Главная » Статьи » секция 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Мирошкин Денис Александрович

ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков», г. Горловка

ideniskindenya@gmail.com

 

Постановка проблемы в общем виде. Организация и воспитание классного ученического коллектива является одним из основных направлений работы классного руководителя. Коллектив является мощным педагогическим инструментом организации воспитательного процесса. Организация и воспитание классного ученического коллектива является одним из основных направлений работы классного руководителя. Во многом успешное решение учебных и воспитательных задач в современной общеобразовательной школе зависит от качества и сплоченности созданного ученического коллектива.

Анализ исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. Предмет формирования ученического коллектива не является новым. Основоположниками в данном направлении исследований можно назвать педагогов советской школы Макаренко А.С. и Сухомлинского В.А.

Проблематику организации воспитательной работы по созданию ученического коллектива в современной школе в своих трудах исследовали: Масленова Л.И., Михайленко О.И., Сагай А.С., Сластенин В.А., Зайченко И.В, Палчевский С.С и др.

Ученический коллектив как система включает в свой состав не только элемент самоуправления, но и элемент ориентации, представленный опытнейшей, чем кто-либо из членов коллектива, уполномоченной обществом личностью воспитателя. [4]

Цель статьи показать профессиональные возможности классного руководителя в создании ученического коллектива.

Изложение основного материала исследования.

Словарь Ожегова определяет коллектив как группу лиц, объединенную общей работой, учебой, общими интересами [3], из чего следует, что главным признаком коллектива является наличие общей цели. Можно ли назвать ученический коллектив группой учащихся, посещающих одно учебное заведение и состоящих в одном классе? Подласый И.П. в своем труде указывает на то, что в педагогическом смысле ученический коллектив является более широким понятием. Он выделяет ряд признаков которые возвышают ученический коллектив над обычным: общая социально-значимая цель, общая совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган [5].

Другой исследователь Сидоров С.В. определяет коллектив как социальную группу, обладающую повышенной эффективностью совместной деятельности, и выделяет в нем следующие признаки: организационное единство группы, направленность групповой деятельности, подготовленность к групповой деятельности, психологическое единство, психологическая коммуникативность. Важнейшими признаками коллектива Сидоров С.В. определяет сплоченность, общую организацию деятельности, внутриколлективную атмосферу и психологический климат [6].

Чем сложнее устроен коллектив, тем больше усилий необходимо прикладывать для управления процессами его функционирования. Для эффективного управления коллективом необходимо учитывать особенности коллектива, его возможности самоуправления. Кураткин А.Т. делит управление ученическим коллективом на два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: первый – сбор информации об ученическом коллективе и входящих в него школьниках, второй –  организация адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать его влияние на личность каждого отдельного ученика.

Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников, как указывает Сластенин В.А., имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

На фоне педагогических требований формируется социальное мнение, которое выполняет регулирующие функции как в системе коллективных, так и межличностных отношений. Сила и авторитет общественного мнения тем выше и влиятельнее, чем больше сплочен и организован ученический коллектив. Он складывается не сам собой, а под руководством учителей и в результате совместных целесообразно организованных коллективных действий [7].

Михайленко О.И, выделяет такие правила управления коллективом школьников, как умение разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, необходимость подстраивания педагогического руководства под динамическую изменяющуюся систему ученического коллектива, недопустимость формализма, демократизация воспитания. Показателем правильного руководства выделяется наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам класса [2].

На необходимости логики развития ученического коллектива, акцентирования внимания на развитии толерантности и коммуникативости, настаивает Маленкова Л.И. Учёный указывает на взаимосвязь этих двух понятий в том смысле, что толерантность человека позволяет ему легче вступать в коммуникативные связи с другими людьми. С позиций гуманной педагогики, по мнению исследователя, воспитатель принимает ребенка (детей, весь детский коллектив) таким, каков он есть – с его достоинствами и недостатками, его успехами и промахами, хорошими взглядами и поступками, с болезнями роста и ошибками. Принимает, понимает, чтобы вести его развитие дальше, воздействуя позитивно и собственной личностью, и организованным взаимодействием со сверстниками в детском коллективе [6]. Поэтому столь важными становятся такие способы воздействия педагога, как обеспечение каждому достойного, удовлетворяющего его места в коллективе, подход с оптимистической гипотезой, диалектическое сочетание уважения и требовательности, оказание психолого-педагогической поддержки в решении насущных проблем каждого ребенка, любого детского коллектива, создания воспитывающих ситуаций, проецирующих позитивное развитие: от негативных качеств личности – к позитивным; от ошибочных взглядов и просчетов – к их преодолению, от асоциальной и антисоциальной позиции – к проявлениям позиции, оцениваемой в логике стремления к истине, добру, красоте [1, с. 197-198].

