютно согласен, что студенчество наше будущее. Узнав студентов, можно в какой-то мере узнать и свое будущее.
avatar