Организационный период и первоначальный вклад в формирование ученического коллектива напрямую влияют на качество воспитательной работы в нем. Кроме этого, педагогическую основу методики создания коллектива составляют: выдвижение требований к учащимся, умение организовать ученическое самоуправление, формирование здорового общественного мнения, создание традиций коллективной жизни. Харламов И.Ф. считает, что создание ученического коллектива необходимо начинать с предъявления требований в нем, Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения, приучение учащихся к нормам поведения в образовательном учреждении, выработка привычек поведения, учет настроений и общественного мнения при предъявлении требований к коллективу и соблюдение меры [8, с. 330-331].

Развитие коллектива тесно связано с наличием противоречий в нем между коллективом как целым и отдельными учениками, которые могут, как опережать требования коллектива, так и отставать от них. Именно эти противоречия классный руководитель в своей деятельности должен умело использовать как движущую силу развития личности, ее социализации. Невозможно единовременно сформировать ученический коллектив, этот процесс протекает в несколько стадий. Сидоров С.В., разделяет процесс развития ученического коллектива на пять этапов. На первом этапе классный руководитель определяет общие цели и близкие перспективы, формирует деловые отношения в общей деятельности, он предъявляет единые требования, планирует выбор общей деятельности, обучает деловому взаимодействию и оценивает результаты. На втором этапе классный руководитель выступает как организатор, намечает дальние и  средние перспективы ученического коллектива, помогает активу, создает атмосферу сотрудничества, организует коллективное планирование и оценивает результаты деятельности. На третьем этапе классный руководитель выступает как помощник. Его задачей становится формирование общественного мнения на основе единых ценностных ориентаций. Он проводит коррекцию положения личности в группе, создает атмосферу взаимного уважения и доверия, привлекает всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание и планирование. На четвертом этапе в качестве сотрудника ученического коллектива он развивает инициативы и организует взаимодействие с другими группами; на последнем этапе классный руководитель находится в роли консультанта и его главной задачей становится использование влияния коллектива на воспитание личности, создает условия для самореализации личности [6].

Основная идея, отражающая современный, личностно ориентированный подход к работе с ученическим коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для педагога не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности. В этом случае ученический коллектив и каждого отдельного ученика можно рассматривать как взаимодействующих субъектов воспитания, а взаимодействие «ученический коллектив – ученик» – как сложную систему воспитывающих отношений, складывающихся в атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня адаптивности педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности. [6]

 

         Выводы исследования и перспективы дальнейшего развития в данном направлении. Итак, создание ученического коллектива – очень трудоемкий процесс, который открывает пути и средства для воспитания в ребенке личности, раскрытия его потенциала. Контроль над ученическим коллективом – неотъемлемая часть воспитательного процесса со стороны классного руководителя.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания : учебное пособие / И. Л. Маленкова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

  2. Михайленко О. И. Электронный учебник по педагогике [Электронный ресурс] / О. И. Михайленко // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова. – Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_8 – 05.02.2017.

  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка 1949 / С. И. Ожегов. 22-е издание, 1990.

  4. Пальчевский С. С. Педагогіка : навч. посіб. / С. С. Пальчевский. – К. : Каравела, 2007. – 576 с.

  5. Подласый И. П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пособие для вузов / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

  6. Сидоров С. В. Теоретическая педагогика [Электронный ресурс] // Сайт педагога – исследователя: Сидоров Сергей Владимирович. – режим доступа http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/index.htm – 05.02.2017.

  7. Сластенин В. А. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

  8. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов – М.  Гардарики, 1999. – 520 с.

 

Категория: секция 1 | Добавил: pedagogikaipsikhologiya (14.02.2017) | Автор: Мирошкин Денис Александрович E
Просмотров: 634 | Комментарии: 2 | Теги: воспитание, коллектив, личность, педагог, ученический коллектив | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 nazmu1956 • 11:14, 17.02.2017
Формирование ученического коллектива наше настоящее и будущее.
avatar
0
2 lena_medvedeva20 • 21:10, 21.02.2017
Действительно, организация и воспитание ученического коллектива ложится на плечи классного руководителя.
avatar